Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение понятия и сущность власти и лидерства, анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- выявить сущность власти и лидерства в рыночной экономике;
- рассмотреть стили руководства и лидерства;
- выявить источники и формы власти;
- проанализировать управленческий персонал ОАО «Этанол»;
- исследовать формы и типы власти на ОАО «Этанол»;
ВВЕДЕНИЕ
1 ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность власти и лидерства в рыночной экономике
1.2 Стили руководства и лидерства
1.3 Источники и формы власти, критерии её эффективности
2 АНАЛИЗ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА В ОАО «ЭТАНОЛ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Этанол»
2.2 Оценка финансового положения ОАО «Этанол»
2.3 Анализ форм власти и управленческого персонала в ОАО «Этанол»
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОАО «ЭТАНОЛ» НА ОСНОВЕ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА
3.1 Контроль эффективности принятия и исполнения решений
3.2 Разработка рекомендаций и мер, направления повышение власти в ОАО «Этанол»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В
1.1 Сущность власти и лидерства в рыночной экономике
1.2 Стили руководства и лидерства
1.3 Источники и формы власти, критерии её эффективности
2 АНАЛИЗ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА В ОАО «ЭТАНОЛ»
2.1 Технико-экономическая
2.2 Оценка финансового положения ОАО «Этанол»
2.3 Анализ форм власти и
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И
3.1 Контроль эффективности
3.2 Разработка рекомендаций и
мер, направления повышение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит - быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической деятельности, и за последние полвека разработали значительное количество теорий и подходов по данной проблеме, издав значительное количество как общетеоретических трудов (например: работа У. Д. Дункана), так и узкоспециальных работ (Д.Френсис, Б.Карлоф, Блейк). Для США идея лидерства является национальной, так как тесно связана с духом свободного предпринимательства, поэтому именно американские теоретики менеджмента являются главными специалистами по данному вопросу, и, значит , вполне справедливо суждение одного из них, экономиста Ральфа Стогдилла: "Джаз - не единственный исконно американский вклад в мировую культуру. Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества". Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства для менеджмента, до сих пор ряд вопросов остаются дискуссионными. Как должен вести себя управляющий, который является лидером? Какие стили поведения лидера наиболее эффективны в управлении? Какую роль играют личные качества и ситуация? Может ли успешный менеджер не быть лидером? Можно обосновать лидерство, как важнейший фактор эффективного менеджмента? Это сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить лишь рассмотрев природу лидерства, разобравшись в системных подходах к определению значимых факторов эффективного лидерства.
Не менее важной задачей данной работы является вопрос о лидерстве в российском менеджменте и о возможности применения общемировых теорий лидерства в российской практике управления.
К сожалению, рассмотрение этого вопроса затруднено, в отличие от других, скудностью источников и исследований, в основе которых лежит не общемировая практика, а непосредственно российская экономическая действительность. Причины этого положения вполне понятны: из общетеоретических - слишком юный возраст русского менеджмента и практика периода первоначального накопления капитала, который не совсем соответствует классическим понятиям цивилизованной рыночной экономики.
Целью написания курсовой работы является
изучение понятия и сущность власти
и лидерства, анализ взаимоотношений
между руководителем и
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- выявить сущность власти и
лидерства в рыночной
- рассмотреть стили руководства и лидерства;
- выявить источники и формы власти;
- проанализировать
- исследовать формы и типы власти на ОАО «Этанол»;
- предложить меры направленные на повышение власти в ОАО «Этанол».
Объект исследования - промышленное предприятие ОАО «Этанол».
Предмет изучения - управленческие взаимоотношения, их сущность и особенности.
Курсовая написана на основе данных отчетности предприятия. В качестве научных источников были выбраны работы Лапыгин Ю.Н., Котлер Ф. и другие.
При написании курсовой работы использована учебная, периодическая литература, статистическая информация, а также работы отечественных исследователей и авторов
В аналитической части
1. ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В
1.1 Сущность власти и лидерства в рыночной экономике
Центральным элементом, лежащим в
основе менеджмента, является профессиональный
характер управленческой деятельности
современной организации в
В управленческой теории различают
традиционное управление (в том числе
высшее) и менеджмент. Так, в корпоративной
модели управления менеджеры рассматриваются
как представители
В то же время возникновение
- определенным географическим
и культурным пространством (
- определенным периодом в
В качестве предпосылок появления
менеджера в организации
- формирование массовых рынков;
- возникновение современных
- формирование нового типа
Крупные и сложные организации
- это фирмы, совмещающие функции
производства и продажи, включающие
множество разнородных
-административных, находящихся в
производственных или
-менеджеров, деятельность которых
не связана с оперативным
Признание особой роли менеджеров в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается прежде всего в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах.
Раньше считалось, что для управления организацией необязательно быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать технологию и технику управления, уметь работать с людьми.
В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели организации не становятся их собственными целями.
К тому же их подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям.
В работе приводится небольшой обзор различных точек зрения по поводу целесообразности, практического содержания, принадлежности к определенной области знаний и профессиональной деятельности образовательной специальности «менеджмент»:
- нет такой специальности «
- менеджмент - это не специальность,
а дополнительная к основной
специальности подготовка, которая
хотя и осуществляется по
- менеджмент - это специальность, и, конечно, нужная, но главная ее особенность заключается в том, что это специальность смешанного типа;
- менеджмент - это специальность,
конечно, требующая
- специальность «менеджмент» - это не специальность руководящего персонала.
По данным исследований современный руководитель лишь на 15 - 20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом.
Современные предприятия в большей
степени нуждаются в
Однако сущность работы руководителя
заключается в превращении
Исследования подтверждают, что эффективность хозяйствования социально-экономических систем в решающей мере зависит от людей и применяемых критериев мотивирования организации их труда.
При этом формирование адекватных моделей оценок деятельности менеджеров приобретает особую важность. Оценка менеджера должна основываться на следующих четырех принципах, показанных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Принципы оценки менеджера
На рисунке 1 показаны какие принципы при формировании оценок деятельности менеджеров приобретают особую важность.[10]
Лидерство - это управленческие взаимоотношения
между руководителем и
Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Проблемы лидерства являются ключевыми
для достижения организационной
эффективности. С одной стороны,
лидерство рассматривается как
наличие определенного набора качеств,
приписываемых тем, кто успешно
оказывает влияние или
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.[12]
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения.