Внешняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.
В соответствии с данной целью поставлены задачи:
- проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
- определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;
- охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;
- также проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ…….
Роль и значение внешней среды предприятия…………………………
Влияние факторов внешней среды на предприятие………...…………
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ОАО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД»……..
Организационно - правовые основы деятельности предприятия...…...
Основные виды выпускаемой продукции и их характеристика……...
Основные потребители продукции и основные конкуренты завода.....
МЕТОДЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………
Современные методы анализа внешней среды………………………...
Метод составления профиля среды……………………………………..
Методика анализа угроз и возможностей макросреды ETOM………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..

Файлы: 1 файл

КР ТУ Внешняя среда предприятия Фархатова С..docx

— 127.34 Кб (Скачать файл)

Изучая потребителя, фирма уясняет  для себя, насколько сильны его  позиции по отношению к ней  в процессе торга.

Потребители, решая, какие товары и  услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации  почти всё, относящееся к результатам  её деятельности. Тем самым необходимость  удовлетворения потребностей покупателей  влияет на взаимодействие организации  с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменные структуры  зачастую оказывается значительным.

4) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно  оспаривать. Руководство каждой  организации четко понимает, что  если не удовлетворять нужды  потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. 
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.

Конкуренты – это внешний  фактор, влияние которого невозможно оспаривать.

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она  стремиться получить из внешней среды, чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место  в управлении. Данное изучение направленно  на то, чтобы выявить слабые и  сильные стороны конкурентов  и на базе этого строить свою стратегию  конкурентной борьбы.

Конкурентная среда формируется  не только внутри отраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию  и рекламирующими её на одном и  том же рынке. Субъектами Конкурентной среды являются также и те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду  организации оказывают заметное влияние её покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию  организации на поле конкуренции.

Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны  «пришельцев» и поэтому проигрывают  в конкурентной борьбе именно вновь  пришедшим на их рынок.

Важно понимать, что потребители  – не единственный объект соперничества  организаций. Последние также могут  вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы капитал и  право использовать определённые технологии нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплаты труда и характер отношений руководителей с подчинёнными.

Однако  есть примеры и взаимодействия конкурентов. Так для защиты американского  рынка от Японии три конкурирующие  автомобильные американские компании - Дженерал Моторс, Форд, Крайслер - разработали  стандарт, устанавливающий единые требования к системам качества своих поставщиков - QS-9000.

5) Технология. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несёт в себе огромные возможности и угрозы для фирмы. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынку, что может привести к крайне негативным последствиям для них. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревшего продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Скорость изменения технологий в последние десятилетия очень  высокая и исследователи утверждают, что данная тенденция сохраниться. Одна из причин этого явления состоит  в том, что в наше время на земле  живёт больше учёных, чем их было в мире прежде. Некоторые недавние крупные технологические нововведения, которые глубоко затрагивали организации и общество, это компьютерная, ядерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия.

Очевидно, что организации, имеющие  дело непосредственно с технологией  высокого уровня, наукоёмкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать  на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сейчас, чтобы  сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит  эффективность их деятельности.

6) Состояние экономики.Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определённые товары и услуги.

Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения  организацией капитала для своих  нужд. Это, в основном, обусловлено  тем, что федеральное правительство  часто пытается сгладить последствия  ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги денежную массу  и ставку процента, устанавливаемую  главным государственным банком. Если этот банк ужесточает условия  получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки  должны сделать аналогичное, чтобы не оказаться вне игры. В результате становиться, труднее получить займы, и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать стимулированию бизнеса.

Важно понимать, что-то или иное конкретное изменение состояния экономики  может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  на другие организации.

7) Политические факторы.  Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных товарных пошлин, требования в отношении практики найма и продвижение представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроля цен и заработной платы и так далее.

Другой элемент политической обстановки – это группы особых интересов  и лоббисты. Некоторые лоббистские  группы выражают интересы и ценности не организаций, а объединение людей.

Большое значение для организаций, ведущих операции или имеющих  рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции  политические изменения могут привести к ограничению прав собственности  для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт. С  другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для  инвесторов, когда возникает потребность  в притоке капитала из-за рубежа.

 

 

 

 

 

Факторы внешней среды косвенного воздействия  внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций  так же заметно, как факторы внешней  среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем  среда прямого воздействия. Прогнозируя  ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной  информацией относительно направления  и абсолютных значений факторов внешней  среды (курс доллара, законодательно установленная  минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому  зачастую при принятии стратегических для организации решений оно  вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать  прямого влияния на изменения  факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние  научно-технического прогресса), состояние  экономики, социально-культурные и  политические факторы, отношения с  местным населением, международное  окружение.

Итак, к  элементам косвенного воздействия  внешней среды организации относятся:

1) Технология (как состояние научно-технического  прогресса) в качестве внешнего  фактора отражает уровень научно  – технического развития, который  воздействует на организацию.  Технология, как внутренний переменный  и внешний фактор, имеющий большое  значение для организации.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания  продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые  продукты и услуги ожидают потребители  от данной организации.

Скорость  изменения технологий постоянно  увеличивается. Принципиальное влияние  на деятельность многих организаций  оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также  робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия  и многое другое.

Очевидно, что этот фактор внешней среды  жизненно важен для организаций, имеющих дело непосредственно с  высокими технологиями.

2) Состояние  экономики. Менеджер должен также  уметь оценивать то, как скажутся  на операциях организации общие  изменения состоянии экономики,  так как оно может сильно  влиять на возможности получения  организацией капитала для своих  нужд.

Состояние мировой экономики влияет, как  правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики  определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое. 
То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.

3) Социально-культурные факторы.  Любая организация функционирует,  по меньшей мере, в одной культурной  среде. Поэтому социально-культурные  факторы этой среды, в числе  которых - установки, жизненные  ценности, национальные традиции  населения, независимые средства  массовой информации и многое  другое – влияют на организацию  непосредственно.

Примеры социально-культурного влияния  на деловую практику:

- в США этичный бизнес, это  бизнес без взяток, без фаворитов,  без использования слухов, порочащих  конкурентов;

- во многих странах до сих пор действует стереотип, дискриминирующий женщин при приеме их на работу; при продвижении по службе, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей;

-при производстве одежды и  обуви многие организации используют  честолюбие определенных слоев  населения, готовых платить дороже  за продукцию престижных фирм, - им кажется, что это способствует  возрастанию их веса в обществе;

- представления основной массы  населения о "культурном обслуживании" влияет на работу магазинов,  кафе, ресторанов. В целях успешного  функционирования организации должны  быть в состоянии предугадывать  изменение ожиданий общества  и обслуживать своих клиентов  более эффективно, чем конкуренты.

4) Политические  факторы – настроение администрации,  законодательных органов и судов  в отношении бизнеса. Настроения  влияют на такие действия правительства,  как налогообложение доходов  корпорации, установление налоговых  льгот или льготных торговых  пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен  и зарплаты и многое другое. 

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.

Другой  элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры  таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и  многое другое.

Для компаний, ведущих операции или имеющих  рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как  политическая стабильность.

5) Отношения  с местным населением. Имеет преобладающее  значение местной общественности  для организации. Почти в каждой  общности существуют определенные  законы и установки по отношению  к бизнесу, определяющие, где можно  развернуть деятельность той  или иной организации.

Информация о работе Внешняя среда предприятия