Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 12:53, курсовая работа
Важнейшим понятием в менеджменте является организация. Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае если, среда допускает его осуществление. Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время может быть источником проблем и даже ее гибели. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами.
Категория руководителей и специалистов в ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» в 2011 году занимала 13,6% в 2012 году в общей численности персонала произошло ее сокращение на 0,2% и данная категория составила 13,4%, но в численном выражении количество руководителей и специалистов увеличилось на 3,6%. Количество служащих в 2011 году составляло 32 чел., к 2012 году произошло их увеличение на 12,5%, поэтому доля данной категории в общей численности персонала составила 16,7% в 2012 году против 15,5% в 2011 году.
Структура персонала по возрасту представлена на рисунке 9. Анализируя рисунок можно сделать вывод о том, что основную возрастную долю 40% занимают работники в возрасте от 50 до 60 лет, что неблагоприятно может сказаться в будущем на деятельности предприятия.
Рис. 9. Структура персонала по возрасту
Средний возраст рабочих и специалистов составляет 42 года и 43 года соответственно.
Средний возраст руководителей – 51 год.
Доля работников до 30 лет составляет лишь 20,9%, следовательно, службе персонала ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» следует задуматься о привлечении на предприятие молодых специалистов.
Структура персонала по образованию представлена на рисунке 10.
Рис. 10. Структура персонала по образованию
Анализируя данные рисунка 10 можно сказать, что руководство ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» высоко квалифицировано 80% имеют высшее образование и, следовательно, являются специалистами в области своей деятельности.
Среди служащих также высока доля работников с высшим образованием, а именно 60%.
Среднее образование имеют 60% работников среди них 54% рабочие.
Далее проведем анализ текучести основного промышленного персонала и результаты его представим в таблице 7.
Таблица 7. Анализ текучести персонала ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»
Показатель |
2011 |
2012 |
Абсолютное изменение |
Изменение в % |
Среднесписочная численность |
206 |
216 |
10 |
104,9 |
принято |
30 |
36 |
6 |
120,0 |
уволено |
25 |
26 |
1 |
104,0 |
Коэффициент оборота по принятию |
0,146 |
0,167 |
0,021 |
114,4 |
Коэффициент оборота по увольнению |
0,121 |
0,120 |
-0,001 |
99,2 |
Коэффициент восполнения |
1,200 |
1,385 |
0,185 |
115,4 |
Коэффициент текучести |
0,121 |
0,120 |
-0,001 |
99,2 |
Результаты представленных расчетов произведены на основе следующих формул:
Кприема =
Кувольнения =
Квосполнения=
Ктек =
Как показывают данные таблицы 7 количество принятого персонала в 2012 году увеличилось на 6 чел., что в абсолютном выражении составило 20%, вследствие этого коэффициент оборота по принятию увеличился на 0,021 пункт, что в относительном выражении составило 14,4%.
Количество уволенного персонала в 2012 году увеличилось на 1 чел., а коэффициента оборота по увольнению составил 0,120 пункта, что на 0,8% меньше чем в 2011 году.
Коэффициент восполнения работников характеризует восполнение работников, выбывших по различным основаниям из организации, вновь принятыми работниками. Данный коэффициент в 2012 году составил 1,385, что на 0,185 пунктов больше чем в 2011 году.
Коэффициент текучести кадров равен коэффициенту оборота по увольнению так, как работников нарушавших дисциплину на предприятии не было, а все работники увольнялись по собственному желанию.
Суммарные производственные мощности российских производителей макаронных изделий составляют около 1,2 миллиона тонн и позволяют полностью обеспечивать потребности российского рынка. Однако из-за неравномерного распределения мощностей по регионам, малой загрузки мощностей в целом ряде регионов, изношенности оборудования на средних и малых предприятиях, существует региональный дисбаланс между спросом и предложением на рынке.
Максимальными
мощностями по производству макаронных
изделий располагают
Ввод мощностей по производству макаронных изделий в период с 2008 по 2010 год достиг почти 100 тысяч тонн. При этом увеличение мощностей за счет ввода в действие новых и расширения действующих производств составляет 16,5 тысячи тонн, за счет реконструкции действующих производств - 1,2 тысячи тонн, за счет технического перевооружения действующих предприятий и проведения организационно-технических мероприятий – 73 тысячи тонн.
Ввод мощностей по производству макаронных изделий зафиксирован в 35 областях. Наибольшее увеличение мощностей произошло в Челябинской, Ярославской и Нижегородской областях. В сумме эти три области обеспечили почти 45 процентов общероссийского увеличения мощностей в макаронной промышленности.
Одновременно с вводом мощностей по производству макаронных изделий происходит и выбытие мощностей из-за ветхости оборудования, изменения номенклатуры изделий, а также по другим причинам. Общий объем снижения мощностей за два года составил около 40 тысяч тонн, в том числе за счет выбытия по причине ветхости оборудования - 32 тысячи тонн, за счет изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости производства продукции - 7,5 тысячи тонн.
Проведем также анализ внешней среды компании с использованием методики PEST.
На основе методики PEST-анализа отрицательное влияние на фирму оказывают демографические и природные факторы, тем самым тормозя процесс деятельности компании, также политические факторы, такие как нагнетание напряженности в разных регионах, экономические факторы (изменение стоимости кредитов, падение уровня доходов населения) и социальные факторы (снижение уровня образования). Все эти факторы напрямую или косвенно отрицательно влияют на фирму. Но есть среди них факторы, которые оказывают и положительное влияние. Это правовые факторы (развитие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность и прочие), технологические факторы (ускорение и развитие НТП, разработка и внедрение новых технологий), социальные факторы (рост числа служащих), экономические факторы (движение цен), политические факторы (стабилизация политической ситуации в стране). Данные факторы ускоряют и успешно влияют на развитие фирмы.
Обобщение результатов PEST-анализа представлено в приложении 2.
Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
В целом основные факторы и риски можно отразить в следующем кратком SWOT- анализе в таблице 8.
Таблица 8. SWOT- анализ ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика»
Внешняя среда |
Внутренняя среда |
Возможности |
Преимущества |
Расширение существующих линеек продукции и запуск инновационных продуктов – 47,3% Гибкая ценовая политика.– 25,4% Инвестиции в сырьевую базу – 14% |
Высокая лояльность потребителей. – 32,5% Высокопроизводительное и Широкая ассортиментная линейка, охватывающая все сегменты рынка. – 25% |
Угрозы |
Недостатки |
Ухудшение экономической ситуации в стране и регионе – 26,3% Невысокий платежеспособный спрос населения региона– 18,2% Уменьшение сырьевого рынка и рост цен на сырье – 25% Ценовой демпинг – 15,7% Диктатура розничных сетей – 14,8 |
Значительные расстояния до рынков сбыта – 12% Срыв договоров с поставщиками и подрядчиками, особенно в сфере логистики – 19% Невысокие финансовые возможности – 8% |
Развитие ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» за последние 5 лет превышало темпы развития отрасли, что обусловлено внедрением современного оборудования, инновационным подходом (запуском новых продуктов), активной маркетинговой и сбытовой политикой (гибкое ценообразование, рекламные и промо-мероприятия и т.п.). Результатом этой деятельности стало то, что ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» является одним из лидером рынка в кондитерской группе в регионе.
Ухудшение ситуации в отрасли, а также положения ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» в отрасли может быть вызвано:
1) Снижением платежеспособного спроса со стороны населения на продукцию ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» в связи с ухудшением финансово-экономического положения населения региона, потребителей пищевой продукции, производимой ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».
2) Ростом конкуренции в отрасли.
3) Снижением объемов поставок муки в сырьевой зоне ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» и рост цен на сырье.
Отраслевые риски ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» достаточно существенны.
Кроме того, успех деятельности ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» во многом зависит от возможности сохранить статус производителя в конкурентной отрасли. В частности, повышение цен и нехватка упаковочных материалов и сырья может неблагоприятно отразиться на деятельности компании. Например, на результаты деятельности может оказать влияние доступность и повышение цен на упаковочные материалы - главным образом, картон и полиэтиленовая упаковка, а также сырье - главным образом, мука, сахар. Компания находится в большой зависимости от одного предприятия - поставщика упаковочных материалов («Лидер»), и это может сделать ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» более чувствительными к изменениям спроса и предложения на мировом рынке и их влиянию на стоимость и доступность этих материалов. Кроме того, погодные условия и другие, независящие от факторы оказывают существенное влияние на стоимость и доступность сырья, используемого ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика».
Несмотря на все негативные внешние и внутренние факторы, ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» обладает большим производственным потенциалом, является стабильным и надежным партнером.
В целях минимизации отраслевых рисков ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» предлагаются следующие действия:
1) наличие долгосрочных программ производства;
2) проводить активную инвестиционную политику для развития сырьевой базы;
3) разрабатывать программы по снижению затрат на производство продукции, проводить активную инвестиционную политику в части технического и технологического перевооружения производственной базы, в целях повышения конкурентоспособности предприятий группы;
4) в целях повышения конкурентоспособности предприятию выпустить на рынок ряд новинок, например, конфеты на сахарозе.
Для нейтрализации угроз и рисков предлагается как запуск новых видов продуктов, так еще более активные действия в маркетинговой и сбытовой стратегии предприятия, такие как:
Успех ОАО «Кондитерско-макаронная фабрика» во многом зависит от способности компании организовать эффективную рекламу в условиях рынка. Разработка грамотной маркетинговой стратегии, направленной на создание и продвижение кондитерско-макаронных изделий, дает возможность региональным предприятиям увеличить число потребителей своей продукции, в том числе и за счет привлечения потребительской аудитории своих конкурентов. Этот путь развития, безусловно, является достаточно сложным и затратным, но именно он открывает предприятиям пищевой промышленности перспективы для освоения региональных и федерального рынков.
На основе выделения, анализа и
классификации причин, препятствующих
росту конкурентного статуса, предлагаются
программные мероприятия
Они представлены по блокам:
Блок «производство»:
Блок «сбыт»: