Внешняя и внутренняя средаорганизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

Файлы: 1 файл

Внешняя и внутренная среда организации.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Автономная некоммерческая организация  
          высшего профессионального образования

«Восточно-европейский институт экономики, управления и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина «Менеджмент»

 

 

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Внешняя и  внутренняя политика организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы М-121 Быкова А.А.

 

Проверила: Михалева Е.П.

2014г.

Содержание

 

 

Введение

 

Важнейшим понятием в  менеджменте является организация. Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно, эти моменты должны быть предметом постоянного внимания со стороны менеджера.

Актуальность темы обусловлена  тем, что умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние факторы является залогом успеха фирмы. Анализ состояния компании позволяет обеспечить баланс рыночных запросов и реальных возможностей самой компании, получить необходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений и разработки рыночной стратегии и политики.

Исходя из вышеизложенного цель написания курсовой работы состоит  в исследовании внешней и внутренней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и разработке стратегии повышения конкурентоспособности.

Для достижения поставленной цели в  работе ставятся следующие задачи:

- сформулировать понятие внешней  и внутренней среды организации;

- рассмотреть схему построения  и связь элементов внутренней  и внешней среды;

- провести анализ внешней и  внутренней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»;

- проанализировать позитивные  и негативные факторы развития  ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»;

- разработать предложения по  повышению конкурентоспособности  ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».

Объектом исследования являются процессы и явления, происходящие в ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».

Предметом исследования выступает  стратегия конкурентоспособности предприятия.

В процессе исследования использовались следующие методы: аналитический, монографический, расчетно-конструктивный.

Информационной базой исследования послужили законодательные и  нормативные акты Российской Федерации, а также финансовая отчетность ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».

Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы из 29 источников. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 10 рисунками, изложена на 40 страницах машинописного текста.

 

Глава 1. Теоретические  основы построения внутренней и внешней среды организации

1.1.Понятие  внутренней и внешней среды организации, методы анализа

 

Любая организация находится  и функционирует в рамках внешней  и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения  на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности1.

Под внешней средой понимают все условия  и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений2.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Изучение внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

Изучение рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится  в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

Рис. 1. Среда организации3

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Существует большое количество методов анализа внутренней и  внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них4:

SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

- Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;

- Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;

- Возможности (Opportunities) —преимущества организации на рынке;

- Угрозы (Threats).

Рис. 2. Матрица SWOT-анализа

 

SNW – анализ – это усовершенствованный  SWOT-анализ.

- Strength (сильная сторона),

- Neutral (нейтральная сторона),

- Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и  сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S». Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу.

Таблица 1. SNW – анализ

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации

     

Бизнес - стратегии

     

Оргструктура

     

Финансы

     

Продукт как конкурентоспособность

     

Структура затрат

     

 

PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Таблица 2. PEST – Анализ

Политика

Экономика

1

1

2

2

Социум

Технология

1

1

2

2


Профиль среды удобно применять  для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного  окружения и внутренней среды. В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка.

Далее все три экспертных оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.

Таблица 3. Таблица профиля среды

Факторы среды

Важность для отрасли, А

Влияние на организацию, В

Направленность влияния, С

Степень важности, D=AхBхC

1.

       

...

       

 

Анализ внутренней и внешней  сред — это очень важный для  выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

1.2.Схема построения  и связь элементов внутренней  среды

 

Менеджер формирует  и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена на рисунке 3.

Рис. 3. Взаимосвязь внутренних переменных в организации

 

Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе5.

Основной целью работы большинства  организаций является получение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

- ее максимизацию;

- получение «удовлетворительной» прибыли, т.е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;

- минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Но не у всех организаций получение  прибыли является главной целью. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных фондов. Некоммерческие организации имеют разнообразные цели, но, вероятно, будут больше уделять внимания социальной ответственности. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства6.

Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

Основной концепций  структуры является специализированное разделение труда. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.

Информация о работе Внешняя и внутренняя средаорганизации