Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование таких вопросов как понятие власти и лидерства в социальной организации.
В данной работе определены следующие задачи:
определить основные подходы к изучению власти;
раскрыть сущность власти и определить источники власти;
рассмотреть основные формы власти;
раскрыть понятие лидерства и определить его сущность в управлении организацией;
выявить условия эффективного лидерства;
определить основные подходы к изучению лидерства;
определить взаимосвязь руководства и лидерства в системе управления.
Введение 3
1.Теоретические аспекты власти в организации 5
1.1.Основные подходы к изучению власти 5
1.2.Понятие и сущность власти в системе управления 12
1.3.Источники власти в организации 15
2.Феномен лидерства в управлении 20
2.1.Природа и понятие определения лидерства 20
2.2.Содержание понятия лидерства в управлении организацией 23
2.3.Подходы к изучению лидерства 30
3.Соотношение руководства и лидерства в системе управления 32
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Российский ученый Ю.М. Батурин приводит следующую схему осуществления власти [1]:
Определение власти с точки зрения социально-психологических концепций
В рамках этих концепций наиболее распространено классическое определение власти М. Вебера: «...власть есть возможность волевого преобразования социальных отношений субъектом вопреки сопротивлению независимо от того, в чем эта возможность выражается» [1].
Однако данное определение власти не лишено слабостей. По мнению Т. Парсонса, при этом понимании феномена власти существуют по крайней мере две проблемы. Так, согласно этому определению, индивид А преодолевает сопротивление В, из чего следует, что интересы В приносятся в жертву интересам А. Но в этом случае полностью игнорируется возможность того, что властные отношения могут быть отношениями соглашения (компромисса), т.е. власть может быть ресурсом достижения цели как А, так и В. Например, в кредитных отношениях деньги могут быть ресурсом обоих участников. Более вероятно предположение, что власть можно рассматривать как средство достижения коллективных целей, а в отдельных случаях ― как средство удовлетворения частных интересов.
В определении Вебера скрыта еще одна существенная проблема ― он смешивает качества взаимодействий между людьми и качества самой личности. Надо признать, что этой ошибки не могли избежать все сторонники реляционистских концепций. При таком подходе из поля зрения полностью выпадает то влияние на отношения власти, которое оказывают социальные структуры, культура, рассматриваемая как система норм, социальные роли и многие другие факторы. Реляционистские подходы практически идентичны подходам к исследованию социальных объектов как закрытых систем. В обоих случаях внимание исследователя сосредоточивается исключительно на непосредственных исполнителях и на их взаимоотношениях, на распределении ресурсов между ними, но не учитывается многообразие взаимосвязанных условий внешней среды.
Следует отметить, что при рассмотрении вопросов проявления властных отношений в первичной группе не обязательно использовать всю совокупность знаний о системном характере изучаемого объекта, а важно наиболее полно определить социально-психологические характеристики индивидов, участвующих в процессе.
В разных подходах к содержанию феномена власти как типа межличностных отношений рассматриваются разные формы властных отношений. Так, видные американские социологи Р. Даль и Дж. Юлиман определяют власть как подавляющий, наступательный аспект человеческих отношений и в связи с этим считают, что отношения власти проявляются преимущественно в жестком контроле через принуждение или подчинение в результате следования нормам поведения, основанным на высокой степени социального страха [4]. По утверждению последователей этого подхода, основанием любых властных отношений в организации являются отношения господства - подчинения. На практике данный подход весьма распространен, особенно в организациях, где нет устоявшихся отношений между ее членами, в организациях с низкой культурой производства, где руководители полагают, что членам организации не обязательно интересоваться конечным результатом своей работы.
Другой подход предложен английским исследователем власти Д. Уинтером, который полагает, что «социальная власть есть способность производить желаемые эффекты в поведении или переживаниях другого человека» [4]. Уже из определения ясно, что в данном подходе власть не рассматривается только как средство подавления, основанное на принуждении; в своих проявлениях власть может быть весьма разнообразной. Чтобы желаемым образом повлиять на поведение других, человек осуществляет различные действия.
Индивид оказывает активное воздействие на поведение другого индивида:
Очевидно, что подход Уинтера более гибкий по сравнению с концепцией Даля и Юлимана. Власть, основанная на принуждении, ― лишь частный случай проявления властных отношений, а на первое место выдвигаются факторы морального влияния, референтной власти, авторитетной власти, тогда как насилие или угроза, сопротивление власти отходят на второй план.
В
настоящее время в организациях
все в большей степени склоняются к «мягкому»
использованию власти, т.е. власти, основанной
на влиянии и моральном авторитете руководителей,
хотя при этом не отрицаются и насильственные
методы, но они рассматриваются как крайний
случай проявления власти, когда исчерпаны
возможности остальных способов воздействия
на поведение подчиненных.
1.2.
Понятие и сущность
власти в системе управления
В основе руководства людьми находится влияние, т. е. психологическое (эмоциональное или рассудочное) воздействие, которое оказывается на них с целью изменения поведения. Потенциальная или реальная возможность влияния на окружающих называется властью[6].
Власть необходима для успешной деятельности любой организации. Власть в организации – это ограниченное право использовать экономические ресурсы организации и направлять усилия коллектива организации или его части на выполнение заданий, миссии и достижение целей организации[13].
Подчинение власти означает, что субъект сообразует свое поведение с требованиями ее носителя безотносительно к собственному мнению.
Прочная власть
является залогом стабильного
Власть является социальным отношением, которое характеризуется:
1) асимметричностью
(один субъект чем-то
2) постоянным
стремлением к изменению
3) целенаправленностью (осуществляется ради чего-то);
4) опорой на определенные ресурсы;
5) наличием специфического механизма реализации;
6) возможностью сопротивления и неподчинения;
7) неполным охватом всех сфер организации;
8) зависимостью
необходимого объема от
Власть реализуется в управлении как совокупность полномочий, компетентности и лидерства.
С помощью власти распределяются и перераспределяются ресурсы, а действия членов организации направляются на достижение общей цели. Она выступает как мощное средство координации их деятельности, экономящее издержки, связанные с их осуществлением.
По направленности власть может быть позитивной, созидающей, и негативной, дающей возможность манипулировать людьми, что-то разрушать, чему-либо препятствовать. В конечном итоге она ведет к дестабилизации ситуации. Чем выше концентрация власти в руках отдельного субъекта, тем выше цена злоупотреблений ею.
Власть имеет индивидуальную (осуществляется одним лицом), коллективную (осуществляется группой совместно) и коллегиальную (осуществляется одним лицом с учетом общего мнения) организацию.
Власть
можно рассматривать как
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть — это власть должности. Она обусловлена ролью последней в структуре управления, совокупностью принадлежащих ей прав (полномочий) и не связана с личностными качествами занимающего ее субъекта.
Масштабы формальной власти измеряются либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться требованиям обладателя должности, либо объемом материальных ресурсов, которыми он имеет право без согласования с другими распоряжаться.
В большинстве случаев должность не дает неограниченной власти, а лишь позволяет контролировать выполнение определенных функций.
Реальная власть зависит также от степени признания ее обладателя окружающими, т. е. от его места не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений. Она измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью его независимости от окружающих. От иерархии она может быть весьма далека.
Готовность подчиняться (восприятие власти) определяется пониманием и принятием работниками смысла распоряжений, соответствием характера власти их индивидуальным потребностям и установкам людей, личными качествами должностного лица.
Границы
формальной и реальной власти совпадают
редко. Часто их обладатели являются разными
лицами, даже противостоящими друг другу,
что ослабляет попытки ее монополизации.
1.3.
Источники власти в
организации
Специалистами разработано много разных подходов к классификации
источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник — информация, а потом и седьмой источник — связи.
При
этом все источники власти были разделены
на две большие группы. К первой группе
были отнесены те источники власти, которые
имеют личностную основу, ко второй —
организационную основу, которую называют
также структурно-ситуационной (Рисунок
2). Основой власти называется то, откуда
она происходит, а источником власти —
то, через что данная основа используется.
Рисунок 2 ― Источники власти в организации
В группу, составляющую личностную основу власти, включаются
следующие источники власти: экспертная власть, власть примера, право
на власть, власть информации, потребность во власти.
Под экспертной властью понимается способность руководителя
влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня
образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Экспертная власть не связана жестко с определенной должностью. Уровень экспертной власти определяется
уровнем, на котором руководитель демонстрирует свою компетентность
в анализе, оценке и контроле работы подчиненных. Специализация
в знаниях ограничивает применение экспертной власти. Недостатком
такой власти страдают молодые руководители, и им требуется
время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать.
Власть примера связана со способностью руководителя влиять на
Информация о работе Власть и лидерство в системе менеджмента