Влияние конфликта на организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 20:41, контрольная работа

Описание работы

Бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение четко прослеживается у авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большой степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………....3
Основная часть
Причины возникновения конфликтов в организациях. …………………………...5
Варианты возникновения конфликтов.……………………………………………...8
Общая характеристика внутриличностных конфликтов.…………………………10
Последствия внутриличностных конфликтов……………………………………..13
Факторы и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов……………14
Заключение ……………………………………………………………………………….…17
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

контр..docx

— 65.55 Кб (Скачать файл)

Интеракционизм - понимает внутриличностный конфликт как диссонанс ролей.

Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения. Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:

1. когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;

2. эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;

3. поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;

4. интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

Форма проявления

Симптомы

Неврастения

Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли

Эйфория

Показное веселье; выражение радости  неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»

Регрессия

Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности

Проекция

Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная

Номадизм

Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров, частые разрывы отношений  с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки

Рационализм

Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально  неодобряемых

   

 

 Существует совершенно четкая классификация  внутриличностных конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего  мира человека, вступающих в конфликт. Наш с вами внутренний мир включает: мотивы, ценности, самооценку.

 Мотивы - «хочу», ценности - «надо», самооценка - «могу». 

Классификация внутриличностных конфликтов по К. Левину

Тип конфликта

Причина

Модель разрешения

Эквивалентный

(приближение-приближение)

Выбор двух или более  в равной степени привлекательных  и взаимоисключающих объектов

Компромисс

Витальный

(избегание-избегание)

Выбор между двумя в  равной мере непривлекательными объектами

Компромисс

Амбивалентный

(приближение-избегание)

Выбор объекта, в котором  одновременно присутствуют привлекательная  и непривлекательная сторона

Примирение

       

В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:

1 - конфликты, возникающие  как результат перехода объективных  противоречий во внутренний мир  (моральные конфликты, адаптационные);

2 - конфликты, возникающие  из противоречий внутреннего  мира личности (мотивационные, неадекватной  самооценки). Они отражают отношение  личности к окружающей среде.

Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:

Истерический - завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих;

Обессивно-психастенический - характеризуется борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением;

Неврастенический – противоречие между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.

В основе внутриличностного  конфликта лежит переживание.

Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.

V. Последствия внутриличностных  конфликтов.

Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивный конфликт - характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.

Деструктивный конфликт, - усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций. Одним из серьезных последствий внутриличностного конфликта является суицид.

Центральную роль в возникновении  такой ситуации играют следующие конфликты:

* семейные взаимоотношения: неразделенная любовь, измена любимого человека, развод, тяжелая болезнь или смерть близких;

* трудовая деятельность и межличностные взаимодействия: неудачи в выполнении конкретных задач, конфликты с коллегами по работе, конфликты с начальниками или подчиненными;

* антисоциальное поведение человека: боязнь позора; страх уголовной ответственности;

* состояние здоровья: психические  заболевания; хронические соматические  заболевания; физические недостатки, половая несостоятельность;

* обусловленные материально-бытовыми  трудностями.

Суицидальное поведение  строится на основе внутриличностного  конфликта. Выделяют пять типов суицидального  поведения: протест, призыв к состраданию, избегание душевных или физических страданий, самонаказание, отказ от жизни как капитуляция.

 

V. Факторы и механизмы разрешения  внутриличностных конфликтов.

Под разрешением (преодолением) внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего  мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного  конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном преодолении внутриличностного  конфликта достигается душевное равновесие, углубляется понимание  жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного  конфликта осознается через: отсутствие болезненных состояний, связанных  с имевшимся конфликтом; снижение проявлений негативных психологических  и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта; повышение  качества и эффективности профессиональной деятельности.

Важно, чтобы человек, отдавая  себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль  разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям.  

С возрастом внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии - один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они  с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор  средств разрешения ситуации. Женщины  всякий раз по-новому радуются и страдают. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт.

Психологическая защита - нормальный, повседневно работающий механизм психики. Развиваясь как средство социально-психологической  адаптации, механизмы психологической  защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.

Рассмотрим механизмы психологической защиты подробнее. 

«Не замечай это» Отрицание -  один наиболее простых механизмов защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания негативных эмоций, вызванных попаданием человека в трудную ситуацию. Их игнорированием.

«Обвини это» Проекция - создается для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями. Приписывание источнику трудностей негативных качеств для его неприятия и самопринятия на этом фоне.

«Плачь об этом» Регрессия развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха: неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение в ситуации внутреннего конфликта к детским стереотипам поведения.

«Напади на что-то, заменяющее это» Замещение  Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя.

«Не помни об этом» Подавление развивается для сдерживания страха, проявления которого неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора.

«Не чувствуй этого» Изоляция - восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

«Не знай, откуда это» Интроекция - присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.

«Переосмысли это» Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка «+» и «-» каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого «+» и «-» в каждой из тенденций и их суммирование.

«Отмени это» Аннулирование - поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.

«Трансформируй это» Сублимация - удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства (сексуального или агрессивного) осуществлением социально одобряемых альтернатив. Способы: переключение на другой вид деятельности; совершение привлекательных, общественно значимых поступков.

«Найди оправдание этому» Рационализация - нахождение правдоподобных причин для оправдания действий. Способы: дискредитация цели; дискредитация значимого другого; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; искупление вины.

«Обрати это в противоположное» Реактивное образование  - предполагает выработку и подчеркивание в поведении противоположной установки.

«Приобрети это» Компенсация - защитный механизм используется сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, недостатка, неполноценности.

«Будь, как это, чтобы не потерять его» Идентификация -  моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.

«Мечтай об этом» Фантазия -  ухода от реальных проблем.

Заключение.
К сожалению практически невозможно избежать возникновения конфликтов в коллективе, организации. Именно поэтому очень важно правильно понимать механизмы возникновения и способы разрешения конфликтов. Знание основ конфликтологии, умение смотреть вглубь ситуации - может помочь предотвратить возникновение конфликта или переход уже имеющегося конфликта в более сложную стадию.
Конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности  организации. Или дисфункционалъным  и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности  организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения  конфликтной ситуации. Чаще всего причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.
У конфликта могут быть функциональные или дисфункционалъные последствия.
Функциональные последствия  конфликта:
  • Проблема может быть решена путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди больше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы.
  • Стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
  • Конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности. Это может улучшить качество процесса принятия решений, так как дополнительные идеи и «диагноз» ситуации ведут к лучшему ее пониманию; симптомы отделяются от причин и разрабатываются добавочные альтернативы и критерии их оценки.
  • Через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут  образоваться следующие дисфункциональные  последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.
  • Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.

Информация о работе Влияние конфликта на организационное поведение