Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:35, реферат

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Функционирование внутренних элементов организации в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды. Внешнее окружение настолько нестабильно и настолько непредсказуемо, что без понимания действия переменных этого окружения невозможно эффективное выполнение управленческих функций.

Содержание работы

Введение……………….………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты внешней среды организации…………...5
Актуальность анализа внешней среды организации ...............................5
Определение внешней среды организации……………………….……..6
1.3 Среда прямого и косвенного воздействия на организацию……………8
Глава 2. Характеристика внешней среды организации……………….….13
2.1 Концептуальная модель взаимодействия…………………………..…..13
2.2 Общие характеристики внешней среды…………………………….….16
2.3 Организация как элемент внешней среды……………………………..18
Глава 3. Внешняя среда организации в современных условиях………….20
3.1 Особенности внешней среды в современных коммерческих организациях России……………………………………………………………….20
3.2 Неопределенность внешней среды организации………………………25

Файлы: 1 файл

менедж доклад.docx

— 182.74 Кб (Скачать файл)

3. Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость рубля по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в России, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз для организации, создаваемых иностранными конкурентами.

4. Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы, для организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в привлекательной области. Снижение темпов экономического роста и сокращение потребительских расходов также приводят к росту конкурентного давления, вызванного стремлением предприятий, остаться в отрасли в условиях угрозы кризиса.

5. Инфляция. Правительства большинства стран мира прилагают значительные усилия для снижения уровня инфляции. Обычно следствием этих усилий является снижение процентной ставки и, тем самым, появление признаков экономического роста. Организации, в частности, озабочены инфляцией потому, что будущая экономическая обстановка в условиях высокой инфляции (десятки и сотни процентов в год) оказывается менее предсказуемой, затрудняя планирование.

- Политические факторы.  Дают представление о приоритетах государственной политики и средствах ее реализации. Объектом анализа со стороны руководства должны быть политическая идеология, стабильность политики, общественные настроения в отношении правительства, оппозиция. Особый элемент политической обстановки – это лоббисты, то есть группы лиц, продвигающие интересы определенных кругов  во власти. Компании, ведущие бизнес в различных странах, должны учитывать фактор политической стабильности применительно к деятельности соответствующих подразделений.

- Социокультурные факторы. Данные факторы характеризуют демографическую структуру общества, динамику роста населения, уровень образования, преобладающие в обществе ценностные установки, верования, обычаи. Значение данных факторов велико, так как они являются всепроникающими и оказывают воздействие как на другие факторы внешней среды организации, так и на внутреннюю среду. Несмотря на тот  факт, что изменения в социокультурной среде происходят очень медленно, последствия их могут оказаться существенными.

- Научно-технический прогресс, технологии. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осуществления коренных изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.

- Групповые интересы. Оказывают определяющее влияние на функционирование организации и может противоречить общеорганизационным интересам. Для недопущения обострения этого противоречия и перерастания его во внутриорганизационный конфликт требуется разработка и реализация специальных механизмов согласования общеорганизационных, групповых и индивидуальных интересов. Решающим фактором эффективного управления организацией выступает мобилизация ее человеческих ресурсов на основе индивидуальной и групповой мотивации.

- Международная среда. Под этим мы будем понимать совокупность экономических, социально-культурных, политико-правовых и других условий, процессов, факторов, способствующих развитию международной маркетинговой деятельности или затрудняют ее.

Безусловно, приведенным  перечнем не ограничиваются элементы внешней среды, есть и другие элементы, но их воздействие на организацию  менее значительно, и они оказывают  влияние на отдельные конкретные организации.

 

Глава 2.  Характеристика внешней среды организации.

2.1 Концептуальная модель взаимодействия.

Изложение концепции взаимодействия элементов высшей среды с организацией может быть представлено в виде простой  модели, состоящей из двух блоков.

Макросреда - элементы внешней  среды прямого и косвенного воздействия, определяющие условия деятельности организации. Макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду и на саму фирму. Это факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера (косвенного воздействия). Это так называемые неконтролируемые (неуправляемые) факторы, поскольку предприятие в свою очередь не может оказывать непосредственного влияния на происходящие явления. Поэтому при планировании своей дальнейшей деятельности необходимо учитывать влияние всех выявленных факторов, приспосабливаясь и участвуя в данных процессах.

Микросреда включает факторы  прямого воздействия, которые оказывают  влияние на основные функции предпринимательской  деятельности организации. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Это те факторы (прямого воздействия), которые не только сами оказывают влияние на фирму, но и фирма в свою очередь может влиять на них (контролируемые факторы).

Обратная связь - наиболее часто применяемый эффективным  менеджером инструмент. Обратная связь  показывает подчиненному результаты его  поведения, позволяя ему избегать неэффективных  действий или, наоборот, продолжать делать вещи, способствующие достижению командой поставленных целей.

Приведенная модель показывает предпринимательскую деятельность организации с ее основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, персонал, материально-техническое  обеспечение (закупки)) показывают отношения  с элементами внешней среды прямого  воздействия. Производственная функция  реализуется только при взаимосвязи  этих четырех функций. С точки зрения связи организации с внешней средой, к перечисленным функциям можно добавить следующее:

1. Создание и совершенствование  продукта.

Научно-исследовательские  и проектные работы, направленные на разработку новых технологических  процессов или новой продукции  для улучшения предпринимательской  деятельности, повышения эффективности  производства, расширения предложения новой продукции.

2. Связи с общественностью. Управление отношениями и осуществление их между организацией и общественными структурами или средствами массовой информации.

Взаимодействие предприятия  с внешней средой:

Факторы внешней среды  прямого воздействия непосредственно  связаны с основными функциями  управления и оказывают взаимное влияние друг на друга. На воздействие  внешней среды организация вырабатывает реакцию - способ уменьшения этого влияния  или его использования с выгодой  для себя.

Среда косвенного воздействия  может влиять на организацию через  изменение характеристик элементов  прямого воздействия или изменение  параметров внутренних элементов, но их воздействие проявляется не сразу, а в течение длительного времени.

 

2.2 Общие характеристики внешней среды.

На практике деятельности организаций имеет место сложное взаимодействие и влияние переменных элементов организации на факторы внешней среды. Очевидно, что каждый отдельно взятый фактор будет воздействовать на различные организации по-разному.

Довольно часто они  образуют своеобразную «цепную реакцию», при которой действие одного фактора  образует «круги на воде», вызывающие активность других факторов. Такие  действия факторов обусловлены их общими характеристиками. В ряде исследований в области менеджмента выделяются, как правило, четыре основные характеристики внешней среды. Эти четыре характеристики, взятые из книги М. X. Мескона и др., следующие:

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды. Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

2. Сложность внешней среды.  Сложность внешней среды. Под  сложностью внешней среды подразумевается  комплекс факторов, на которые  организация обязана реагировать,  а также уровень вариативности  каждого фактора. Разные организации  осуществляют свою деятельность  в разных внешних условиях. Так,  на одну организацию оказывает  влияние весь набор факторов  внешней среды, а на другую - только определенная их часть.  По показателю разнообразия (вариативности)  факторов в более сложных условиях  будет находиться организация,  использующая многочисленные и  разные технологии, претерпевающие  более быстрое развитие. Для того, чтобы организация работала устойчиво,  менеджеры должны выявлять прямые  и косвенные факторы внешней среды, которые воздействуют или могут воздействовать на ее функционирование и эффективность ее деятельности.

3. подвижность внешней среды. Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность среды создает нестабильность условий деятельности организации. Нестабильность определяется тремя характеристиками: степенью привычности, темпами (скоростью) изменения и предсказуемостью будущего. Темпы изменений характеризуют возможности организации вырабатывать реакцию на проявление воздействий факторов внешней среды. Темпы изменений принято измерять тремя оценками: медленнее, чем реакция организации; сравнимая с реакцией организации; быстрее, чем реакция организации.

Прежде чем вы решитесь на важные шаги в развитии предпринимательства (изменение технологии, разработку новой продукции, расширение рынка  сбыта и т. п.), вам необходимо определить количественно параметр подвижности  внешней среды. Без знания этой характеристики бизнес становится рискованным.

4. Неопределенность внешней среды. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в достоверности этой информации.

Неопределенность внешней  среды характеризуется сильными и слабыми сигналами:

- Сильными сигналами является очевидная и конкретная информация, выявленная в ходе наблюдения за факторами внешней среды, на основании которой организация в состоянии дать оценку значимости этих факторов и принять соответствующие меры.

- Слабые сигналы представлены малыми объемами информации, характеризующей появление ранних и неточных (есть сомнения в точности информации) признаков изменения определенных факторов внешней среды.

И так, управление организацией, с точки зрения внешней среды, представляет собой процесс приспособления целей, способов и средств их достижения к требованиям своего окружения и создание такого потенциала, который обеспечивал бы устойчивое и эффективное ее функционирование.

 

2.3 Организация как элемент внешней среды.

Деятельность организации  всегда подчиняется общим законам  и принципам менеджмента. Характер их влияния на деятельность организации  определяется теми требованиями, которые  формируются в процессе ее взаимоотношений  с факторами внешней среды. Именно внешняя среда для каждой организации  определяет смысл ее создания, возможности  функционирования и результат деятельности. В этом смысле, внешняя среда представляет собой некую глобальную сложнейшую систему, в которую входит множество  разнообразных взаимно влияющих друг на друга организаций. Назначение этих организаций самое разнообразное - институциональное, производственное, посредническое, сервисное, инфраструктурное. Все они - организации, и каждая из них входит в свою внешнюю среду. В конкретный момент времени одни факторы внешней среды оказывают  влияние на значительное большинство  организаций (например, действие определенных законов), другие факторы имеют отношение только к конкретным организациям (например, поставщиком определенных ресурсов). С этой точки зрения, менеджерам, возглавляющим организацию, важно понимать следующее:

- поскольку организация является одним из элементов глобальной внешней среды, то она должна осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями и условиями этой среды;

- попытки игнорировать эти требования в своей деятельности приводят к отторжению организации этой внешней средой, что приводит к исчезновению самой организации или уходу из привычной для нее сферы деятельности;

- место ушедшей организации занимает конкурент, который будет усиленно препятствовать возврату ее на прежнее место во внешней среде;

- постоянно происходящие видоизменения (подвижность факторов) в самой глобальной внешней среде требуют постоянных видоизменений и от каждой организации, входящей в ее состав.

Информация о работе Внешняя среда организации