Виды монополии и особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма обладает абсолютной рыночной властью и не допускает в отрасль конкурентов. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Цель работы – дать развёрнутую характеристику видам монополий и выявить их положительные и отрицательные черты.

Содержание работы

Введение
1. Анализ монополий
1.1. Монополия естественная и искусственная.
Монополистические союзы
1.2. «Плюсы и минусы» монополии и её регулирование
2. Особенности определения цены и объёма производства
2.1. Ценовая дискриминация
2.2. Монополия и эффективность
2.3. Цена и объём производства в условиях монополистической
конкуренции
3. Монополизм в экономике Украины
3.1Антимонопольная политика государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

       К числу первоочередных  задач, связанных с ограничением  и преодолением "институционального" монополизма, относится упорядочение  системы государственной помощи  предприятиям. Необходимо, чтобы механизм предоставления государственной помощи был прозрачным и не влиял негативно на конкуренцию. Антимонопольным комитетом Украины подготовлен проект соответствующего закона, проводится его доработка.

      Общение с коллегами  из стран Содружества Независимых Государств, сотрудничество в рамках Межгосударственного Совета по антимонопольной политике показывает, что у нас очень много общего в проблемах ограничения монополизма, защиты и развития конкуренции, обеспечения на этой основе успешного экономического развития. Это - объективная основа для тесного и плодотворного сотрудничества на благо наших народов.

Министерство экономики Украины  совместно с антимонопольным  комитетом Украины разрабатывает  общие принципы осуществления демонополизации  экономики и антимонопольного регулирования, осуществляет методологическое и методическое обеспечение этих процессов. Центральным и местным органам государственной исполнительной власти предоставлены полномочия по разработке и реализации мер по демонополизации экономики и развитию конкуренции, осуществлению мероприятий по регулированию соответствующих рынков и деятельности монопольных образований.

В настоящее время антимонопольная  политика в Украине основывается на необходимости, с одной стороны, четкого регулирования тех секторов экономики, в которых властвуют монопольные образования, и, с другой стороны, государственной поддержки монополий, оказавшихся на грани полной утраты конкурентоспособности, вызванной сильной конкуренцией со стороны зарубежных производителей (импорта), высокими издержками производства и другими условиями. На  взгляд аналитиков, государственная поддержка недавних промышленных “столпов” должна осуществляться на перепрофилирование действующих мощностей, закрытие нерентабельных подразделений, кардинальную реорганизацию системы управления. Нынешняя ситуация характеризуется практически полным отсутствием государственных инвестиций, равно как и отходом государства (в лице Фонда госимущества) от управления своей частью акций в акционерных предприятиях-монополистах. В последнее время появился несколько другой взгляд на существование монопольных образований в Украине, который заключается в необходимости создания корпоративной системы экономики. Безусловно, как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, корпорации - источник значительных доходов и основное богатство этих стран (для примера отметим, что ни в одной стране третьего мира нет корпораций, в том числе и в таких богатых природными ресурсами странах, как Индия, Бразилия, Нигерия и др.). Процессам легального объединения капиталов в отечественном законодательстве положил начало Указ Президента Украины “О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации” от 11 мая 1994г. Указ предусмотрел недопустимость поглощения одного хозяйствующего субъекта другим в случае, если их совокупная доля на соответствующем рынке превысит 35 процентов. Следующим этапом расширения сферы приложения крупного бизнеса в Украине стал Закон “О промышленно-финансовых группах в Украине”, введенный в действие с 21 мая 1996г, дискуссии в отношении которого велись ещё с начала 1994г. В рамках ПФГ предполагается консолидировать промышленные и банковские капиталы для сохранения и расширения технологических звеньев в целях наращивания экспортного потенциала. Не исключена и возможность появления “разрешенного монополиста” - группы, которой предоставлено в установленном порядке исключительное право на осуществление определенной производственной, научной, коммерческой деятельности. Однако окончательная редакция этого закона, как отмечают специалисты существенно сузила круг потенциальных субъектов ПФГ, предусмотрев жесткие правила “экономической игры” - установление конечных сроков существования группы, что фактически приравнивает ее к консорциуму; отсутствие льгот для участников ПФГ; сложный порядок регистрации; ограниченное участие банковского капитала в группе и др.

Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонольную политику Украины  как необходимые атрибуты структурных  преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической (она все больше становится политической и общественной). Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке  благоприятной конкурентной среды  играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Антимонопольная служба Украины еще  очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти  действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений (не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий гибельный). Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. 

В действующем антимонопольном законодательстве целесообразно предусмотреть снижение монопольной доли товара на рынке, что должно затруднить возможности сговора производителей с целью диктата цен и условий продажи товаров.

Также представляется необходимым  введение действенного контроля за хозяйственной деятельностью государственных предприятий-монополистов и активизация управления государственной частью в акционерных обществах. Кроме того, целесообразно применять мониторинговое слежение за индексами роста затрат и цен по основным видам монопольных товаров на различных стадиях их изготовления, особенно в период роста цен на услуги естественных монополистов (электроэнергия, транспорт, топливо и др.). В то же время не менее актуальным является контроль издержек и снижения цен на продукцию и услуги самих естественных монополистов. Считается целесообразным создание банка данных на продукцию предприятий-монополистов, что позволит оперативно обеспечивать необходимой информацией о ценах на монопольную продукцию потребителей и других заинтересованных лиц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В процессе работы  над темой курсовой работы, нам  стало известно, что в экономике  различают четыре варианта монопольного  положения – субъектов рыночной  экономики: 1) монополию, 2) олигополию, 3) монопсонию  4) олигопсонию, четыре вида монополий: естественную, искусственную, административную и экономическую и четыре формы монополистических союзов: картель, синдикат, трест и концерн. Каждый из последних по-своему добивается господствующего положения на рынке. Картель – делит рынок. Синдикат совместно производит сбыт продукции и закупку сырья. Трест это полностью объединённые предприятия под единым руководством. Концерн – многоотраслевой комплекс, вкладывающий капитал в более доходные отрасли.

    Исследуя положительные и отрицательные стороны монополий, мы выясни-ли, что плюсы и минусы монополии имеют противоположную тенденцию; что ценовая дискриминация не одинаково влияет на разные слои населения, а иногда она попадает под антимонопольное законодательство; что некоторые характерные черты монополии могут оказывать положительное и отрицательное влияние на её эффективность. Например, высокие барьеры, препятствующие вступлению в монополистическую отрасль, могут сдерживать производство необходимых обществу товаров (это снизит общественную эффективность производства) или, наоборот могут обеспечить экономию затрат на основе эффекта масштаба производства.

    В краткосрочном периоде  монополия выбирает цену и  объём выпуска, либо максимизирующие  прибыль, либо минимизирующие убытки, а в долгосрочном периоде стремится к безубыточности. Ибо, будучи даже чистой монополией, монополистическая фирма не имеет стопроцентной гарантии, что останется такой навсегда. Причинами этого могут стать или падение спроса на выпускаемую продукцию, или потеря рыночной власти над ценой вследствие появления в отрасли конкурентов (как, например у Аэрофлота).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды монополии и особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии