Внешняя и внутренняя средаорганизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.

Файлы: 1 файл

Внешняя и внутренная среда организации.doc

— 535.00 Кб (Скачать файл)

Категория руководителей и специалистов в ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» в 2011 году занимала 13,6% в 2012 году в общей численности персонала произошло ее сокращение на 0,2% и данная категория составила 13,4%, но в численном выражении количество руководителей и специалистов увеличилось на 3,6%. Количество служащих в 2011 году составляло 32 чел., к 2012 году произошло их увеличение на 12,5%, поэтому доля данной категории в общей численности персонала составила 16,7% в 2012 году против 15,5% в 2011 году.

Структура персонала по возрасту представлена на рисунке 9. Анализируя рисунок  можно сделать вывод о том, что основную возрастную долю 40% занимают работники в возрасте от 50 до 60 лет, что неблагоприятно может сказаться в будущем на деятельности предприятия.

Рис. 9. Структура персонала по возрасту

Средний возраст рабочих и специалистов составляет 42 года и 43 года соответственно.

Средний возраст руководителей  – 51 год.

Доля работников до 30 лет составляет лишь 20,9%, следовательно, службе персонала ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» следует задуматься о привлечении на предприятие молодых специалистов.

Структура персонала по образованию  представлена на рисунке 10.

Рис. 10. Структура персонала по образованию

 

Анализируя данные рисунка 10 можно сказать, что руководство ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» высоко квалифицировано 80% имеют высшее образование и, следовательно, являются специалистами в области своей деятельности.

Среди служащих также высока доля работников с высшим образованием, а именно 60%.

Среднее образование имеют 60% работников среди них 54% рабочие.

Далее проведем анализ текучести основного  промышленного персонала  и результаты его представим в таблице 7.

 

 

 

Таблица 7. Анализ текучести персонала ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»

Показатель

2011

2012

Абсолютное изменение

Изменение в %

Среднесписочная численность

206

216

10

104,9

принято

30

36

6

120,0

уволено

25

26

1

104,0

Коэффициент оборота  по принятию

0,146

0,167

0,021

114,4

Коэффициент оборота по увольнению

0,121

0,120

-0,001

99,2

Коэффициент восполнения

1,200

1,385

0,185

115,4

Коэффициент текучести

0,121

0,120

-0,001

99,2


 

Результаты представленных расчетов произведены на основе следующих  формул:

Кприема =

Кувольнения =

Квосполнения=

Ктек

Как показывают данные таблицы  7 количество принятого персонала в 2012 году увеличилось на 6 чел., что в абсолютном выражении составило 20%, вследствие этого коэффициент оборота по принятию увеличился на 0,021 пункт, что в относительном выражении составило 14,4%.

Количество уволенного персонала  в 2012 году увеличилось на 1 чел., а коэффициента оборота по увольнению составил 0,120 пункта, что на 0,8% меньше чем в 2011 году.

Коэффициент восполнения работников характеризует восполнение работников, выбывших по различным основаниям из организации, вновь принятыми работниками. Данный коэффициент в 2012 году составил 1,385, что на 0,185 пунктов больше чем в 2011 году.

Коэффициент текучести кадров равен коэффициенту оборота  по увольнению так, как работников нарушавших дисциплину на предприятии не было, а все работники увольнялись по собственному желанию.

2.3. Анализ  внешней среды ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»

 

Суммарные производственные мощности российских производителей макаронных изделий составляют около 1,2 миллиона тонн и позволяют полностью обеспечивать потребности российского рынка. Однако из-за неравномерного распределения мощностей по регионам, малой загрузки мощностей в целом ряде регионов, изношенности оборудования на средних и малых предприятиях, существует региональный дисбаланс между спросом и предложением на рынке.

Максимальными мощностями по производству макаронных изделий располагают Центральный, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы. На их долю в сумме приходится 613,1 тысячи тонн, то есть 52,3 процента общероссийского ресурса мощностей по производству макаронных изделий. За два года мощности увеличились на 7,5 процента. Доля этих трех районов в производстве превышает 60 процентов всего российского выпуска макаронных изделий.

Ввод мощностей  по производству макаронных изделий  в период с 2008 по 2010 год достиг почти 100 тысяч тонн. При этом увеличение мощностей за счет ввода в действие новых и расширения действующих производств составляет 16,5 тысячи тонн, за счет реконструкции действующих производств - 1,2 тысячи тонн, за счет технического перевооружения действующих предприятий и проведения организационно-технических мероприятий – 73 тысячи тонн.

Ввод мощностей по производству макаронных изделий зафиксирован в 35 областях. Наибольшее увеличение мощностей произошло в Челябинской, Ярославской и Нижегородской областях. В сумме эти три области обеспечили почти 45 процентов общероссийского увеличения мощностей в макаронной промышленности.

Одновременно  с вводом мощностей по производству макаронных изделий происходит и  выбытие мощностей из-за ветхости оборудования, изменения номенклатуры изделий, а также по другим причинам. Общий объем снижения мощностей  за два года составил около 40 тысяч тонн, в том числе за счет выбытия по причине ветхости оборудования - 32 тысячи тонн, за счет изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости производства продукции - 7,5 тысячи тонн.

Проведем также анализ внешней  среды компании с использованием методики PEST.

На основе методики PEST-анализа отрицательное влияние на фирму оказывают демографические и природные факторы, тем самым тормозя процесс деятельности компании, также политические факторы, такие как нагнетание напряженности в разных регионах, экономические факторы (изменение стоимости кредитов, падение уровня доходов населения) и социальные факторы (снижение уровня образования). Все эти факторы напрямую или косвенно отрицательно влияют на фирму. Но есть среди них факторы, которые оказывают и положительное влияние. Это правовые факторы (развитие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и прочие), технологические факторы (ускорение и развитие НТП, разработка и внедрение новых технологий), социальные факторы (рост числа служащих), экономические факторы (движение цен), политические факторы (стабилизация политической ситуации в стране). Данные факторы ускоряют и успешно влияют на развитие фирмы.

Обобщение результатов PEST-анализа представлено в приложении 2.

 

Глава 3. SWOT – анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и мероприятия по увеличению прибыли

3.1. SWOT – анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»

 

Применяемый для анализа среды  метод СВОТ (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

В целом основные факторы  и риски можно отразить в следующем  кратком SWOT- анализе в таблице 8.

 

Таблица 8. SWOT- анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»

Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности

Преимущества 

Расширение существующих линеек продукции и запуск инновационных продуктов – 47,3%

Гибкая ценовая политика.– 25,4%

Инвестиции в сырьевую базу – 14%

Высокая лояльность потребителей.  – 32,5%

Высокопроизводительное и качественное оборудование – 12%

Широкая ассортиментная линейка, охватывающая все сегменты рынка. – 25%

Угрозы 

Недостатки 

Ухудшение экономической ситуации в стране и регионе – 26,3%

Невысокий  платежеспособный спрос  населения региона– 18,2%

Уменьшение сырьевого рынка  и рост цен на сырье – 25%

Ценовой демпинг – 15,7%

Диктатура розничных сетей  – 14,8

Значительные расстояния до рынков сбыта – 12%

Срыв договоров с поставщиками и подрядчиками, особенно в сфере  логистики – 19%

Невысокие  финансовые возможности – 8%


 

Развитие ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» за последние 5 лет превышало темпы развития отрасли, что обусловлено внедрением современного оборудования, инновационным подходом (запуском новых продуктов), активной маркетинговой и сбытовой политикой (гибкое ценообразование, рекламные и промо-мероприятия и т.п.). Результатом этой деятельности стало то, что ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» является одним из лидером рынка в кондитерской группе в регионе.

Ухудшение ситуации в отрасли, а также положения ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» в отрасли  может быть вызвано:

1) Снижением платежеспособного спроса со стороны населения на продукцию ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» в связи с ухудшением финансово-экономического положения населения региона, потребителей пищевой продукции, производимой ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».

2) Ростом конкуренции в отрасли.

3) Снижением объемов поставок муки в сырьевой зоне ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и рост цен на сырье.

Отраслевые риски ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» достаточно существенны.

Кроме того, успех деятельности ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» во многом зависит от возможности сохранить статус производителя в конкурентной отрасли. В частности, повышение цен и нехватка упаковочных материалов и сырья может неблагоприятно отразиться на деятельности компании. Например, на результаты деятельности может оказать влияние доступность и повышение цен на упаковочные материалы - главным образом, картон и полиэтиленовая упаковка, а также сырье - главным образом, мука, сахар. Компания находится в большой зависимости от одного предприятия - поставщика упаковочных материалов («Лидер»), и это может сделать ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» более чувствительными к изменениям спроса и предложения на мировом рынке и их влиянию на стоимость и доступность этих материалов. Кроме того, погодные условия и другие, независящие от факторы оказывают существенное влияние на стоимость и доступность сырья, используемого ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».

Несмотря на все негативные внешние  и внутренние факторы, ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» обладает большим производственным потенциалом, является стабильным и надежным партнером.

3.2. Предложения  по повышению конкурентоспособности ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»

 

В целях минимизации отраслевых рисков ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» предлагаются следующие действия:

1) наличие долгосрочных программ производства;

2) проводить активную инвестиционную политику для развития сырьевой базы;

3) разрабатывать программы по снижению затрат на производство продукции, проводить активную инвестиционную политику в части технического и технологического перевооружения производственной базы, в целях повышения конкурентоспособности предприятий группы;

4) в целях повышения конкурентоспособности предприятию выпустить на рынок ряд новинок, например, конфеты на сахарозе.

Для нейтрализации угроз  и рисков предлагается как запуск новых видов продуктов, так еще более активные действия в маркетинговой и сбытовой стратегии предприятия, такие как:

  • оптимизация системы гибкого ценообразования;
  • активная рекламная и маркетинговая поддержка имеющейся и планируемой продуктовой линейки (промо-мероприятия, рекламные материалы, ТВ-реклама и т.п.); •
  • развитие дистрибутивной сети.

Успех ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» во многом зависит от способности компании организовать эффективную рекламу в условиях рынка. Разработка грамотной маркетинговой стратегии, направленной на создание и продвижение кондитерско-макаронных изделий, дает возможность региональным предприятиям увеличить число потребителей своей продукции, в том числе и за счет привлечения потребительской аудитории своих конкурентов. Этот путь развития, безусловно, является достаточно сложным и затратным, но именно он открывает предприятиям пищевой промышленности перспективы для освоения региональных и федерального рынков.

На основе выделения, анализа и  классификации причин, препятствующих росту конкурентного статуса, предлагаются  программные мероприятия стратегии  повышения конкурентоспособности  для ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».

Они представлены по блокам:

Блок «производство»:

  • расширение товарного ассортимента: номенклатуры и видов сыров и кондитерско-макаронной продукции, производство продукуии длительных сроков хранения, освоение «детского» ряда продукции;
  • диверсификация производства тары для упаковки продукции завода, с ориентацией на более длительные сроки хранения;
  • расширение собственной сырьевой базы за счет заключения контрактов сотрудничества с производителями сырья Калужской области.

Блок «сбыт»:

  • проведение брендовой политики – ориентация на торговую марку «Кондитерско-макаронная фабрика», разработка символики компании, новых фирменных названий для товарного ассортимента;
  • расширение торговой сбытовой сети компании в центральных регионах России, за счет реализации маркетинговой стратегии и масштабных рекламных акций;

Информация о работе Внешняя и внутренняя средаорганизации