Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении влияния мотивации на повышение эффективности деятельности организации. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение мотивации трудовой деятельности;
- рассмотреть основные типы мотивации;
-проанализировать развитие теорий мотивации;
- исследовать мотивационный механизм;
- рассмотреть методы мотивации персонала;
- выявить аспекты влияния мотивации в ОАО «Аэрофлот»;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия ОАО «Аэрофлот» с помощью эффективной мотивации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность понятия мотивация…………………………………………5
1.1. Понятие и типы мотивации. Труд как мотив деятельности…………...5
1.2. Эволюция взглядов на мотивацию…………………………………….10
1.3. Мотивационный механизм и его элементы. Мотивирование как процесс воздействия на человека………………15
Глава 2. Мотивация трудовой деятельности на примере ОАО «Аэрофлот»..19
2.1. Общая характеристика ОАО «Аэрофлот»………………………………..19
2.2. Мотивация трудовой деятельности в компании ОАО «Аэрофлот»……21
2.3. Пути достижения эффективной мотивации на ОАО «Аэрофлот»…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Сущность понятия мотивация…………………………………………5
Глава 2. Мотивация трудовой деятельности на примере ОАО «Аэрофлот»..19
2.1. Общая характеристика ОАО «Аэрофлот»………………………………..19
2.2. Мотивация трудовой деятельности в компании ОАО «Аэрофлот»……21
2.3. Пути достижения эффективной мотивации на ОАО «Аэрофлот»…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….30
ВВЕДЕНИЕ
Одна из основных задач перехода к рыночной экономике и ее функционирования - усиление хозяйственной мотивации и стимулов эффективного, высокопроизводительного труда. От успешного решения этой задачи в огромной мере будет зависеть формирование необходимого обществу отношения к труду, использование всех резервов и возможности повышения его производительности.
Данная тема исследования в наше время весьма актуальна, так как проблемы повышения эффективности функционирования мотивационного механизма определяется радикальными преобразованиями экономической системы общества. Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации. В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. Концепции и программы перехода к рынку предусматривают принятие и осуществление крупных экономических, политических, правовых и других решений, направленных на кардинальное изменение структур управления, финансово-кредитной политики, форм и методов социальной защиты населения и других сторон экономической жизни. При этом очевидно предполагается появление у людей мотивов и стимулов, которые будут способствовать повышению эффективности общественного производства и труда как основы успешного экономического развития и решения социальных задач. В то же время все большее число специалистов, как видно из литературных источников, считают, что человек включается в общественное производство не только из-за материальной необходимости, но и с учетом самых разных побуждений и интересов.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении влияния мотивации на повышение эффективности деятельности организации.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- дать определение
мотивации трудовой
- рассмотреть основные типы мотивации;
-проанализировать развитие теорий мотивации;
- исследовать мотивационный механизм;
- рассмотреть методы мотивации персонала;
- выявить аспекты
влияния мотивации в ОАО «
- разработать
рекомендации по
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИЯ
Понятие и типы мотивации. Труд как мотив деятельности
Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.
Готовность и желание сотрудника выполнять свою работу являются одним из важнейших факторов обеспечения эффективности деятельности организации. Хорошо известно, что самым мощным организующим средством координации группового поведения является интерес к работе. Наиболее тягостным и непривлекательным является монотонный труд, когда человек выполняет отдельные, простейшие повторяющиеся операции, не видя конечного результата своего труда. «Творчество» в монотонной работе может проявляться только в совершенствовании отдельных движений и быстроты и точности реакций. Происходит «отчуждение труда», обедняется его содержание, что порождает неудовлетворенность и приводит к субъективному нежеланию работать. Интерес такой работе поддерживают объективное отсутствие возможности приобщения к иному труду и материальное вознаграждение.
Интерес к труду возрастает в случае, когда выполняемая работа требует изобретательности, серьезных мыслительных операций и профессиональных навыков. Чем выше у человека уровень знаний, квалификации и умений, тем настойчивее он стремится к интересной работе. В интересной работе человек реализует свои возможности, способности и психологический потенциал. Увлеченные самой идеей труда, люди стремятся привнести свои изменения в условия труда, чтобы сделать его более содержательным. У таких людей явно прослеживается положительное отношение к труду. Удовлетворение при этом приносит само содержание работы, ее процесс, а не только плата за труд.
В любом случае труд всегда был связан с определенным отношением к нему человека через удовлетворение его потребностей.
Потребность — это нужда в чем-либо объективно необходимом для возобновления жизнедеятельности и развития личности или социальной группы. Это может быть и то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она требует своего удовлетворения (устранения). Потребности могут возникать как осознанно, так и бессознательно. При этом не все потребности осознаются и сознательно устраняются. Даже устраненная на данный момент времени потребность не предполагает, что она устранена навсегда. Многие потребности периодически возобновляются, могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
В основе жизнедеятельности человека лежит удовлетворение базовых основных потребностей. Большинство психологов склоняются к мнению, что можно выделить первичные и вторичные потребности. Первичные, как правило, являются врожденными и включают в себя физиологические потребности организма в пище, воде, дыхании, отдыхе и т.п. Такие потребности заложены в человеке генетически. В отличие от первичных, вторичные потребности являются психологическими и обычно осознаются с социальным опытом. Учитывая, что у разных людей приобретенный социальный опыт различен, то и вторичные потребности различны и более разнообразны, чем первичные. Это, например, потребность в уважении, привязанности, богатстве, власти, принадлежности к определенной социальной среде. Помимо этого, человек стремится к удовлетворению духовных потребностей. К ним обычно относят потребности в определении смысла жизни, понимании других людей, определения места человека в социальном окружении.
Люди по-разному пытаются устранить возникающие потребности: удовлетворить их, подавлять или не реагировать на них. Для удовлетворения потребностей важное значение имеют стимулы, которые побуждают к действию и являются причиной определенного поведения человека. На практике различают четыре основные формы стимулов: принуждение, материальное вознаграждение, моральное поощрение и самоутверждение. Процесс использования различных стимулов в управлении социальным поведением человека называют стимулированием, которое является одним из средств, с помощью которых осуществляется мотивация человека к определенным действиям. Под мотивацией понимается совокупность внутренних и внешних движущих сил (мотивов), побуждающих человека к деятельности для достижения поставленных целей. Мотив находится «внутри» человека, имеет индивидуальный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно мотивов. Он определяет, что и как надо делать для удовлетворения возникшей потребности. Итак, стимул — это побудительный мотив, порожденный внешними и внутренними обстоятельствами, а мотивы — это прямые причины совершения людьми определенных действий. Мотивы поддаются осознанию, и человек может воздействовать на них, приглушая их действие или устраняя их из своей мотивационной структуры. [8, с.249]
Современная психология выделяет два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю мотивацию связывают с интересом к профессиональной деятельности, значимостью выполняемой работы, свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои способности, умения и навыки. Внешняя мотивация обусловлена воздействием внешних факторов, связанных с условиями оплаты труда, социальными гарантиями занятости, возможностями служебного продвижения и т.п. Внешние факторы оказывают сильное воздействие, но не всегда длительное. Более эффективной оказывается такая система факторов, которая одновременно влияет как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивации.
Экономические и неэкономические стимулы.
Экономические стимулы связаны с дополнительными стимулами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
К видам экономического
стимулирования наемных работников
относятся, помимо различных форм и
систем заработной платы, премиальные
и прочие выплаты и льготы. Их
функции – привлечение и
Заработная плата выполняет стимулирующую функцию при дополнении системой премирования.
Премия считается неординарным вознаграждением, поскольку выплачивается лишь в определенных случаях, иначе она превратится в заработную плату и лишится исключительности.
Процент премии по итогам года обычно определяется заранее и корректируется в соответствии с достижениями сотрудника.
Важную роль в стимулировании производительного труда играет дополнительная заработная плата в форме разного рода доплат, надбавок, единовременного вознаграждения и иных льгот. Они носят в основном компенсационный характер и позволяют обеспечить большую индивидуализацию вознаграждения.
К неэкономическим
способам стимулирования относятся
организационные и морально-
Организационные методы мотивации включают следующее.
Привлечение к участию в делах организации.
Возможность приобрести новые знания и навыки, что придает сотрудникам дополнительную уверенность в завтрашнем дне.
Обогащение труда, заключающееся в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их личным интересам и склонностям, дающей возможность проявить свои творческие способности, осуществлять контроль над ресурсами и условиями собственного труда.
Четкое и обстоятельное объяснение подчиненным поставленных задач, важности их действий.
Информирование исполнителей о достигнутых ими результатах.
Доверие – свобода планирования на рабочем месте, гибкий график работы, возможность самостоятельного выбора решений, включение в группу по разрешению конфликта, свободный доступ к информации, не имеющей прямого отношения к работе.
Система морально-психологических методов мотивации включают следующие основные элементы.
Создание условий, при которых люди испытывают профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой, причастность к ней, личную ответственность за ее результаты; ощущают их ценность, конкретную важность для кого-то.
Присутствие вызова, обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать свои способности, выразить себя в труде, в его результатах, добиться успеха.
Признание, которое может быть личным и публичным.
Высокие или трудные идеи, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд.
Атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрение разумного риска и терпимость к ошибкам и неудачам; признание, внимательное отношение со стороны руководства и товарищей по работе к человеку и его личным проблемам.
Предоставление всем равных возможностей, вне зависимости от должности, вклад, личных заслуг; отсутствие зон, запретных для критики.
Свобода планирования собственной работы, возможность самостоятельного выбора решений, доступа к информации, не имеющей отношения к заданию.
Стимулирование влиянием – включение в совет директоров, комитеты, жюри, аттестационные комиссии, группы по разрешению конфликта, различные советы. [3, с.566]
1.2. Эволюция взглядов на мотивацию
Простота и прагматизм первоначальных концепций мотивации обеспечили их долгую жизнь в течение многих веков. Несомненно, что с годами они видоизменялись, но не настолько, чтобы учитывать современный уровень развития персонала и необходимость их дифференцированного применения. Одним из первых мотивационных приемов следует признать метод «кнута и пряника», упоминание о котором восходит к древним преданиям, античным мифам и Библии. Во времена выхода в свет книги английского экономиста Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства» большинство народа боролось лишь за элементарное выживание, поэтому логичен вывод Смита о том, что человек при любой малейшей возможности будет стремиться улучшить свое экономическое положение.
Информация о работе Влияние мотивации на повышение эффективности деятельности организации