Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель работы заключается в подробном описании элементов внутренней среды. Задачами являются выделение наиболее важных факторов внутренней среды, их описание с учетом взаимосвязей и рассмотрение организации «Газпром» с позиции каждой внутренней переменной.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Переменные внутренней среды организации 5
1.1 Общая характеристика 5
1.2 Цели 5
1.3 Структура 8
1.4 Задачи 13
1.5 Технологии 13
1.6 Люди 18
1.7 Взаимосвязь факторов внутренней среды 22
2 Анализ внутренних факторов на примере компании «Газпром» 24
2.1 Краткая информация об организации 24
2.2 Миссия. Цели. Видение 24
2.3 Тип организационной структуры 26
2.4 Номенклатура позиции 28
2.5 Технологические приоритеты 30
2.6 Кадровая политика 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Рисунок 5 –
Организационная структура
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров на срок до следующего годового общего собрания акционеров.
Председатель правления , единоличный исполнительный орган, и правление ,коллегиальный исполнительный орган, осуществляют руководство текущей деятельностью общества. Они организуют выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров и подотчетны им.
Структурные подразделения:
«— Департамент автоматизации систем управления технологическими процессами
— Департамент бухгалтерского учета
— Департамент
внешнеэкономической
— Департамент внутреннего аудита и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних обществ и организаций
— Департамент инвестиций и строительства
— Департамент маркетинга, переработки газа и жидких углеводородов
— Департамент по добыче газа, газового конденсата, нефти
— Департамент по информационной политике
— Департамент по работе с регионами Российской Федерации
— Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа
— Департамент по управлению имуществом и корпоративным отношениям
— Департамент по управлению делами
— Департамент по управлению персоналом
— Департамент стратегического развития
— Департамент экономической экспертизы и ценообразования
— Финансово-экономический департамент
— Центральный
производственно-диспетчерский
— Юридический департамент» [ 31 ]
2.4 Номенклатура позиции
Масштабность компании не позволяет описать задачи каждого сотрудника, поэтому в данной работе мы будем рассматривать номенклатуру одной из множества позиций организации. Тем самым, возможно предположить какие задачи стоят перед сотрудником данной позиции.
«Категория должности: старший менеджер/супервайзер
Функциональная
область: IT/Информационное обеспечение/Телекоммуникации/
Функциональные обязанности:
1. Формирование и внедрение методологии управления портфелем проектов по автоматизации бизнес-процессов;
2. Курирование процесса реализации портфеля проектов;
3. Разработка
нормативно-методологической
Требуемые компетенции специалиста:
1. Опыт работы в качестве руководителя IT проектов от 4 лет;
2. Наличие реализованных проектов;
3. Опыт развёртывания
и постановки деятельности
4. Знание основных
методологий в области
5. Опыт использования инструментария
(IBM RationalRose/BPWin/ERWin/ARIS/
6. Понимание процессного подхода;
7. Умение четко формулировать свои мысли;
8. Развитые навыки
коммуникации и построения
9. Умение выделять, систематизировать и описывать требования к организации и автоматизации бизнес-процессов;
10. Английский
язык на уровне чтения
11. Опыт работы с ГОСТ-34, ГОСТ-19
12. Умение работать в команде, интерес к делу, способность к самообучению, опыт работы в газовой промышленности, увлечение Computer Science, Software Development» [32]
Как видно из номенклатуры, менеджер не только должен соответствовать стандартному представлению управленца, но и иметь достаточный опыт в других сферах(IT, газовая отрасль). Серьезные требования технической части, делают данную позицию доступной не для всех. Можно отметить, что такие специалисты встречаются редко. Сочетание такого опыта из разных отраслей слишком нестандартно для реалий российского рынка труда. Отсюда можно сделать вывод, что задачи стоящие перед сотрудниками компании не являются жестко специализированными
2.5 Технологические приоритеты
По этому фактору компанию можно отнести ко всем типам технологий, так как сфера ее деятельности чрезвычайно обширна и в каждой сфере компания реализует отличающиеся друг от друга технологии. Следует отметить, что доминирующей технологией по классификации Перроу является рутинная, которая применяется в организации в таких видах деятельности, где требуется максимальная производительность, а именно добыча, транспортировка, переработка углеводородов.
Компания активно развивает технологии геологоразведки, добычи, транспортировки, хранения, переработки и реализации углеводородов, а также производства и сбыта электрической и тепловой энергии. Стоит отметить повышенное внимание организации к энергосберегающим технологиям, а так же реализация амбициозных проектов газотранспортной системы, в частности «Южный поток» и «Северный поток»
2.6 Кадровая политика
Компания проводит обширную программу по работе с персоналом. На сегодняшний день в «Газпроме» работает 376,3 тысячи человек. Компания уделяет первостепенное внимание созданию максимально комфортных условий для их труда, обеспечению их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций. Традиционно «Газпром» оказывает поддержку ветеранам отрасли, заботясь об обеспечении им достойной старости. Компания закрепляет многие положения о персонале документально. Так, например «Положение о системе непрерывного фирменного профессионального образования руководителей и специалистов» регулирует процесс постоянного обучения сотрудников компании. Организации сотрудничает со многими высшими учебными заведениями, а в частности плотно с РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина.
В целях обеспечения высокого уровня работоспособности и повышения качества жизни персонала при освоении новых нефтегазовых месторождений и строительстве магистральных газопроводов в районах Крайнего Севера разрабатывается система жизнеобеспечения, медико-экологического и социально-гигиенического мониторинга работников Группы «Газпром» и членов их семей. Для повышения оперативности и доступности качественного медицинского обслуживания, особенно в вахтовых поселках, создана корпоративная телемедицинская сеть.
Для обеспечения материальной заинтересованности руководящих работников «Газпрома» в эффективном развитии компании начиная с 2006 г. действует система материального стимулирования руководителей ОАО «Газпром» и основных дочерних обществ, включающая систему годового бонуса и программу премирования акциями ОАО «Газпром».
Отсюда следует
вывод, что компания всячески создает
оптимальные трудовые условия, использует
инструменты мотивирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследование проблемы можно утверждать, что цель и задачи работы достигнуты. Внутренняя среда является важным аспектом при анализе работы организации, разработке стратегии и принятии управленческих решений.
Цели определяются руководством и служат дальнейшим ориентиром при пересмотре остальных элементов внутренней среды. Главной стратегической целью является миссия, которая впоследствии обуславливает остальные.
Структура определяет составляющие элементы организации и их взаимодействие. Выбор типа организационной структуры зависит характера деятельности компании и определяется целями. Наилучшим будет тот тип, который наиболее эффективно способствует достижению целям организации.
Задачи являются промежуточным инструментом достижения целей. Характер задач во многом определяется трудовой деятельностью. Стоит так же отметить, что задачи по своей сути приписываются не сотрудникам , а их должностям
Технологии тесно связанны с задачами и во многом определяют их характер. Не существует наилучшего типа технологий, так как их выбор обуславливается многими факторами такими как, целями, внешней средой, производимым продуктом и т. д.
Взаимосвязь факторов внутренней среды во многом определяется самим характером деятельности компании, при этом следует учитывать, что каждый эффект имеет свой предел роста. Так же существует такое явление как, подмена проблемы, при котором воздействие направлено не на ее первопричину, а на ее симптомы.
Люди есть элемент, определяющий все остальные переменные, так как именно они составляют организацию. Их поведение зависит от многочисленных факторов.
В отношении
«Газпрома» можно утверждать, что
реализуемая им внутренняя политика
вполне успешна и содержательна.
Организация осознает важность всех переменных
и стремится постоянно корректировать
их с учетом изменившихся условий и вызовов.
При этом стоит отметить, что совокупность
целей наиболее стабильный элемент внутренней
среды в отличии от остальных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова. Н. Человеческий фактор в управлении [Текст]; / Н. Абрамова, К. Гинсберг, Д. Новиков. - М. : КомКнига, 2006. - 496 с.
2. Адаир, Дж. Джон Адаир о менеджменте и лидерстве [ Текст ]; / Дж. Адаир. – М. : Эксмо, 2007. – 208 с.
3. Азоев Г. Управление организацией [ Текст ]; / Г. Азоев, В. Баранчеев, В. Гунин. - М. : Инфра-М, 2008. - 736 с.
4. Базарова, Т. Ю. Управление персоналом [Текст] ; учебник для вузов / Т. Ю Базарова, Б. Л. Еремина. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.
5. Большаков, А.С. Менеджмент [Текст] ; учебное пособие/ А. С. Большаков. - СПб. : "Издательство "Питер", 2000. - 160 с.
6. Бычкова А.В. Управление персоналом [Текст] ; Учебное пособие/ А.В. Бычкова – Пенза. : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. - 137 с.
7. Виханский О. С. Менеджмент [Текст] : учебник / О. С Виханский, А. И. Наумов. – 3 –е изд. – М. : Экономистъ, 2003. – 528 с.
8. Виханский, О. С. Стратегический Менеджмент [Текст]; учебник / О. С Вахиканский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гардарика, 1998. — 296 с.
9. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент. Практикум [Текст]; учебник / В.Н. Глумаков, М.М. Максимцев, Н.И. Малышев. - М. : 2008. - 192 с.
10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика [Текст]; Учебное пособие для вузов / А.Т. Зуб. - M. : Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
11. Дорофеев В.Д. Организационное поведение [Текст]; Методические указания / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелёва. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. - 56 с.
12. Дуракова И.Б. Теория управления персоналом [Текст]; учебное пособие / И. Б. Дуракова, О. А. Родин, С.М. Талтынов. – Воронеж. : Изд-во ВГУ, 2004. - 83 с.
13. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления [Текст]; учеб. пособие для вузов / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.
14. Каймакова М.В. Анализ использования человеческих ресурсов [Текст]; текст лекций / М. В. Каймакова. – Ульяновск. : УлГТУ, 2008. - 80 с.
15. Карякин А.М. Организационное поведение [Текст]; Учебное пособие / А.М. Карякин. – Иваново. : Иван. гос. энерг. ун-т, 2004. - 220 с.
16. Крутякова Ю.А. Менеджмент [Текст]; учебник для ссузов / Ю.А. Крутякова - М. : Приор-издат, 2004. - 96 с.
17. Лапина Т.А. Корпоративная культура [Текст]; Учебно-методическое пособие / Т.А. Лапина. – Омск. : Изд-во ОмГУ, 2005. - 96 с.
18. Мескон, М. Х. Основы менеджмента: пер. с англ. [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 1998. – 704 с.
19. Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации [Текст]; учебник / Г. Минцберг. – СПб. : Питер, 2004. – 512 с.
20. Мишин С.П. Оптимальные иерархии управления в экономических системах [Текст]; учебник / С.П. Мишин. - М. : ПМСОФТ, 2004. - 190 с.
21. Рябушкина В.С. Социотехнические системы: вопросы теории и практики, зарубежный опыт [Текст]; Материалы лекций спецкурса / В.С. Рябушкин – Воронеж. : Изд-во ВГУ, 2004. - 41 с.
22. Сенге П. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающихся организаций [Текст]; / П. Сенге М. : Олимп-Бизнес, 2003. – 408 с.
23. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент [Текст]; Опорный конспект лекций / В.П. Сладкевич, А.Д. Чернявский. - 3-е изд., стереотип. - К. : МАУП, 2003. - 152 с.
24. Хмелькова, Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации [ Текст ] / Н.В. Хмелькова, Е.В. Попов //Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №1
25. Чуйкин А.М. Основы менеджмента [Текст]; учебное пособие / А. М. Чуйкин. - Калининград. : Изд-во КГУ, 1996. - 106 с.
26. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций [Текст]; Учебное пособие / Е.Л. Шекова. - СПб. : 2003. - 154 с.
27. Щепкин А.В. Внутрифирменное управление [Текст]; учебное пособие / А.В. Щепкин. - М. : ИПУ РАН, 2001. - 80 с.
28. Юделовиц, Д. Лидерство [ Текст ] / Д. Юделовиц, Р. Кох, Р. Филд. – М. : Эксмо, 2007. – 176 с.
29. Дядьков О.Н. Внутренняя среда организации: культура [ Текст ] // http://www.dkvartal.ru
30. Тюрина А.Д. Теория организации: конспект лекций [ Текст ] // http://fictionbook.ru
31. Фролов С. С. Социология организаций [ Текст ] // http://society.polbu.ru
32. http://www.gazprom.ru
33 http://www.job.ru