Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование лидерства и руководства на примерах всемирно-известных лидерах Коносуке Мацусите (основатель «Мацусита Электрик») и Джека Уэлча( руководитель «Дженерал Электрик»).
В связи с поставленной целью задачами исследования являются:
- теоретическое изучение принципов руководства на предприятии;
- изучить различные подходы к пониманию сути лидерства;
- установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства;
ВВЕДЕНИЕ 3
1ПРИРОДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА 5
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА 5
1.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА. ЕГО ОТЛИЧИЯ И СХОДСТВА С (РУКОВОДИТЕЛЕМ) МЕНЕДЖЕРОМ 6
2 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА 11
2.1 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ 12
2.2 КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 16
2.3 КОНЦЕПЦИИ СИТУАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА 25
2.4 НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА 34
3 ИСТОРИИ УСПЕХА БИЗНЕС - ЛИДЕРОВ 45
3.1 КОНОСУКЕ МАЦУСИТЕ 45
3.2 ЛУЧШИЙ ПРИМЕР СВЕРХУСПЕШНОГО ЛИДЕРСТВА – БИОГРАФИЯ ДЖЕКА УЭЛЧА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Оглавление
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено много исследований.
При написании данной работы мною были изучены теории многих ученых о лидерстве, его сущности, природе. Таких как Р. Стогдилл, Ф. Фидлера, В. Врума, У. Шмидта и многих других.
Лидерство – основная тема бизнес - литературы последних лет. Тема лидерства привлекает и ученых, и менеджеров. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. В отличии собственно руководства лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник - подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер - последователь".
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства - подчинения. Лидер - это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.
Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведёт к лидерской харизме и попытке подчинённых приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях и божественные качества.
Целью курсовой работы является исследование лидерства и руководства на примерах всемирно-известных лидерах Коносуке Мацусите (основатель «Мацусита Электрик») и Джека Уэлча( руководитель «Дженерал Электрик»).
В связи с поставленной целью задачами исследования являются:
- теоретическое изучение принципов руководства на предприятии;
- изучить различные
подходы к пониманию сути
- установить
зависимость между
- провести практическое исследование всемирно-известных бизнес-лидеров Коносуке Мацусите (основатель «Мацусита Электрик») и Джека Уэлча( руководитель «Дженерал Электрик»), добившихся небывалого успеха.
Объектом
исследования являются бизнес-
Предметом исследования является изучение процесса лидерства и руководства на предприятиях, возлавляемых Коносуке Мацусите и Джеком Уэлчем.
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА
Интерес к природе лидерства люди стали проявлять со времен, когда люди стали ощущать себя людьми. Там, где хотя бы два человека объединились в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникает задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен взять на себя. В этих условиях один становится руководителем, управляющим, а другой – его подчиненным, исполнителем.
Систематическое и целенаправленное изучение лидерства началось только со времени Тейлора. Несмотря на разнообразные исследования, не существует единого мнения на то, что такое лидерство и как оно должно изучаться. В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение обшей цели.1
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использовать власть и авторитет, получаемые от его последователей.
Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство является властью, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет её. Сила становится не нужной, когда на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений. Важно, конечно, чтобы предлагаемая идеология достигла тех, кому она адресована.2
Много существует определений понятия лидерство. Часто лидерство и власть объединяют в одно общее. Несомненно, они имеют много общего, но и много различий. Например, лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека. Но власть не всегда взаимосвязана с лидерством, хотя бы, потому что полномочия власти могут давать, а лидерство нужно «заслужить».
1.2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИДЕРА. ЕГО ОТЛИЧИЯ И СХОДСТВА С (РУКОВОДИТЕЛЕМ) МЕНЕДЖЕРОМ
Природа лидерства
может быть лучше понята, если сравнить
его с управлением. Успех организации
в значительной мере определяется эффективностью
руководства и активностью
Между менеджером и лидером существуют различия. Руководитель может быть и лидером, но в то же время лидер может не являться руководителем всей организации либо вообще не занимать руководящей должности. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, то есть обладающий некоторыми особенностями способ управления организацией.
Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения начальник — подчиненный, свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями лидер - последователь.
Так, если взять в качестве примера директора предприятия, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства, считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Руководитель (менеджер) и лидер имеют общие характеристики: между ними и другими членами организации устанавливаются и поддерживаются отношения доминирования и подчинения. И руководитель, и лидер используют различные средства влияния. В идеале либо лидера должны назначить руководителем, либо руководитель должен стать лидером. Для практического воплощения этого требования необходима характеристика лидерства, которая может быть получена в ходе его сравнительного анализа с руководством.
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (Таблица 1).
Таблица 1. Отличие менеджера от лидера3
Менеджер |
Лидер |
Администратор поручает |
Инноватор Вдохновляет Работает по своим целям Видение — основа действий Полагается на людей Использует эмоции |
Работает по целям других План- основа действий Полагается на систему | |
Использует доводы |
Доверяет |
Контролирует | |
Поддерживает движение Профессионал |
Дает импульс движению Энтузиаст Превращает решения в реальность Делает правильное дело Обожаем |
Принимает решения Делает дело правильно | |
Уважаем |
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.4
Таблица 2. Качества лидера5
Качества |
Краткая характеристика |
Честность |
Полная ясность по поводу соблюдения норм общественной морали. Ответ на вопрос: «Пошел бы ты с этим человеком в разведку?» – должен быть положительным |
Интеллект |
Быстрота, гибкость и прагматичность ума; устойчивое внимание, умение владеть речью; любознательность |
Способность понимать людей |
Умение почувствовать собеседника; способность видеть в человеке личность; стремление обогатить человека духовно |
Уверенность в себе |
Стремление брать на себя ответственность; осведомленность о своих достоинствах и недостатках; настойчивость в достижении целей |
Скромность в быту |
Отсутствие устремленности к роскоши; рационализм в обращении с вещами; склонность к самообслуживанию |
Эрудированность |
Широта и глубина познания в различных областях науки и техники; хорошая осведомленность о философии, политологии, истории; знания в области человековедения. |
Получается, что истинное лидерство - это работа, работа и еще раз работа. Прежде всего, работа над собой. А врожденные задатки лидера - это тот внутренний потенциал, который надо подчинить себе и направить в нужное русло, иначе дальше лидера дворовой команды по футболу прирожденный лидер не пойдет.
Таблица 3. Психологические типы лидерства6
Тип лидерства |
Характеристика типа Социальные роли лидера |
1. «Соверен»
или «патриархальный |
Лидер в лице строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают. |
2. «Вожак» |
В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе. |
3. «Тиран» |
Он становится
лидером, потому что внушает окружающим
чувство повинения и |
4. «Организатор» |
Он выступает для членов группы как сила для подражания «Я – концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают. Его главное отличие – нужды коллектива воспринимает как свои собственные и активно действует. Оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходиться выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе. |
5. «Соблазнитель» |
Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков. |
6. «Герой» |
Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста – благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер «герой» увлекает за собой людей. |
7. «Борец» |
Первым идет
навстречу опасности или неизве |
8. «Дурной пример» |
Выступает как
источник заразительности для |
9. «Кумир» |
Влечет, притягивает, положительно заражает, его любят, боготворят и идеализируют. |
10. «Изгой»
11.«Козел отпущения» |
Эти два типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется и для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, т.к. пропал общегрупповой стимул. |
12. «Творец» |
Способность видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей. |
13. «Утешитель» |
Готов поддерживать
в трудную минуту и поэтому
к нему тянутся люди. Уважает людей,
относится к ним |
14. «Дипломат» |
Опирается на превосходное знание ситуации и о ее скрытых деталях, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неофициальных планов. Такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. |