Влияние сезонности на деятельность туристической организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 02:57, курсовая работа

Описание работы

Сезонность - это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные - в межсезонье и пониженные - в «мертвый сезон»; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный, событийный и т.д.)

Содержание работы

Введение…………………………………….…………………………………3
Теоретическая часть………………………….……………………………….4
Глава 1. Понятие сезонности в туризме……………….…………………….4
1.2.Регионы сезонности и не сезонности……..……..…………………8
1.3. Виды туризма и сезонности……………………………………….11
Глава 2. Преодоление сезонности в туризме………………………...…….14
2.1. Способы преодоления сезонности………………….…………….15
2.2. Новые виды туризма как способ преодоления сезонности…......16
2.3. Рекламные стратегии..……………………………………...….…..20
Практическая часть…………………………………………………………23
Заключение…….………...…………………………………………………..33
Литература…………..……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 179.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, уровень сезонности не во всех странах одинаков, а в  отдельных странах практически  даже отсутствует. В тех странах, где годовые колебания элементов  климата небольшие, сезонность туризма  проявляется слабее или же ее вовсе  нет. В странах, где заметно проявляются  природно-климатические отличия  по временам года, лето остается основным туристским сезоном.

Проблема увеличения туристского  сезона остро встает перед туристическим  хозяйством преобладающего большинства  стран, но особенно она актуальна  для стран Европы, где наблюдается  высокий уровень концентрации туристских потоков в летние месяцы.

Проблема сезонности ждет своего решения в социалистических странах Европы, где туристский сезон  суженный. Например, в Болгарии, Венгрии, Югославии на июль и август приходится почти половина всех туристов.

 

 

1.2 Виды туризма  и сезонности.

 

Сезонность спроса зависит  также и от вида туризма и территории его освоения. Так, например, лечебно-познавательный туризм считается наименее подверженным сезонным колебаниям спроса, чего не скажешь  о пляжном и горнолыжном. К другим "несезонным" типам туризма относятся деловой, экскурсионно-познавательный, паломнический. Для молодёжного и детского туризма характерен сезон отпусков и каникул. Спрос на образовательный туризм стабилен в течение всего года, однако некоторый подъём спроса характерен для лета и весны. Пожалуй, единственными видами туризма, сезонность которых ограниченна конкретными датами, являются охотничий и рыболовный, поскольку время отлова (отстрела) чётко регулируется правительством.

 

Несезонный  туризм.

 

К несезонному туризму  относится в первую очередь оздоровительный  туризм. Оздоровительный туризм –  самое массовое и популярное направление  медицинского туризма. В XX веке в мире возникла целая курортная индустрия, охватывающая практически все страны и континенты. На базе традиционных климатических, бальнеологических, и  грязевых курортов появились новые  формы оздоровления – SPA, wellness, fitness. В список услуг, предоставляемых современными курортно-санаторными учреждениями, часто включаются check-up-программы.

Наибольшее распространение  и популярность получили курорты, предлагающие несколько лечебно-оздоровительных  факторов, особенно SPA-курорты или SPA-отели. Последние могут находиться не только в курортных зонах, но и в крупных  мегаполисах, и также предоставлять  услуги по оздоровлению и релаксации.

В мире широко известны европейские  центры лечебно-оздоровительного туризма. Чехия лидирует по числу иностранных  туристов, прибывающих на курортно-санаторное лечение. Ежегодно ее посещают 50 000 человек  из более чем 70 стран мира. Знаменитая чешская здравница Карловы Вары принимает медицинских туристов со всех пяти континентов. Особой любовью этот бальнеологический курорт пользуется у жителей стран СНГ.

Горные и бальнеологические  курорты Австрии и Швейцарии  также являются главными европейскими направлениями оздоровительного туризма. Множество всемирно известных курортов (Виши, Эвиан) и центров талассотерапии находятся во Франции. Рядом прекрасных бальнеологических курортов располагает  Италия. Бурными темпами развивается  лечебно-оздоровительный туризм в  Польше, Венгрии, Словакии, Болгарии. Румыния  и республики бывшей Югославии также  предлагают оздоровительные программы  на приморских и бальнеологических  курортах. Морскими курортами привлекают туристов Испания, Португалия и Греция.

Традиционными местами оздоровительного туризма для жителей стран  СНГ остаются Израиль (курорты Мертвого моря), Египет и Турция с их морскими климатическими курортами.

Лечебно-оздоровительный  туризм остается одним из самых перспективных  направлений в индустрии туризма. Основа его популярности в XXI веке –  победа профилактического направления  в современной медицине, а также  мода на здоровое тело и здоровый дух.

Ещё одним несезонным видом  туризма является экскурсионно-познавательный. Познавательный туризм, ориентированный на ознакомление туристов с памятниками архитектуры, археологии, истории, культуры, природы, традициями и обычаями страны. Он также не подвержен сезонности, т.к. памятники архитектуры можно смотреть в любое время года, независимо от природно-рекреационных условий.

Религиозный туризм тоже относится  к несезонным видам туризма. Под  религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением  услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся  за пределами обычной для них  среды. Религиозный туризм подразделяется на две основные разновидности:

- паломнический туризм;

- религиозный туризм экскурсионно-познавательной  направленности.

Этот вид туризма также  не зависит от сезонности, т.к. паломники  могут путешествовать в любое  время года.

Образовательный туризм –  ещё один вид туризма, относящийся  к несезонному. В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

- учебные поездки с  целью изучения иностранного  языка или тех или иных общеобразовательных  или специальных предметов;

- ознакомительные поездки  в учреждения, организации и предприятия;

- научные и учебные  стажировки в учреждениях, организациях  и на предприятиях;

- участие в семинарах,  конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах,  цель которых обмен опытом  и получение новой профессионально  важной информации;

- экскурсионно-ознакомительные  путешествия по различным городам,  природным зонам и странам».

 

Сезонный  туризм.

 

Сезонный туризм – это  вид туризма, который наиболее подвержен  сезонным колебаниям на протяжении года. К такому туризму относится пляжный  и горнолыжный туризм.

 

 

 

Глава 2. Преодоление  сезонности в туризме.

 

Изучение сезонности позволяет  влиять на неравномерность спроса в  туризме. В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция  к снижению сезонной неравномерности  в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.

Чтобы привлечь туристов в  межсезонный период или зимний сезон, правительственные организации  и туристические фирмы осуществляют ряд стимулирующих мероприятий. Для увеличения туристского сезона, а затем для сглаживания сезонности во многих странах проводится пропаганда туристских маршрутов в несезонное время через рекламу, и устанавливаются  льготы на этот период. Туристская реклама  показывает преимущества отдыха зимой  в горах и раскрывает возможности  для зимних видов спорта, пропагандирует различные фестивали и выставки, которые проводятся в осенние, зимние и весенние месяцы. Туристам, путешествующим в несезонное время, предоставляются  льготы в виде скидок тарифов за проезд и туристский сервис. Туристский опыт таких стран, как Югославия, Италия, Швейцария, Австрия, Франция  и других, показывает, что развитие туризма в межсезонный период не только возможно, но и достаточно выгодно. Учитывая то, что межсезонье для развития морского туризма практически  существенной роли не играет, туристические  организации Италии, Франции и  России увеличили в этот период число  круизов.

В последнее время наблюдается  быстрый рост темпов зимних видов  отдыха и количества отдыхающих зимой. По данным ООН, через каждые семь лет  вдвое увеличивается число туристов, отдыхающих зимой. При этом большую роль играют горно-оздоровительные объекты, которые значительно расширяют возможность проведения отдыха зимой.

Увеличению туристского  сезона содействует организация  разнообразных спортивных соревнований, фестивалей, конкурсов, выставок, научных  конференций и т. д.

 

2.1. Способы преодоление  сезонности.

 

В мире проблема сезонности решается по-разному. В Великобритании школьные каникулы длятся значительно  меньше, чем в России. Данным вопросом занималась Палата лордов, принявшая  решение скорректировать сроки  и продолжительность каникул  с целью равномерного распределения  внутреннего туристического потока по сезонам. Прямо противоположная  ситуация в Италии. Здесь ежегодно в августе закрывается подавляющее  большинство предприятий - страна отправляется в отпуск. Не сложно догадаться, что  в этот период цены на рекреационные  услуги и размещение в гостиницах становятся заоблачными.

В России же с ее огромной территорией, жесткой региональной централизацией и концентрацией  платежеспособного населения в  столичном регионе, в городах-миллионерах  и сырьевых центрах, а также с  ее исторически сложившейся государственной  системой управления санаторно-курортной  отраслью - своя специфика. В Москве, при ее сравнительном благополучии с точки зрения притока гостей и заполняемости гостиничных номеров, (средне годовой показатель для отеля категории "пять звезд" составляет 70-80%), наблюдается ярко выраженная сезонность с периодами высокой (середина марта - середина июля, середина сентября - середина декабря) и низкой загрузки (середина июля - середина сентября, середина декабря - середина марта, выходные дни). В Санкт-Петербурге до недавнего времени зимние месяцы (декабрь и февраль) были для отельеров самыми проблемными. Сейчас на фоне растущей активности Северной столицы как центра делового туризма поток бизнес-путешественников позволил в значительной степени исправить ситуацию. Тем не менее сезонные колебания по-прежнему имеются: пик приходит на летние месяцы (с небольшим спадом в июле), угасание туристского потока - на сентябрь и начало октября. Кроме того, высокий спрос на город на Неве отмечается в новогодние праздники, 8 марта, а так же в период весенних и осенних каникул. А также западная система деления отпуска на две части – это ещё один из методов, благодаря которому пытаются диверсифицировать (распылить) нагрузку на гостиничные площади равномерно в течение года.

На сезонность спроса влияют также факторы психологического характера (традиции, подражание, мода). Пики и спады туристкой активности во многом можно объяснить консерватизмом большинства туристов, т.е. укоренившимся мнением, что лето - самое благоприятное время для проведения отпусков.

Для сглаживания сезонных колебаний в наиболее слабые месяцы рекомендуется применять методы стимулирования сбыта:

1.Бесплатное распространение  рекламных буклетов; коммерческого  предложения.

2.Предоставление скидок  и бонусов за определенный  объём покупки и её регулярность.

3.Предварительное заключение  контрактов с туристическими  компаниями на более выгодных  условиях.

4.Снижение цены на полисы  в месяцы с пониженным спросом.

5.Продажа услуг в кредит (с обеспечением оплаты).

6.Разработка и презентация  новых портфелей услуг.

Подробней всё это мы рассмотрим в следующей подтеме.

 

2.2. Новые виды  туризма как способ преодоления  сезонности.

 

Другое направление преодоления  сезонности - это разработка и продвижение  новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие конгрессного и событийного туризма, а также социального туризма для целевых групп: познавательного - для пенсионеров и образовательного - для молодёжи.

Концепция социального туризма  покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого  члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с  низким уровнем доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие  центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии. Эта концепция  была реализована на практике в Швейцарии  и Франции благодаря системе  отпускных чеков. Главным ее элементом  является чек — платежно-расчетное  средство, вводимое в обращение для  оказания адресной помощи туристам и  обеспечения доступности отдыха всем слоям населения.

Развитие конгрессного и событийного туризма также способствует преодолению сезонности в разных туристских направлениях. Интернационализация хозяйственной и культурной жизни проявляется в расширении контактов между специалистами разных направлений и проведении многочисленных конгрессов, съездов, совещаний, симпозиумов, конференций. География конгрессных центров неуклонно

расширяется. Центрами конгрессного туризма становятся города, отвечающие следующим требованиям: выгодное географическое положение, удобное транспортное сообщение, высокое качество индустрии гостеприимства, наличие необходимых помещений для заседаний, лидерство или значимость в определенном виде человеческой деятельности (науки, культуре, бизнесе и пр.), архитектурная привлекательность, наличие в самом городе или вблизи него экскурсионных объектов. Как правило, таким условиям отвечают крупные города (часто столичные), поэтому они

и стали важнейшими центрами проведения конгрессов. Конгрессы часто  проводят в научных, университетских, культурных и индустриальных центрах, курортах.

Информация о работе Влияние сезонности на деятельность туристической организации