Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:10, курсовая работа
Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма обладает абсолютной рыночной властью и не допускает в отрасль конкурентов. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Цель работы – дать развёрнутую характеристику видам монополий и выявить их положительные и отрицательные черты.
Введение
1. Анализ монополий
1.1. Монополия естественная и искусственная.
Монополистические союзы
1.2. «Плюсы и минусы» монополии и её регулирование
2. Особенности определения цены и объёма производства
2.1. Ценовая дискриминация
2.2. Монополия и эффективность
2.3. Цена и объём производства в условиях монополистической
конкуренции
3. Монополизм в экономике Украины
3.1Антимонопольная политика государства
Заключение
Список использованной литературы
К числу первоочередных
задач, связанных с
Общение с коллегами
из стран Содружества Независим
Министерство экономики
В настоящее время
Подводя итоги, можно охарактеризовать
антимонопольное
Решающую роль в создании на рынке
благоприятной конкурентной среды
играют антимонопольное
Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений (не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий гибельный). Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
В действующем антимонопольном законодательстве целесообразно предусмотреть снижение монопольной доли товара на рынке, что должно затруднить возможности сговора производителей с целью диктата цен и условий продажи товаров.
Также представляется необходимым введение действенного контроля за хозяйственной деятельностью государственных предприятий-монополистов и активизация управления государственной частью в акционерных обществах. Кроме того, целесообразно применять мониторинговое слежение за индексами роста затрат и цен по основным видам монопольных товаров на различных стадиях их изготовления, особенно в период роста цен на услуги естественных монополистов (электроэнергия, транспорт, топливо и др.). В то же время не менее актуальным является контроль издержек и снижения цен на продукцию и услуги самих естественных монополистов. Считается целесообразным создание банка данных на продукцию предприятий-монополистов, что позволит оперативно обеспечивать необходимой информацией о ценах на монопольную продукцию потребителей и других заинтересованных лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы
над темой курсовой работы, нам
стало известно, что в экономике
различают четыре варианта
Исследуя положительные и отрицательные стороны монополий, мы выясни-ли, что плюсы и минусы монополии имеют противоположную тенденцию; что ценовая дискриминация не одинаково влияет на разные слои населения, а иногда она попадает под антимонопольное законодательство; что некоторые характерные черты монополии могут оказывать положительное и отрицательное влияние на её эффективность. Например, высокие барьеры, препятствующие вступлению в монополистическую отрасль, могут сдерживать производство необходимых обществу товаров (это снизит общественную эффективность производства) или, наоборот могут обеспечить экономию затрат на основе эффекта масштаба производства.
В краткосрочном периоде
монополия выбирает цену и
объём выпуска, либо
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ