Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ внутренней среды организации и её влияние на деятельность организации для принятия более эффективных управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- подобрать и проанализировать литературу;
- изучение внутренней среды организации на примере ООО «БАЗ-СУАЛ-Ремонт»;
Введение 2
1 Теоретические основы изучения внутренней среды организации и ее влияния на развитие организации 4
1.1 Сущность, особенности менеджмента 4
1.2 Элементы внутренней среды организации и степень их влияния на организацию 8
1.3 Взаимосвязь элементов внутренней среды организации 20
1.4. Методы анализа внутренней среды предприятия 20
2. Анализ внутренней среды предприятия на примере предприятия ООО «БАЗ-СУАЛ-Ремонт» 25
2.2. Общая характеристика предприятия ООО «БАЗ-СУАЛ-Ремонт» 25
2.3. Анализ внутренней среды организации ООО «БАЗ-СУАЛ-Ремонт» 26
Заключение 36
Список литературы 38
У организации могут быть разнообразные цели, особенно это касается организаций различных типов. Организации, которые занимаются бизнесом, сосредоточены, главным образом, на создании определенных товаров или услуг в рамках специфических ограничений - по затратам и получаемой прибыли. Эта их задача отражена в таких целях, как рентабельность (прибыльность) и производительность. Государственные органы, учебные институты и некоммерческие больницы не стремятся получать прибыль. Но их волнуют затраты. И это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений. Однако лежащие в их основе этические понятия в сочетании с острым чувством социальной ответственности зачастую являются скорее философией конкретных организаций, чем следствием их природы как коммерческих или некоммерческих организаций.
Это разнообразие
направленности деятельности простирается
дальше, поскольку крупные организации
имеют много целей. Для того чтобы
получить, например, прибыль, бизнес должен
сформулировать цели в таких областях,
как доля рынка, разработка новой
продукции, качество услуг, подготовка
и отбор руководителей и даже
социальная ответственность. Некоммерческие
организации также имеют
Следующим элементом внутренней среды организации является структура организации, без которой не может существовать ни одна организация.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации (рис. 2.).
Рисунок 2. Структура - внутренняя переменная
Структуру можно определить как форму организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы.
Схему организационной
структуры фирмы можно
Рисунок
3. Схема организационной
Структура управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).
Т.Д. Питерс, Р.Х. Уотермен и Ж.Р. Филипс предложили схему «7–С». Данная схема позволяет сделать следующие выводы:
Изучение рабочей среды предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления. Среду фирмы можно представить следующим образом (рис. 4).
Рисунок 4. Среда фирмы
Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка - две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.
В большинстве
современных организаций
Таким образом, подтверждается сказанное выше: структура – лишь одна из составляющих, но ее роль, тем не менее, значительна6.
Другим немаловажным элементом в рассматриваемой схеме является понятие «управление».
Необходимо
уделить внимание тому, как происходит
процесс управления, рассматривая внутреннюю
среду организации как систему
с множеством элементов. Современное
понятие «управление» означает процесс
координации различных
Рассмотрим основные типы управления.
1. Демократический тип управления, возникший в рамках партисипативной организационной культуры, является относительно новым для отечественных руководителей, он характеризуется демократической формой управления;
2. Коллективистский
тип управления. Этот тип управления
можно охарактеризовать как
3. Рыночный
тип управления. Решения принимаются
в соответствии с законами
рынка, который, в конечном
счете, превращается в
4. Бюрократический
тип управления. Этот тип управления
характеризуется следующим.
Следующий элемент – персонал. Персонал – это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
Для организации эффективной деятельности персонала необходимо учитывать следующие параметры:
1) особенности группового поведения;
2) особенности индивидуального поведения;
3) особенности поведения руководителей9.
Проблема коммуникации заслуживает особого внимания. Так, исследования показывают, что трудности в производстве вызваны недостатком общения или неумело организованными способами передачи информации в организации. Как известно, степень взаимопонимания между людьми с разными социальными ролями зависит от того, насколько хорошо отлажен процесс коммуникации, в котором участвуют работники аппарата управления.
Сегодня
существует большой опыт коммуникативного
анализа в разных сферах человеческого
бытия. Коммуникация входит в число
постоянно изучаемых объектов науки
об управлении. Учёные разработали
множество моделей
С точки зрения прагматики проблему коммуникации изучал Поль Грайс. Он предложил серию постулатов, описывающих процесс коммуникации. Свои постулаты он объединил под общей шапкой «кооперативного принципа»: «Делайте ваш вклад в разговор таким, как требуется на той стадии, на которой это происходит в соответствии с принятой целью или направлением беседы, в которой вы принимаете участие. Это общее правило реализуется в рамках категорий Количества, Качества, Отношения и Способа».
Категория количества реализуется в рамках таких постулатов:
Категория качества требует говорить правду:
Категория отношений требует быть релевантным.
Категория способа требует от вас быть ясным и понятным, избегая двусмысленности10.
Изучением коммуникации в организации занимаются как российские ученые, такие как Б.З. Мильнер, Г.Г. Почепцов, так и зарубежные Р. Бландел, С. Блэк. Общим для всех исследований является утверждение о том, что организационная коммуникация – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам за ее пределами11.
Коммуникацию они определяют как использование слов, букв, символов для получения информации об объекте. При передаче подобных символов часто возникают трудности, вызванные недостатком общения, и руководство предприятий вынужденно постоянно призывать к регулярному и своевременному предоставлению информации сотрудникам, ее ожидающим. Западные ученые выявили, что в средней или крупной компании существует определенная и прочно связанная коммуникационная цепочка от высшего руководства вниз к сотрудникам, причем эффективность работы компании существенно зависит от того, насколько четко и быстро осуществляется связь по цепочке12. Также было выявлено, что на качество коммуникации могут влиять следующие пункты:
Исследования зарубежных ученых показали, что существует три способа передачи культурной информации в организации:
1) горизонтальная
трансмиссия, при которой
2) непрямая
трансмиссия, при которой
3) вертикальная трансмиссия, в ходе которой социокультурная информация передаются от «родителей» к «детям»
Иными словами, информация к сотруднику может поступать несколькими способами: спускаться сверху, передаваться из одного отдела в другой или путем обучения у консультантов.
Данные способы передачи культурной информации позволяют предположить, что в процессе передачи информации задействовано большое количество людей, групп. Их можно условно разделить на несколько групп в зависимости от выполняемых функций.
Все перечисленные роли могут быть утверждены как формально, так и неформально14.