Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение понятия и сущность власти и лидерства, анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Реализация данной цели требует решения следующих задач:
- выявить сущность власти и лидерства в рыночной экономике;
- рассмотреть стили руководства и лидерства;
- выявить источники и формы власти;
- проанализировать управленческий персонал ОАО «Этанол»;
- исследовать формы и типы власти на ОАО «Этанол»;
ВВЕДЕНИЕ
1 ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Сущность власти и лидерства в рыночной экономике
1.2 Стили руководства и лидерства
1.3 Источники и формы власти, критерии её эффективности
2 АНАЛИЗ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА В ОАО «ЭТАНОЛ»
2.1 Технико-экономическая характеристика ОАО «Этанол»
2.2 Оценка финансового положения ОАО «Этанол»
2.3 Анализ форм власти и управленческого персонала в ОАО «Этанол»
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОАО «ЭТАНОЛ» НА ОСНОВЕ ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА
3.1 Контроль эффективности принятия и исполнения решений
3.2 Разработка рекомендаций и мер, направления повышение власти в ОАО «Этанол»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации.
Власть это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделения организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организации, находящихся вне их собственной организации поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем, и предоставлять все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, реальный мир делает эту работу несколько сложнее. Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными пол номочиями направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным. Как заметил Честер Барнард, подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым сводя на нет его полномочия. Современные рабочие обычно гораздо более образованы и меньше согласны смиряться с традиционной властью, чем их предшественники. Даже если такой проблемы не возникает, руководитель часто зависит от людей, которые ему формально не подчинены. Например, по части информации и услуг, линейный управляющий теперь все более зависит от штабного управленческого персонала, над которым у него нет контроля. В некоторых ситуациях у штабного персонала есть только совещательные полномочия, и в осуществлении своих рекомендаций аппаратчики зависят от линейных руководителей. Эта зависимость от факторов и людей, которыми нельзя управлять напрямую, является основной причиной трудностей, которую испытывает руководящий персонал. Однако, страдают не только чувства. Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими многочисленными "неуправляемыми" силами, он не может выполнять свою собственную работу, а это обязательно снизит эффективность, как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всей организации.
Однако, сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя.
Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой: уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.
Однако, в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.[4]
Таким образом, лидерство представляет
собой управленческие взаимоотношения
между руководителем и
1.2 Стили руководства и лидерства
Слово “стиль” греческого происхождения.
Первоначально оно означало стержень
для писания на восковой доске, а
позднее употреблялось в
Стиль руководства _ типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то возможно их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Но и такой подход оказался не
полным. Дальнейшие исследования показали,
что в эффективности
Таким образом, представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:
- личных качеств;
- особенностей поведения
- конкретной ситуации.
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным (рисунок 2).
Стили руководства
Авторитарный Демократический Либеральный
Рисунок 2 - Стили руководства
На рисунке 2 показано как стили
соотносятся с позицией руководителя.
Было установлено, что автократическое
руководство обеспечивало более
высокую продуктивность деятельности,
но более низкую степень удовлетворенности,
чем демократическое.[6] Исследование
Левина дало основу для поисков другим
ученым методов повышения
Дуглас МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х”:
Люди изначально не любят трудиться
и при любой возможности
Группа научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с Ренсисом Лайкертом ни сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях, пришла к выводу что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства.
Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Этот руководитель навязывает неукоснительное соблюдение большого количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника (7).
На рисунке 3 показано место расположения руководителя-автократа (а) и руководителя-демократа (б) при проведении деловых переговоров.[12]
Представление демократичного руководителя МакГрегор назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям:
Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Рисунок 3 - Место расположения руководителей при проведении деловых переговоров.
Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным.
В подготовке к реализации управленческих
решений принимают участие
Таблица 1 - Стили управления
Стиль управления
Авторитарный
Демократический
Либеральный
Природа стиля
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера
Личное установление целей и выбор средств их достижения
Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера
Принятие решений разделено по уровням на основе участия
Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях
Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
Коммуникации строятся в основном по горизонтали
Сильные стороны
Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении
Позволяет начать дело так, как это
видится без вмешательства
Слабые стороны
Сдерживается индивидуальная инициатива
Требует много времени на принятие решений
Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера
Влияние стилей управления на эффективность
работы групп в течение
Таким образом, выделяют такие стили руководства как: авторитарный, демократический и либеральный.
1.3 Источники и формы власти, критерии её эффективности
Власть посредством
Методика принуждения, как правило,
сопутствует власти во всех случаях,
когда человеку действительно что-то
нужно, и он уверен, что другой способен
отобрать это у него. Яркий пример
этого "что-то" своя собственная
жизнь или жизнь любимого человека.
Но есть множество примеров, имеющих
менее экстремальные свойства. Многие
люди испытывают острейшее беспокойство
по поводу того, что они могут
лишиться защищенности, любви или
уважения. Поэтому даже в тех ситуациях,
где насилие не присутствует, страх
является распространенной причиной того,
почему люди сознательно или бессознательно
разрешают на себя влиять. Рабочее
место дает богатые возможности
развивать власть, используя страх
и принуждение, потому что множество
наших потребностей удовлетворяются
именно там. Например, страх потерять
работу свойствен, кажется, всем. В определенных
обстоятельствах можно так