Власть менеджера в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть власть менеджера в управлении предприятием.
Задачами, в связи с поставленной целью, являются:
- раскрыть основные понятия власти менеджера;
- изучить классификацию власти;
- рассмотреть основные компоненты и механизмы воздействия власти менеджера;
- обобщить все выводы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВЛАСТИ МЕНЕДЖЕРА, ЕЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
5
ГЛАВА II. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРА НА ПОДЧИНЕНЫХ
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
34

Файлы: 1 файл

власть.docx

— 69.26 Кб (Скачать файл)

Из всего вышесказанного можно сделать общий вывод, что власть позволяет руководителю распоряжаться действиями и поведением подчинённых, направлять их в русло интересов организации, например, побуждать более эффективно работать, предотвращать или подавлять возникающие между ними конфликты.

Существует несколько подходов к проблеме лидерства:

  1. Поведенческий подход - стиль руководства как манера поведения. Автократичное и демократичное руководство. Первое не имеет успеха у зрелых подчиненных, второе по сути означает децентрализацию.
  2. Ситуационный подход - наличие ситуационных факторов обусловливает различное поведение в различных ситуациях. Возможно переформировывать группы для психологической совместимости.
  3. Адаптивное руководство. Менять стиль руководства на протяжении карьеры.

Считается, что лучший стиль руководства - адаптивный, то есть ориентированный на реальность.

Рассмотрим способы реализации власти.

  1. Убеждение и участие.

Последнее время наблюдается снижение разрыва в образовании между руководителем и подчиненными. Убеждение - эффективная передача своей точки зрения. К исполнителю переходит часть власти руководителя. Но убеждение медленно воздействует на объект. Участие - привлечение к управлению. Исполнители вдохновляются потребностями более высокого уровня.

  1. Распорядительство

Распорядительство можно представить как прямое руководство. Под распоряжением понимается сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. В него входят постановка обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений, инструкции о порядке выполнения заданий.

Распоряжение по своей сути должны соответствовать стратегии организации; быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными, организационными ресурсами; позволять проверять и оценивать результаты действий.

По способу отдачи распоряжения могут быть:

- устными;

- письменными;

- смешанными.

По форме распоряжения могут быть:

- приказами;

- указаниями;

- поручениями;

- советами.

Распоряжения могут усиливаться рядом мер воздействия на исполнителя:

- убеждением;

- апелляцией к логике;

- пожеланием или просьбой;

- обещанием вознаграждения;

- угрозами.

Неправильное пользование способами реализации власти может порождать конфликтные ситуации.

Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Функциональный конфликт повышает эффективность организации.

В структуре конфликта выделяют: объект (предмет спора), субъекты (отдельные индивиды, группы, организации), условия протекания конфликта, масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный), стратегии и тактики поведения сторон, исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

- предметная ситуация - возникновение объективных причин конфликта;

- конфликтное взаимодействие - инцидент или развивающийся конфликт;

- разрешение конфликта (полное или частичное).

Конфликт, независимо от его природы, реализует ряд функций, среди кᴏᴛᴏᴩых наиболее важными будут:

  1. диалектическая - служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;
  2. конструктивная - вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;
  3. деструктивная - побудет личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, кᴏᴛᴏᴩая мешает решению проблем.

Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать руководитель.

Типы конфликтов:

  1. Внутриличностный - два несовместимых распоряжения от руководителя.
  2. Межличностный, например, из-за ограниченности ресурсов.
  3. Между личностью и группой.
  4. Межгрупповой, например, профсоюз и администрация.

Причины конфликтов:

- распределение ресурсов;

- взаимосвязь задач;

- различия в целях, ценностях, жизненном опыте, манере поведения;

- плохие коммуникации.

Чтобы эффективно управлять конфликтами менеджеру необходимо:

  1. определить его вид конфликта;
  2. его причины;
  3. его особенности;
  4. применить необходимый для данного типа конфликта способ разрешения.

Управление конфликтами производится следующими методами:

  1. Структурные методы. Разъяснение требований, координационные механизмы - цепь команд, общие для организации цели (синергия, призыв не раскачивать лодку), эффективное вознаграждение по верным критериям (не выручка, а прибыль).
  2. Межличностные методы. Уклонение, сглаживание (девиз: «мы все - одна команда»), принуждение (любой ценой добиться своего), компромисс (частичное принятие точки зрения другой стороны).

Вывод к главе I:

  1. Власть руководителя - концентрированное отражение в решениях руководителя и в сознании подчиненных принуждающего потенциала, который несут в себе предоставленные ему правовые полномочия.
  2. Существуют следующие основные виды власти:

- Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх.

- Власть, основанная на вознаграждении.

- Экспертная - разумная вера.

- Харизматическая власть.

- Законная власть.

- Личная.

3. Существует следующие  подходов к проблеме лидерства:

  1. Поведенческий подход.
  2. Ситуационный подход.
  3. Адаптивное руководство.25

ГЛАВА II. СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРА НА ПОДЧИНЕНЫХ

Власть как отношение между людьми имеет определенную структуру. Ее основными компонентами являются субъект, объект, средства (ресурсы), основания и механизм.

Кроме того, важными характеристиками власти являются ее сфера или радиус распространения; величина (сила), объем и временная продолжительность, затраты (материальные и психические), связанные с обеспечением подчинения и преодолением сопротивления; техника, т. е. способы и процедуры реализации власти, а также противодействующие влияния и поведенческие альтернативы (возможности неисполнения распоряжений).

Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им выступает руководитель или, в общем плане, тот, кто отдает распоряжения, имея соответствующие права и (или) средства. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект (руководитель) обладал рядом качеств, прежде всего таких, как желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах, а также готовность брать на себя ответственность и принимать решения, компетентность и другое.

Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду). В нем предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение команды. От приказа, характера содержащихся в нем требований, во многом зависит отношение к нему исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект власти - исполнитель руководящих указаний, распоряжений.26 Власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта с доминированием воли руководителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными средствами воздействия.

Отношения объекта к субъекту властвования могут быть самыми разными - от ожесточенного сопротивления (в этом случае власть исчезает) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.

Качества объекта властвования определяются, прежде всего, потребностями, трудовой культурой, ценностными ориентациями и мотивами работников. Преобладание в организации людей, преследующих лишь свои индивидуальные цели, привыкших беспрекословно повиноваться и не способных к самоконтролю, во многом определяет авторитарный характер власти и соответствующие стили руководства.

Рассмотрим следующий компонент - ресурсы власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является наличие у руководителя ресурсов власти.27 Сам термин «ресурсы власти» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - это все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

Такое понимание ресурсов достаточно общее и не позволяет дифференцировать различные элементы власти: ее субъект, объект, средства, поскольку в этом случае ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на подчиненных: собственные качества руководителя (субъекта); некоторые свойства исполнителей (объекта), например их доверчивость, страх перед руководством, привычку подчиняться; благоприятную для руководителя ситуацию (например, наличие массовой безработицы и большого количества претендентов на рабочие места) и так далее. При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, последующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором руководства и подчинения.

Для изучения власти и ее структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов как тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации руководителем они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов.

Первостепенная значимость ресурсов как базиса власти отражена в теории «социального обмена». Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.28

Ресурсы власти в организации почти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные (прежде всего зарплата и премии) и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Такие ресурсы используются и для поощрения, и для наказания (например, снижение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, возможность судебного преследования участников забастовки, не боящихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.29

Достаточно распространенной классификацией ресурсов, широко используемой для характеристики влияния руководителя и видов его власти, является деление их - в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на экономические (финансовые), социальные, принудительные (силовые) и информационные. Экономические ресурсы на предприятии - это деньги. Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или должности работника, а также различные социальные блага: медицинское обслуживание, предоставляемое жилье, символы престижа (почетное звание, знаки) грамоты) и т.п. Информационные ресурсы - знания и информация, необходимые для решения производственных задач, способствующие убеждению сотрудников или выступающие фактором престижа (например, обладание сведениями о подготовке руководителем решений, затрагивающих интересы персонала).

Информация о работе Власть менеджера в управлении предприятием