Власть и лидерство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение понятия и сущность власти и лидерства, анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Реализация данной цели требует решения следующих задач:

- выявить сущность власти и лидерства в рыночной экономике;

- рассмотреть стили руководства и лидерства;

- выявить источники и формы власти;

- проанализировать управленческий персонал ОАО «Этанол»;

- исследовать формы и типы власти на ОАО «Этанол»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1 ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность власти и лидерства в рыночной экономике

1.2 Стили руководства и лидерства

1.3 Источники и формы власти, критерии её эффективности

2 АНАЛИЗ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА В ОАО «ЭТАНОЛ»

2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Этанол»

2.2 Оценка финансового положения ОАО «Этанол»

2.3 Анализ форм власти и управленческого персонала в ОАО «Этанол»

3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОАО «ЭТАНОЛ» НА ОСНОВЕ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА

3.1 Контроль эффективности принятия и исполнения решений

3.2 Разработка рекомендаций и мер, направления повышение власти в ОАО «Этанол»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.80 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

1 ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Сущность власти и лидерства  в рыночной экономике

 

1.2 Стили руководства и лидерства

 

1.3 Источники и формы власти, критерии её эффективности

 

2 АНАЛИЗ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА  В ОАО «ЭТАНОЛ» 

 

2.1 Технико-экономическая характеристика  ОАО «Этанол» 

 

2.2 Оценка финансового положения  ОАО «Этанол» 

 

2.3 Анализ форм власти и управленческого  персонала в ОАО «Этанол»

 

3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  КОММУКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОАО  «ЭТАНОЛ» НА ОСНОВЕ ВЛАСТИ  И ЛИДЕРСТВА

 

3.1 Контроль эффективности принятия  и исполнения решений

 

3.2 Разработка рекомендаций и  мер, направления повышение власти  в ОАО «Этанол»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

За последние 50 лет в теории и  практике менеджмента проблема соотношения  эффективности управления и лидерства  является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать  лидером. Зачем? Почему? Что значит - быть лидером? Ответы на эти вопросы  дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В  классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В  США раньше всех поняли связь между  лидерством и результатами экономической  деятельности, и за последние полвека  разработали значительное количество теорий и подходов по данной проблеме, издав значительное количество как  общетеоретических трудов (например: работа У. Д. Дункана), так и узкоспециальных  работ (Д.Френсис, Б.Карлоф, Блейк). Для США идея лидерства является национальной, так как тесно связана с духом свободного предпринимательства, поэтому именно американские теоретики менеджмента являются главными специалистами по данному вопросу, и, значит , вполне справедливо суждение одного из них, экономиста Ральфа Стогдилла: "Джаз - не единственный исконно американский вклад в мировую культуру. Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества". Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства для менеджмента, до сих пор ряд вопросов остаются дискуссионными. Как должен вести себя управляющий, который является лидером? Какие стили поведения лидера наиболее эффективны в управлении? Какую роль играют личные качества и ситуация? Может ли успешный менеджер не быть лидером? Можно обосновать лидерство, как важнейший фактор эффективного менеджмента? Это сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись в системных подходах к определению значимых факторов эффективного лидерства.

 

Не менее важной задачей данной работы является вопрос о лидерстве  в российском менеджменте и о  возможности применения общемировых  теорий лидерства в российской практике управления.

 

К сожалению, рассмотрение этого вопроса  затруднено, в отличие от других, скудностью источников и исследований, в основе которых лежит не общемировая  практика, а непосредственно российская экономическая действительность. Причины этого положения вполне понятны: из общетеоретических - слишком юный возраст русского менеджмента и практика периода первоначального накопления капитала, который не совсем соответствует классическим понятиям цивилизованной рыночной экономики.

 

Целью написания курсовой работы является изучение понятия и сущность власти и лидерства, анализ взаимоотношений  между руководителем и подчиненными.

 

Реализация данной цели требует  решения следующих задач:

 

- выявить сущность власти и  лидерства в рыночной экономике;

 

- рассмотреть стили руководства  и лидерства;

 

- выявить источники и формы  власти;

 

- проанализировать управленческий  персонал ОАО «Этанол»;

 

- исследовать формы и типы  власти на ОАО «Этанол»;

 

- предложить меры направленные  на повышение власти в ОАО  «Этанол».

 

Объект исследования - промышленное предприятие ОАО «Этанол».

 

Предмет изучения - управленческие взаимоотношения, их сущность и особенности.

 

Курсовая написана на основе данных отчетности предприятия. В качестве научных источников были выбраны  работы Лапыгин Ю.Н., Котлер Ф. и другие.

 

При написании курсовой работы использована учебная, периодическая литература, статистическая информация, а также  работы отечественных исследователей и авторов

 

В аналитической части использована бухгалтерская и статистическая отчетности предприятия ОАО «Этанол».

 

1. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

1.1 Сущность власти и лидерства  в рыночной экономике

 

 

Центральным элементом, лежащим в  основе менеджмента, является профессиональный характер управленческой деятельности современной организации в рыночной экономике. Термин «менеджер» (Manager) подразумевает наемных профессиональных управляющих. По сути, это социальная прослойка, играющая заметную роль в обществе. В чем же заключается профессионализм менеджера? Прежде всего - в наличии специальных знаний и навыков в области организации производства и управления, способности к работе с людьми в различных сферах деятельности. Его деятельность (независимо от ранга и сферы деятельности) ориентирована на поиск и рациональное использование ресурсов, обеспечение эффективного и устойчивого развития организации с учетом продолжительной перспективы.

 

В управленческой теории различают  традиционное управление (в том числе  высшее) и менеджмент. Так, в корпоративной  модели управления менеджеры рассматриваются  как представители исполнительной власти в организации, а управленцы (высшее управление) - как представители  законодательной власти.

 

В то же время возникновение менеджмента  и появление менеджеров обычно связываются  с:

 

- определенным географическим  и культурным пространством (страны  Запада, прежде всего США);

 

- определенным периодом в развитии  рыночной экономики - становлением  индустриального общества, переходом  от предпринимательского капитализма  к менеджерскому на рубеже Х1Х-ХХвв.

 

В качестве предпосылок появления  менеджера в организации рассматриваются:

 

- формирование массовых рынков;

 

- возникновение современных технологий;

 

- формирование нового типа крупных  и сложных многосекционных организаций.

 

Крупные и сложные организации - это фирмы, совмещающие функции  производства и продажи, включающие множество разнородных подразделений, особенностями структур которых  являются принципиальное разделение и  структурное обособление двух типов  управленцев:

 

-административных, находящихся в  производственных или коммерческих  подразделениях и выполняющих функции оперативного управления - линейные специалисты;

 

-менеджеров, деятельность которых  не связана с оперативным управлением  и ориентирована на долгосрочное  развитие организации - центр  стратегического развития организации.[12]

 

Признание особой роли менеджеров в  управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной  подготовке. Профессионализм менеджера  заключается прежде всего в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах.

 

Раньше считалось, что для управления организацией необязательно быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать  технологию и технику управления, уметь работать с людьми.

 

В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры  не идентифицируют себя с производством, цели организации не становятся их собственными целями.

 

К тому же их подготовка в школах бизнеса  часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо  адаптируются к его условиям.

 

В работе приводится небольшой обзор  различных точек зрения по поводу целесообразности, практического содержания, принадлежности к определенной области  знаний и профессиональной деятельности образовательной специальности  «менеджмент»:

 

- нет такой специальности «менеджмент», мет и не может быть, потому  что менеджмент это инструментарий, потому что менеджер как специалист  не имеет своего предмета деятельности  в реальной жизни;

 

- менеджмент - это не специальность,  а дополнительная к основной  специальности подготовка, которая  хотя и осуществляется по экономическим  дисциплинам, но базируется на  фундаментальном инженерном образовании;

 

- менеджмент - это специальность,  и, конечно, нужная, но главная  ее особенность заключается в  том, что это специальность  смешанного типа;

 

- менеджмент - это специальность,  конечно, требующая фундаментального  основания, но возможная только  как второе образование;

 

- специальность «менеджмент» - это  не специальность руководящего  персонала.

 

По данным исследований современный  руководитель лишь на 15 - 20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом.

 

Современные предприятия в большей  степени нуждаются в специалистах по социотехпическим системам, где человек стоит в центре внимания.

 

Однако сущность работы руководителя заключается в превращении внешней  задачи организации во внутреннюю цель, затем преобразовании этой цели во внешние задачи для других (подчиненных). Людской ресурс, таким образом, используется как средство достижения целей, решения  задач.

 

Исследования подтверждают, что  эффективность хозяйствования социально-экономических  систем в решающей мере зависит от людей и применяемых критериев  мотивирования организации их труда.

 

При этом формирование адекватных моделей  оценок деятельности менеджеров приобретает  особую важность. Оценка менеджера  должна основываться на следующих четырех  принципах, показанных на рисунке 1.

 

Рисунок 1 - Принципы оценки менеджера

 

На рисунке 1 показаны какие принципы при формировании оценок деятельности менеджеров приобретают особую важность.[10]

 

Лидерство - это управленческие взаимоотношения  между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

 

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная  власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную  опору в обществе или в коллективах  людей, которые за ним следуют.

 

Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние  на подчиненных оказывается с  позиций занимаемой должности. Процесс  влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы  получил название неформального  лидерства.

 

Считается, что идеальным для  лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

 

Проблемы лидерства являются ключевыми  для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно  оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это  процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих  целей. Лидерство представляет собой  специфический тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей.

 

Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно  является эффективным лидером, и  наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.[12]

 

Подходы к изучению лидерства различаются  комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

 

Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное  лидерство на основе либо качеств  лидера, либо образцов его поведения.

Информация о работе Власть и лидерство в организации