Власть и партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ВЛАСТЬ 4
2. ПАРТНЁРСТВО 11
3.ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
РАСЧЕТНАЯ РАБОТА 29
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 36

Файлы: 1 файл

КУРС.docx

— 68.20 Кб (Скачать файл)

Харизма (от греч. Charisma — милость, божественный дар) означает одаренность, исключительность. Менеджер, наделенный харизматическими чертами, обладает властью, основанной в первую очередь на высоких личных качествах и выдающихся способностях. Такими качествами могут быть профессионализм, солидная внешность, умение достойно вести себя в обществе, независимость суждений, содержательное изложение своих мыслей. О таких людях говорят, что они излучают некую положительную энергию, благотворно действующую на окружающих. Власть примера, которой пользуется харизматический руководитель, является эффективным вариантом управления людьми. У харизматического руководителя всегда есть представление о том, как должна быть сделана работа. Такой менеджер умеет сформулировать свое видение будущего и изложить его так, чтобы оно было понятно другим. Это, в свою очередь, действует на подчиненных как сильный мотивирующий фактор. Сотрудники в этом случае стремятся быть похожими на менеджера, уважают или, как иногда говорят, «боготворят» его. Установлено, что подчиненные менеджеров, обладающих харизмой, достигали более высоких результатов в работе, чем те, которые трудились под началом руководителей, такими качествами не обладающими. Доказано, что харизматический тип руководителя особенно важен в случае, когда предприятие переживает кризисную ситуацию.

Власть, основанная на законных правах. Руководитель имеет законную власть, которой его наделяет предприятие или организация, в которой он трудится. Это наиболее известный вариант власти. Начальство всегда стремилось укрепить свою власть, что подтверждает богатый исторический опыт развития человечества. Поэтому влияние через традиции позволяет работникам реализовать свои потребности в принадлежности к социальной группе и безопасности, поскольку именно руководитель берет на себя обязанность планировать работу, принимать решения, отвечать за организацию ее выполнения. Однако в данном случае работник может переложить ответственность за собственные упущения в работе на менеджера. Поэтому влияние с помощью традиций имеет очень существенную особенность. Она заключается в том, что работник скорее подчиняется должности, а не конкретной личности руководителя. Отсюда прямой путь к слепому повиновению руководству, даже если менеджер недостаточно авторитетен в глазах подчиненных.

Методы влияния, с помощью которых руководитель может воздействовать на своих подчиненных, достаточно разнообразны. Это может быть использование власти, основанной на зависимости работников от ресурсов, находящихся в распоряжении менеджера. Влияние можно оказать, используя власть, основанную на принуждении. Однако наряду с этими простыми и достаточно понятными методами, существуют другие, не менее действенные, которые при умелом их использовании менеджером могут оказаться более эффективными. На рисунке представлены методы влияния посредством убеждения и участия, способствующие активному сотрудничеству руководителя и подчиненного.

Характерной особенностью использования метода влияния посредством убеждения  является то, что менеджер, исходя из необходимости выполнения конкретного  задания, стремится передать (в отдельных  случаях навязать) сотруднику собственную  точку зрения. Основой метода является не власть, основанная на принуждении, а власть примера, авторитета, опыта  и знаний.[5]


Основным достоинством данного  метода является создание необходимой  системы мотивации. К сожалению, реализация данного метода требует  обычно больших затрат времени.

Метод влияния путем участия  позволяет менеджеру направлять ход мыслей подчиненного в соответствующем  направлении, чему способствует открытый обмен мнениями по обсуждаемой проблеме. В результате сотрудник может  удовлетворить свои потребности  высшего порядка, реализовать свой творческий потенциал, что, в конечном счете, будет способствовать повышению  эффективности работы.

Однако необходимо отметить, что  при использовании данного метода влияния возрастает степень риска  за своевременное выполнение поставленной задачи.

 

2. ПАРТНЁРСТВО

 

Искусство строить взаимоотношения  с деловыми партнерами, сотрудниками — важная составная часть многогранной деятельности менеджера. Одно из ведущих  мест здесь принадлежит способности  влиять на людей. По мнению американских ученых М. Вудкока и Д. Френсиса, здесь важно все, даже, на первый взгляд, второстепенные вещи.

Одежда и внешний  вид. Менеджерам уместно вспомнить русскую пословицу: «Встречают по одежке — провожают по уму».

Осанка. Примером хорошей осанки является положение фигуры человека, который не прячет голову в плечи, смотрит в глаза собеседнику. Проведенными исследованиями установлено, что имеется прямая связь между эмоциональным и физическим состоянием человека, его осанкой. Если менеджер чувствует себя спокойно и уверенно, имеет правильную осанку, то это обычно производит положительное впечатление на окружающих.

Поведение. Уверенный в себе менеджер обычно говорит ясно и убедительно. Он знает, чего хочет, его действия по достижению поставленной цели четки.

Основные причины неуверенности: недостаточная практика, воспитание, отсутствие четких целей, недооценка себя, неумение представить себя в лучшем виде.[6]

Пути к достижению уверенности: избегать эмоциональных ситуаций; быть проще; стремиться добиться своего, не давая окружающим (подчиненным) сбить  себя с толку; при ошибках (которые  делают все) не отчаиваться; настойчиво стремиться к выполнению поставленной задачи.

Улучшение личных взаимоотношений. Основные пути установления хороших личных отношений: признание (необходимо обратить внимание на человека); установление индивидуальности (каждый человек индивидуален); заинтересованность (высказать интерес к человеку); выражение взглядов (раскрытие мыслей и чувств); оказание поддержки (готовность подбодрить).

Вознаграждение. Есть два типа менеджеров: один находит положительное в работе сотрудников и отмечает это; другой ищет негативное (ошибки) у подчиненных и наказывает их. Первый метод позволяет добиться лучших результатов.

Умение давать указания подчиненным. Различают следующие подходы:

неопределенные указания — результат, как правило, отрицательный;

уговоры (обращение к логике развития событий, личной или общей заинтересованности) — результат может быть положительным, если сотрудник разделяет убеждения;

угрозы (основаны на страхе) — может  возникнуть чувство обиды, в результате кто-то проиграет, дело пострадает;

просьбы — результат положительный, если между менеджером и сотрудниками добрые отношения;

представление сотруднику тех или  иных преимуществ за более напряженную  работу — результат положительный, если обещания соблюдаются;

требование (сочетает уважение к сотруднику и соблюдение 
субординации), четкие указания (скорее формальный подход) — 
результат может вызвать обиду, но задача, как правило, бывает решена.

Одно из важнейших качеств менеджера  — этичность. Этика— это система норм, мораль нравственного поведения человека. Применительно к определенной общественной группе профессий можно говорить, например, о депутатской этике, врачебной этике, этике менеджера.

Этике делового общения в современном  менеджменте уделяется повышенное внимание. Особую роль этика бизнеса  играет в России, в которой идет процесс становления рыночной экономики. Соблюдение этики создает благоприятный  фон для установления прочных, доверительных, честных деловых отношений менеджера  с партнерами по работе.

Деятельность менеджера чрезвычайно  многообразна. Кроме необходимости  постоянного решения разнообразных  вопросов организации производства и реализации продукции, управления коллективом, ему приходится, по существу, ежедневно сталкиваться с различными этическими проблемами. Примерами таких ситуаций могут быть: использование служебного положения в личных целях, сокрытие от вышестоящего руководства или своих подчиненных упущений в собственной работе и т.д. Наконец, крайней степенью неэтичности поведения по отношению к собственной фирме может быть, например, передача конкурирующей фирме информации об издержках производства, стратегии действий на рынке, описание новой модели изделия, что, по существу, можно назвать просто изменой, предательством. Таким образом, можно говорить о так называемой этике бизнеса, этике менеджера.

Не вызывает сомнения факт, что  этичность напрямую связана с  результатами деятельности фирмы, она  влияет на благополучие коллектива и  фирмы в целом. Люди с давних пор  задавались вопросом, что в поведении  человека является добром, а что  злом, что является правильным, а  что неправильным. Когда говорят, что такой-то человек хороший, обычно имеют в виду, что он поступает  правильно. И, соответственно, наоборот. Подобное обсуждение человеческого  поведения и есть то, что наиболее прочно ассоциируется у нас с  понятием «этика». Поведение человека — это самый общий предмет  этических суждений. Можно сказать, что этика занимается вопросом, что  такое хорошее, правильное поведение. Индивидуальное восприятие человеком  понятий «добра» и «зла» реализуется  в его поведении и в его  поступках. Образ жизни и конкретные действия, олицетворяющие поведение  человека, дают ответ на вопрос об его  этичности.

Человечество за свою долгую историю  выработало принципы этики, ее нормы. Это, по существу, стандарты поведения, дающие возможность проводить сравнение, сопоставление с ними конкретных действий человека. Такими принципами являются, например, следующие: цель никогда  не оправдывает средства; никогда  нельзя делать зла с целью сотворить  добро. Разумеется, необходимо в каждом конкретном случае учитывать реальные возможности осуществления каких-либо действий и их последствия. Другими  словами, следует рассматривать не только относительную ценность разных последствий, но и относительную возможность их осуществления.

Меньшее добро, достижение которого наиболее вероятно, следует предпочесть большему добру, но менее вероятному, если разница  в вероятности осуществления  обоих видов добра достаточно велика, чтобы перевесить различие в ценности.

Так как практически каждый человек  отдает предпочтение тому, что близко касается его самого, то считается  правильным, что человек больше стремится  к достижению добра, которое его  волнует и в котором он лично  заинтересован.

Некоторые поступки обычно вызывают специфические моральные чувства, тогда как другие их не вызывают. Например, термин «долг» обычно применяется  только к той группе поступков, которые  вызывают моральное одобрение или  неисполнение которых вызывает моральное  неодобрение.

Тем поступкам, с которыми связаны  моральные чувства, присущи две  черты. Одна из них состоит в том, что «обязанности» относятся  к числу поступков, которые многие люди имеют сильное искушение  не выполнять. Другая характерная черта  таких поступков заключается  в том, что невыполнение обязанностей вообще приводит к последствиям, неприятным не для личности, которая не исполнила  свой долг, а для кого-то другого. Первая из этих черт относится к  более распространенным, чем вторая. Это связано с тем, что последствия, неприятные для других людей и  вытекающие из невыполнения обязанностей по отношению к самому себе, а  также умеренности и сдержанности, не так явны.

Вековая история менеджмента выработала специфические нормы (каноны) делового общения, которые стали общепринятыми  в цивилизованном мире. Для менеджера, который стремится к укреплению деловых отношений с партнерами, важно не только их знать, но также  использовать для создания и укрепления собственного позитивного имиджа в  глазах окружающих.

Имидж — это собирательный образ (совокупность впечатлений), складывающийся в сознании людей и связанный с конкретными представлениями. Можно говорить об имидже человека, предприятия, продукции, страны и т.д.

Созданию и поддержанию достойного имиджа, являющегося важной составной  частью деятельности менеджера, способствует соблюдение основанных на этике следующих  правил служебных отношений:

если вы хотите критиковать сотрудника, то вначале отметьте положительные  стороны его работы;

не говорите с людьми в приказном  тоне;

уважайте мнение других;

лучшим способом добиться оптимального результата в спорной ситуации является уклонение от спора;

если вы в чем-то неправы, то открыто  в этом признайтесь.

Менеджеру в общении с людьми рекомендуется: больше опираться на самостоятельных людей; чаще просить, чем приказывать; благодарить, но не взыскивать; не преследовать за критику; уметь терпеливо слушать.[7]

Опыт выдающихся менеджеров подтверждает эти рекомендации. Так, американский менеджер Л. Якокка, возглавлявший в разное время известные автомобилестроительные корпорации Ford Motors Company и Chrysler, говорил: «Хорошему менеджеру нужно уметь слушать так же, как уметь говорить. Слишком много людей не могут уразуметь, что подлинное общение — процесс двусторонний. Если вы хотите внушить работающим у вас людям стремление хорошо трудиться и проявлять инициативу, нужно уметь внимательно слушать. Мне, как менеджеру, самое большое удовлетворение доставляет видеть, как работник, на которого аппарат уже наклеил ярлык посредственного или бездарного, на деле добивается признания, причем только потому, что кто-то выслушал его, вник в его трудности и помог ему их преодолеть».

В процессе общения с подчиненными менеджер может воспользоваться  так называемым языком тела, т.е. с  помощью мимики человека, его поз  и жестов определять с известной долей приближения состояние людей, их мысли и желания. Язык тела помогает менеджеру беседовать с людьми, понимать и вызывать их доверие к себе, вести переговоры, разрешать конфликты.

Рассмотрим некоторые примеры  вариантов такого языка:

Взгляд: 1) вначале взгляд на вас, а затем пауза (собеседник ожидает вашего ответа); 2) пауза в речи, собеседник отводит глаза в сторону (он просит не перебивать его).

Информация о работе Власть и партнёрство