Власть и лидерство в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы - проблемы власти являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, власть рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, власть - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Цель курсовой работы: изучить власть в менеджменте. Задачи: · Дать характеристику стилям лидерства · Определить профессионально важные качества менеджера · Рассмотреть власть и личное влияние менеджера · Сделать свои обобщения и выводы по данной теме

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 115.66 Кб (Скачать файл)

Наиболее важными являются:

  1. Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
  2. Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
  3. Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
  4. Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
  5. Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
  6. Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.

 

Среди других организаторских качеств  следует отметить такие как:     

Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;     

Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;     

Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;     

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;     

Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;     

Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;     

Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.      

Общей основой развития менеджера  как специалиста и как компетентного  управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.   

 

 

 

  Существенное значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества:      

- способность к кооперации и  групповой работе;     

- поведенческие ориентации при  разрешении конфликтных ситуаций;      

- социальная компетентность при  реализации своих целей.

 

 

     Менеджер в свой деятельности постоянно  осуществляет три вида общения:     

а) субординационное, или общение  при взаимодействии руководителя и  подчиненных.     

б) служебно-товарищеское - это общенье  между руководителями-коллегами.     

в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.      

В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить  тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые  контакты.     

Умение устанавливать деловые  контакты, располагать к себе людей  зависит от манеры поведения. Хорошие  манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание  контактов, расширяют возможности  оказывать влияние на людей.     

Далее обратим на следующее:     

Мотивационно-волевые качества:

  • стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
  • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
  • самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
  • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).

 

     В литературе по психологии менеджмента можно встретить  ряд работ ученых изучающие менеджера  и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать  ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.     

Наиболее важным качеством менеджера  является устойчивость к стрессу.

Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.      

Таким образом, можно выделить в  структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно -волевые и предпринимательские качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Власть и личное влияние менеджера

Обладать властью - значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение  человека или группы людей. У одних  людей власти очень много, у других ее нет совсем. Иногда кажется, что  некоторые люди не могут получить столько власти, сколько им надо, поэтому они борются за то, чтобы  ее обрести, и еще ожесточеннее борются  за то, чтобы удержать то, что имеют. Таким образом, власть и манипулирование  ею являются задачами управления. И  считаться с этим должны и руководители и подчиненные.

Существует зависимость  между силой власти и полномочиями руководителя, т.е. чем больше зависимость  от другого лица, тем больше власть данного лица. Чтобы обеспечить баланс власти руководителей и подчиненных, прибегают к делегированию ответственности, т.е. менеджер в процессе выполнения функций управления часть компетенции  передает подчиненным. В этом случае следует иметь в виду, что переданное право подчиненного работать за менеджера  является временным и длится на протяжении полученного задания. Подчиненный  берет на себя обязательство выполнить  задание и отвечает за успешное завершение работы. Одновременно передаются властные полномочия, необходимые для качественного  и своевременного выполнения задания. Однако некоторые менеджеры неохотно расстаются с любой своей властью, а без достаточной компетенции  для принятия решения у подчиненного мало шансов успешно выполнить задание.

И менеджеры и подчиненные должны четко понимать, в какой мере делегируется власть, чтобы избежать недопонимания и неудач.

Для менеджера трудно делегировать ответственность и власть, когда  они важны для него самого. Ответственность  делегируется конкретным областям (например, финансам). В данном случае властные функции выполняются по отношению  не к финансам (управлять финансами), а к плановикам-финансистам, которые  должны хорошо выполнять свою работу (тот, кто управляет финансами, лучше знает, как это делать, нежели менеджер). Менеджер должен постоянно находиться в мозговом центре, знать, в каком направлении движется вся организация. Власть используется для того, чтобы следить за тем, чтобы все члены организации не только опускали "весла в воду", но и гребли , в одном направлении.

Делегирование - это способ разделения власти. В данном случае, во-первых, создается очень хорошая и сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут ощущать свою силу и могущество и поэтому они пожелают остаться в вашей команде); и, во-вторых, чем больше вы делегируете власти другим, чем больше ответственности вы "отдаете" подчиненным, тем более эффективным будет ваш управленческий труд, так как вы освобождаетесь от рутинной работы.

Руководитель имеет власть над подчиненными, однако в некоторых  ситуациях и подчиненные имеют  власть над руководителем, - так как  последний зависит от них по таким  вопросам, как необходимая для  принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что руководитель должен понимать и учитывать тот  факт, что, поскольку подчиненные  тоже часто обладают властью, использование  им в одностороннем порядке своей  власти в полном объеме может вызвать  у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому  следует поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий у подчиненных отрицательных  реакций (ПРИЛОЖЕНИЕ1).

     Власть может  принимать разнообразные формы.  В связи с этим выделяют  три основные формы власти: утилитарную,  авторитарно-нормативную и смешанную  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). 

Утилитарная власть - это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания знает, что если он выполнит "то-то", то получит "это".

Авторитарно-нормативная  власть - законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг - строго их выполнять.

Объединенная  власть - власть группы. Эта власть огромна и часто неосознанна. Нормы устанавливаются группами и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и культуру организации.

Во всех случаях, когда  мы имеем дело с властью, подразумеваем  степень влияния руководителя на подчиненного.

Влияние - это поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого. Процесс влияния руководителя на подчиненного показан в (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Конкретные способы влияния  весьма разнообразны. Существует несколько  способов управленческого влияния  на подчинённых. Способы управленческого  влияния можно поделить на две  группы: эмоциональное влияние на подчинённых и рассудочное влияние  на подчинённых. Графически способы  управленческого влияния на подчинённых  рассмотрены в (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

В группе эмоциональных средств влияния на подчинённых основное место занимает "заражение" и подражание.

"Заражение" - это, пожалуй, самый древний способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматикой, неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому. Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.

Подражание - это усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. Если "заражение" характеризуется передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой способ заимствования того лучшего, что есть у других.

Подражанию легко поддаются  впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто служит для них "эталоном" для подражания и в соответствии с этим осуществлять управленческие действия.

В группу способов рассудочного управленческого влияния на подчинённых  входят: внушение, убеждение, просьба, угроза, подкуп, приказ.

Внушение - это воздействие, основанное на некритическом восприятии того, что внушение как способ влияния на подчиненных является бездоказательным и неаргументированным. Поэтому эффект воздействия достигается за счет личных качеств менеджера: его признание, авторитет, престиж и т.п. Чем они выше, тем эффективнее внушение.

Убеждение - эффективная передача своей точки зрения. Руководитель, который влияет на подчинённых путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать, - он "продает" подчиненному то, что нужно сделать. Для эффективного убеждения используются различные приемы.

Как эффективно использовать способ управленческого влияние  на подчинённых путем убеждения?

  1. Постарайтесь точно определить потребности слушателя и апеллируйте к этим потребностям.
  2. Начинайте разговор с такой мысли, которая обязательно придется по душе слушателю.
  3. Постарайтесь создать образ, вызывающий большое доверие и ощущение надежности.
  4. Просите немного больше, чем Вам на самом деле нужно или хочется (для убедительности приходится иногда делать уступки, а если с самого начала Вы будете просить больше, Вы, по-видимому, получите именно столько, сколько Вам действительно нужно). Этот метод может сработать и против Вас, если Вы запросите слишком много.
  5. Говорите, сообразуясь с интересами слушателей, а не со своими собственными. Частое повторение слова "Вы" поможет слушателю понять, какое отношение к его или ее потребностям имеет то, что Вы, влияющий, хотите, чтобы он сделал.
  6. Если высказываете несколько точек зрения, постарайтесь изложить последние аргументы, ибо, услышанные последними, они имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию.

Информация о работе Власть и лидерство в системе менеджмента