Внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
- проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
- определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;
- охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;
- также проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ…….
Роль и значение внешней среды предприятия…………………………
Влияние факторов внешней среды на предприятие………...…………
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ОАО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД»……..
Организационно - правовые основы деятельности предприятия...…...
Основные виды выпускаемой продукции и их характеристика……...
Основные потребители продукции и основные конкуренты завода.....
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………
Современные методы анализа внешней среды………………………...
Метод составления профиля среды……………………………………..
Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..

Файлы: 1 файл

КР ТУ Внешняя среда предприятия Фархатова С..docx

— 127.34 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Теория управления»

 

на тему:«внешняя среда предприятия»

 

 

 

Выполнила студентка  группы: БГМУМ - 111

по направление: «Государственное  и муниципальное  управление»

ФархатоваС.Ф

 

Руководитель  работы: к.соц.н., доцент кафедры менеджмента

Морозова В.Н.

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2012


Данная курсовая работа написана, на тему «Внешняя среде организации». Она  состоит из введения, двух глав, заключения и списка информационных источников.

Во введении обозначена актуальность проблемы исследования, сформулированы цели и задачи, определены объект и  предмет курсовой работы.

 В  теоретической части курсовой  работы исследованы теоретические  и методологические основы внешней  среды организации её направления, факторы, понятия и основные элементы.

В практической части курсовой работы проанализирована внешняя среда организации на примере Открытого Акционерного Общества «Ставропольский Инструментальный Завод» и способы её совершенствования. Выявлены положительные и отрицательные моменты внешней среды данной организации и способы их совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание


 

 

введение………………………………………………………………

5

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ…….

6

1.1

Роль и значение внешней среды  предприятия…………………………

6

1.2

Влияние факторов внешней среды на предприятие………...…………

8

2.

анализ влияния внешней среды НА ОАО «ставропольский инструментальный завод»……..

 

20

2.1

Организационно - правовые основы деятельности предприятия...…...

20

2.2

Основные виды выпускаемой продукции  и их характеристика……...

22

2.3

Основные потребители продукции  и основные конкуренты завода.....

24

3.

Методы анализа внутренней и внешней  среды организации…………………………………………………………

 

26

3.1

Современные методы анализа внешней  среды………………………...

26

3.2

Метод составления профиля среды……………………………………..

28

3.3

Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM………..

29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

31

 

список информационных источников…………………..

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

введение

 

Актуальность  темы исследования заключается в то, что после перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется это тем, что история современного предпринимательства и переходного периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией в других странах наиболее короткая.

В настоящее  время у нас стали вплотную подходить к проблеме выживания  организаций во внешней среде  и смягчению воздействия факторов внешней среды.

Целью данной работы является анализ внешней среды  организации направленной на совершенствование  и улучшения положения дел  на предприятии.

В соответствии с данной целью поставлены задачи:

- проанализировать, и выявить основные элементы  прямого и косвенного воздействия  внешней среды организации;

- определить  содержание и характеристику  роли прогнозирования в деятельности  организации;

- охарактеризовать  и обосновать факторы внешней  среды и их влияние на работу  организации;

- также  проанализировать организацию взаимодействия  с субъектами внешней среды;

Объектом  исследования – ОАО «Ставропольский Инструментальный Завод», а предметом исследования является внешняя среде предприятия.

 

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ сущность ВНЕШНЕЙ СРЕДы предприятия ОРГАНИЗАЦИИ

 

      1. Роль и значение внешней среды на предприятии

 

Внешняя среда является окружением, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.Внешняя — это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники  трудовых ресурсов, значимые по отношению  к операциям организации.

 Среда существования организации  делится на две части. Первая  часть — «ближнее» окружение — непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть — «дальнее» окружение — включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

Внешнюю среду характеризуют следующие  характеристики:

1) Взаимосвязанность  факторов - это уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы  (пример: изменение цены на нефть  приводит к изменению цен на  бензин и, следовательно, на  транспортные расходы всех организаций.  Это в свою очередь приводит  к повышению цен на продукты  питания, а значит - к снижению  уровня жизни населения и его  покупательной способности; 
 2) Сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.

3) Подвижность  среды - это скорость, с которой  происходят изменения в окружающей  среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в фармацевтической, химической и электронной отраслях. А также в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

4) Неопределенность  внешней среды - относительное  количество информации о среде  и уверенность в ее точности (пример: политический прогноз, прогноз  курса доллара).

 

1.2 Влияние факторов внешней среды на предприятие

 

Среда прямого  воздействия внешней среды является непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что  характеристики среды отличны, но в  то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы  как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных  органов, потребителей и конкурентов.

Итак, к  элементам прямого воздействия  внешней среды организации относятся:

1) Поставщики осуществляют поставки  материалов, оборудования, энергии,  капитала и рабочей силы.При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

Классификация факторов внешней среды  вследствие их многообразия различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Но в менеджменте  принята, и большинство придерживаются её, классификация факторов на факторы  прямого и косвенного воздействия. К ним относятся такие, как: поставщики, материалы, капитал, трудовые ресурсы, законы и государственные органы, потребители, конкуренты, технология, состояние экономики, социокультурные, политические факторы и отношение с местным населением.

Поставщики - очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.

2) Законы  и государственные органы влияют  на организацию, так как каждая  организация имеет определенный  правовой статус, являясь единоличным  владением, компанией, корпорацией  или некоммерческим объединением.

Деятельность  организации подпадает под множество  правовых ограничений, которые устанавливает  государство через законы: она  имеет определенный статус - ОАО, ГУП, ООО, ЗАО, ЧП и многое другое, она  действует в соответствии с налоговым  законодательством. 
Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью и противоречивостью. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов - Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других. Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для магазина, для гостиницы, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и много другое.

Каждая организация имеет определённый правовой статус, являясь единоличным  владельцем, компанией, корпорацией  или некоммерческой корпорацией, и  именно это определяет, как организация  может вести свои дела и какие  налоги должна платить.

Организации обязаны соблюдать  не только федеральные и местные  законы, но и требования органов  государственного регулирования. Эти  органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а так же вводят собственные требования, зачастую также  имеющие силу закона. Каждый вид  деятельности регулируется определёнными  органами.

Неопределённость сегодняшнего правового  поля проистекает из того факта, что  требования одних учреждений вступают в противоречие с требованиями других, и в то же время за каждым стоит  авторитет федерального правительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение таких требований.

Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления местных органов  власти, число которых также множится. Почти все местные сообщества требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности  выбора места для ведения дела, обладают предприятия налогами, а  если речь идёт об энергетике, системах телефонной связи на месте и страховании, то и устанавливает цены. Некоторые  местные законы модифицируют или  усиливают федеральные нормы.

3) Потребители.  Существование организации зависит  от её способности находить  потребителя результатов её деятельности  и удовлетворять его запросы. 

По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса - создавать потребителя.

Фирма существует и тем более процветает до тех  пор, пока есть потребитель, пока она  удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо  не только для бизнеса. Основная цель государства - оказывать услуги своим  гражданам по обеспечению территориальной  целостности, по обеспечению их прав и свобод и многое другое. То, что  граждане являются потребителями и  заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с  государственной бюрократией. Тем  не менее, в период выборов использование  рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что  кандидаты в будущие хозяева  кабинетов рассматривают граждан  как потребителей услуг государственных  организаций.

Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой подлинная цель бизнеса – создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Информация о работе Внешняя среда предприятия