Влияние внешней среды на процессы функционирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть воздействие внешней среды на развитие и функционирование предприятия на примере ФГУП ОМО им. П.И.Баранова.
Задачи курсовой работы следующие:
Рассмотреть факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность предприятия;
Представить краткую характеристику деятельности ФГУП ОМО им. П.И. Баранова;
Выразить анализ воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия;
Представить рекомендации к решению выявленной проблемы.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
1. Сущность и основные элементы внешней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.1. Факторы внешней среды прямого воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
1.2. Факторы внешней среды косвенного воздействия . . . . . . . . . . . . . . . .
7
1.3. Методы исследования внешней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2. Анализ влияния внешней среды на процессы функционирования ФГУП ОМО им. П.И. Баранова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия . . . . .
15
2.2. Выявление и анализ конкурентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
18
2.3. Оценка поставщиков сырья и анализ организации управления запасами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

19
3. Рекомендации по снижению воздействия внешней среды на процессы функционирования ФГУП ОМО им. П.И. Баранова . . . . . . . . . . . . . . . . .

23
3.1. Увеличение уровня конкурентоспособности на основе повышения интенсификации производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23
3.2. Расчет экономических показателей при внедрении рекомендаций . .
24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
27
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Kursovaya_-_Menedzhment.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4

1. Сущность и основные элементы внешней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.1. Факторы внешней среды прямого воздействия . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5

1.2. Факторы внешней среды косвенного воздействия . . . . . . . . . . . . . . . .

7

1.3. Методы исследования внешней среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11

2. Анализ влияния внешней среды на процессы функционирования ФГУП ОМО им. П.И. Баранова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

15

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия . . . . .

15

2.2. Выявление и анализ конкурентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

18

2.3. Оценка поставщиков сырья и анализ организации управления запасами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

19

3. Рекомендации по снижению воздействия внешней среды на процессы функционирования ФГУП ОМО им. П.И. Баранова . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

23

3.1. Увеличение уровня  конкурентоспособности на основе повышения интенсификации производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

23

3.2. Расчет экономических показателей при внедрении рекомендаций . .

24

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

27

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

29


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы определяется динамичностью формирования факторов, влияющих на эффективное развитие предприятия и принятие управленческих решений. Предприятие должно отражать состояние внешней среды. В основе его построения лежат предпосылки экономического, научно-технического, политического, социального характера. Должен обеспечиваться вклад каждого члена предприятия в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. Предприятие должно оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению его целей.

Объектом изучения являются факторы  внешней среды предприятия. Предмет изучения – влияние факторов внешней среды на процессы функционирования ФГУП ОМО им. П.И. Баранова. 

Цель курсовой работы – раскрыть воздействие внешней среды на развитие и функционирование предприятия на примере ФГУП ОМО им. П.И.Баранова.

Задачи курсовой работы следующие:

  1. Рассмотреть факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность предприятия;
  2. Представить краткую характеристику деятельности ФГУП ОМО им. П.И. Баранова;
  3. Выразить анализ воздействия факторов внешней среды на деятельность предприятия;
  4. Представить рекомендации к решению выявленной проблемы.

 

 

 

 

1. Сущность и основные элементы внешней среды

 

1.1 Факторы внешней среды прямого воздействия

 

В настоящее время  менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. [4, С. 76–80]

Выделяют следующие  основные характеристики внешней среды:

  • взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;
  • сложность внешней среды – число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;
  • подвижность среды – скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;
  • неопределенность внешней среды – соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. [3, С. 48–53]

Внешнюю среду организации можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Поскольку факторы внешней среды  имеют различную силу влияния  на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю  внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации (рис. 1)

Рис. 1. Факторы прямого воздействия

 

  1. Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала.
  2. Ресурсы. В качестве ресурсов выступают капитал, трудовые ресурсы, сырье и материалы.

Капитал, необходимый для функционирования организации, поступает из различных источников и на определенных условиях через банки.  
 Трудовые ресурсы. Особого внимания здесь заслуживают два момента. Первый касается подбора и обучения специалистов в новых областях деятельности, связанных с внедрением последних достижений науки, техники и технологий. Второй момент – подбор и обучение менеджеров различных уровней.

Сырье и материалы – важнейший компонент предпринимательской деятельности, а значит, и менеджмента. Во-первых, должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объемах. Во-вторых, необходимы гарантии поставок сырья и материалов в требуемые сроки. Важнейшим направлением работы менеджера с ресурсами является проведение расчетов по их оптимальному распределению с целью получения максимальной прибыли.

  1. Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка".
  2. Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.
  3. Законы и государственные органы. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. [9, C. 68]

 

1.2 Факторы  внешней среды косвенного воздействия

Под средой косвенного воздействия  понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.

Экономические факторы

Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т. к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Так, колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.

Экономические факторы могут быть представлены следующим образом:

  • ставки процента
  • инфляция
  • структура потребления и ее динамика
  • ставки денежного рынка
  • экономические условия в иностранных государствах
  • показатели торгового баланса
  • изменение спроса
  • денежно-кредитная и финансовая политика
  • уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста
  • тенденции на фондовой бирже [5, С. 99–104]

Политические факторы

Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока  инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение  административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.

Политические факторы могут  быть представлены следующим образом:

  • изменения в налоговом законодательстве
  • расстановка политических сил
  • отношения между деловыми кругами и правительством
  • патентное законодательство
  • законодательство об охране окружающей среды
  • правительственные расходы
  • антимонопольное законодательство
  • денежно-кредитная политика
  • государственное регулирование
  • федеральные выборы
  • политические условия в иностранных государствах
  • отношения правительства с иностранными государствами
  • размеры государственных бюджетов

Социокультурные факторы

При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в  которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в "индивидуалистическом" подходе к организации, а во втором - в "семейном" подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы (в США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет), в другом – человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.

 

К социокультурным факторам относятся:

  • жизненные ценности и традиции общества;
  • демографическая обстановка;
  • отношения организации с местным населением;
  • отношение людей к работе и качеству жизни;
  • рост населения;
  • уровень образования;
  • мобильность людей.

Данная группа факторов оказывает  влияние на формирование спроса населения; трудовые отношения; уровень заработной платы; условия труда; имидж фирмы; услуги предприятия. Социокультурные факторы изменяются медленно, но эти изменения приводят к существенным изменениям в окружении организации и оказывают наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений. [6, С. 114–120]

Научно-технический прогресс

Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.

Влияние технологических факторов часто столь очевидно, что их считают  основным двигателем производственного - и шире - социального прогресса. Революционные технологические  перемены и открытия последних десятилетий, например, производство с помощью роботов, проникновение в повседневную жизнь человека компьютером, новые виды связи, транспорта, оружия и многое другое, представляют серьезные возможности и угрозы, которые менеджеры должны осознавать и оценивать их воздействие. Некоторые новшества могут как создавать новые отрасли промышленности, так и закрывать старые.

Информация о работе Влияние внешней среды на процессы функционирования предприятия