Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Функционирование внутренних элементов организации в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды. Внешнее окружение настолько нестабильно и настолько непредсказуемо, что без понимания действия переменных этого окружения невозможно эффективное выполнение управленческих функций.

Содержание работы

Введение……………….………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты внешней среды организации…………...5
Актуальность анализа внешней среды организации ...............................5
Определение внешней среды организации……………………….……..6
1.3 Среда прямого и косвенного воздействия на организацию……………8
Глава 2. Характеристика внешней среды организации……………….….13
2.1 Концептуальная модель взаимодействия…………………………..…..13
2.2 Общие характеристики внешней среды…………………………….….16
2.3 Организация как элемент внешней среды……………………………..18
Глава 3. Внешняя среда организации в современных условиях………….20
3.1 Особенности внешней среды в современных коммерческих организациях России……………………………………………………………….20
3.2 Неопределенность внешней среды организации………………………25

Файлы: 1 файл

менедж доклад.docx

— 182.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………….………………………………………………………3

Глава 1.  Теоретические  аспекты внешней среды организации…………...5

    1. Актуальность анализа внешней среды организации ...............................5
    2. Определение внешней среды организации……………………….……..6

    1.3 Среда прямого и косвенного воздействия на организацию……………8

Глава 2.  Характеристика внешней среды организации……………….….13

2.1 Концептуальная модель  взаимодействия…………………………..…..13

2.2 Общие характеристики  внешней среды…………………………….….16

2.3 Организация как элемент  внешней среды……………………………..18

Глава 3. Внешняя среда  организации в современных условиях………….20

3.1 Особенности внешней среды в современных коммерческих организациях России……………………………………………………………….20

3.2 Неопределенность внешней среды организации………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Функционирование внутренних элементов  организации в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды. Внешнее окружение  настолько нестабильно и настолько  непредсказуемо, что без понимания  действия переменных этого окружения  невозможно эффективное выполнение управленческих функций. Эффективное  обеспечение деятельности организации - это своевременное и адекватное реагирование на поведение внешней  среды.

Многие проблемы, с которыми сталкиваются сегодня руководители предприятий - предпринимательских, образовательных, общественных, государственных - являются следствием воздействия внешней среды. В этом отношении предприятия, подобно биологическим организмам, вынуждены приспосабливать свою деятельность к внешней среде. В противном случае сохранение эффективности и его выживание становится проблематичным. Именно в силу такого понимания значения внешней среды для организации многие деловые люди при учреждении новых предприятий используют следующую стратегию: вначале необходимо добиться, как модно говорить, более органичного "вписывания" (интегрирования) вновь создаваемого предприятия во внешнюю среду, а уж после этого сосредоточиться на сбалансированной оптимизации внутренней среды организации. Эффективность и результативность деятельности организации являются не только её внутренними характеристиками, а так же и проявлением ее потенциала во внешней среде. Следовательно, организация должна жить в полном согласии, единении с внешней средой, с ее требованиями и ожиданиями.

Даже если бы внешняя среда  была не настолько подвижной и  непредсказуемой, какой она есть на сегодняшний день, руководству  предприятий все равно пришлось бы учитывать влияние этой среды. Внешняя среда устанавливает  требования к миссии и целям их достижения, влияет на текущие процессы деятельности предприятия. Поэтому  было бы большой ошибкой со стороны  руководителей предприятия, если бы они игнорировали влияние внешних  факторов. Следовательно, каждое предприятие  нуждается в оценке того, какого рода перемены во внешней среде ожидают  его в будущем. Поскольку достижение сформированной миссии организации должно происходить в конкретных условиях воздействия и состояния внешней среды, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении и оценивать возможное их влияние на организацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты внешней среды организации.

1.1 Актуальность  анализа внешней среды организации.

Анализ внешней среды  представляет собой процесс, посредством  которого руководство определяет, оценивает  и контролирует внешние, по отношению  к организации, факторы, чтобы определить возможности и угрозы для ее деятельности. Изменение внешней среды оказывает серьезное влияние на управляемость организации. В настоящее время число новых задач управления, обусловленных изменениями внешней обстановки, неуклонно возрастает. Многие из них принципиально новы и не могут быть решены, исходя из опыта, полученного в предыдущей управленческой практике. Множественность задач, наряду с расширением географических рамок рыночной экономики, приводит к дальнейшему усложнению управленческих проблем.

Сложность и новизна создают  возрастающую нагрузку на высшее звено  управляющих, в то время, как совокупность управленческих навыков, выработанных ранее, все меньше соответствует условиям решения проблемы. Новые задачи возникают все чаще. Новизна, сложность и темпы их появления повышают вероятность будущих неожиданностей.

Анализ внешней среды  помогает сделать выводы об условиях деятельности организации. Опираясь на анализ глубинных процессов, можно предсказать многое из того, что остается скрытым от глаз, сложности видимых условий, и что может обнаружить себя внезапным ударом по интересам предприятия как стратегическая неожиданность. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить надвигающиеся угрозы в любые выгодные возможности.

Однако, предприятие вынуждено не только определять и оценивать множество факторов внешней среды, влияющих на его текущую деятельность, но и прогнозировать возможные последствия нестабильности среды в будущем. Как текущее, так и прогнозируемое состояние факторов внешней среды может иметь драматическое влияние на деятельность предприятия, если оно не будет вырабатывать адекватную реакцию. Будучи подвижной и полной неопределенности, внешняя среда глубоко и всесторонне затрагивает жизнь организации. Быстрые и непредсказуемые изменения факторов внешней среды способны преподнести организации серьезные, неожиданные и тяжелые удары. Все это говорит о том, что организация должна постоянно и внимательно следить за всеми изменениями внешней среды, используя для этого современные методы и приемы.

Анализ и оценка факторов внешней среды для менеджеров дает возможность:

а) понимать, что представляет собой внешняя среда, какие конкретные факторы она включает, какое их содержание и характеристики;

б) определять требования и  ожидания внешней среды, которые  необходимо учитывать в деятельности организации, для ее эффективной  деятельности;

в) оценивать степень и  характер влияния факторов внешней  среды на деятельность организации;

г) объективно определять возможности, которыми обладает организация для  удовлетворения требований и ожиданий внешней среды, а также угрозы, которые несет внешняя среда, если организация будет игнорировать эти требования;

д) своевременно адаптировать деятельность организации к влиянию  внешней среды, к ее требованиям  и ожиданиям.

 

1.2 Определение  внешней среды организации.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешнее окружение организации  велико и чрезвычайно разнообразно, и было бы пустой тратой сил пытаться учесть все факторы среды.

 

Поэтому одна из первоочередных проблем, которую менеджер обязан разрешить, если он придерживается концепции открытой системы - это определение важнейших для данного предприятия элементов внешней среды. Более того, он должен предложить подходящие способы реагирования на внешние воздействия, а для этого он должен знать их характеристики, т. е. характер их влияния.

Для определения элементов  внешней среды и облегчения учета  их влияния на организацию разделим внешние факторы на две основные группы:

- среда прямого воздействия (ближняя);

- среда косвенного воздействия (дальняя).

Эти группы факторов по-разному  влияют на деятельность организации. Они  могут отличаться силой воздействия, внутренними элементами организации, качественными характеристиками факторов внешней среды, методами проявления и др. С этой точки зрения, факторы  внешней среды можно разделить  на рабочую среду и общую среду. К рабочей среде относятся  в основном факторы прямого воздействия, которые представляют собой микросферу организации.

Общая среда - это факторы  косвенного воздействия внешней  среды, представляющие собой макросферу организации.

 

1.3 Среда прямого и косвенного воздействия на организацию.

Среда прямого воздействия  включает в себя элементы внешних  источников силы, которые непосредственно  влияют на операции организации, и под  требования которых необходимо подстраивать ее деятельность. Эти элементы, в  свою очередь, испытывают на себе прямое влияние операций организации. К  этим факторам следует отнести:

- Поставщики. Сюда входят поставщики сырья, материалов, оборудования, трудовых ресурсов, капитала. От того насколько организация способна обеспечить  поступление требуемых ресурсов надлежащего качества и количества зависит результат ее деятельности. То есть успех организации напрямую зависит от поставщиков требуемых ресурсов.

- Рынок рабочей силы. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.

- Законы и государственные органы. Число и сложность законов, регулирующих различные аспекты деятельности предприятия постоянно растет. Влияние законов на деятельность организации определяется такими параметрами как: благоприятность законодательства, обеспечение равенства условий осуществления деятельности, стабильность и определенность правовых норм и т. д. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования, которые призваны обеспечивать выполнение законов в определенной сфере, а также могут вводить собственные требования (лицензии, качество продуктов, экология, охрана труда и т. д.).

- Покупатели. Потребитель является самым важным звеном организации. От умения организации находить покупателя и удовлетворять его требования зависит ее успешность. Результат деятельности компании должен быть нацелен на запросы потребителя.

- Конкуренты. Вероятно в большинстве случаев не покупатели, а именно конкуренты влияют на то какого рода продукцию (услуги) и по какой цене можно продать. Чтобы выжить и добиться успеха руководство организации должно постоянно отслеживать деятельность конкурентов и предпринимать шаги, направленные на то, чтобы не отстать от конкурентов, а лучше обогнать их. Анализ должен быть направлен и на те фирмы, которые могут войти на рынок, а также на производителей продуктов - заменителей.

Под средой косвенного воздействия  подразумеваются факторы, которые  могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, сказываются на них. К таким факторам относятся:

- Экономические факторы. Их изучение направлено на понимание процесса формирования и распределения ресурсов. Состояние экономики может способствовать росту деловой активности, либо же наоборот снижать ее. Кроме того, изменения, происходящие в экономике, могут неодинаково отразиться на результатах деятельности различных предприятий. Величина валового национального продукта, темпы, инфляции, уровень безработицы, платежный баланс, норма накопления и т. п. – это все примеры показателей состояния экономики. При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие.

Рассмотрим важнейшие  из них:

1. Ставка процента (уровень процентной ставки) в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии" высоких ставок процента. В качестве примера можно привести рынок жилья, где процент по закладной прямо влияет на спрос квартир в доме, что, в свою очередь, влияет на количество начатых новых жилищных проектов. И если организация работает в области жилищной индустрии (предоставляет ссуды, выступает в качестве инвестора или строительного подрядчика), то рост процентных ставок будет представлять собой угрозу для реализации планов организации, а их снижение — новые возможности для развития.

2. Организации, рассматривающие планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения ссуд, очевидно, будут следить за уровнем ставки процента и ее влиянием на цену капитала. Поэтому ставка процента будет оказывать прямое воздействие на потенциальную привлекательность различных стратегий.

Информация о работе Внешняя среда организации