Внутренняя среда орраганизации и ее влияние на организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение особенностей внутренней среды организации.
На основе цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить отечественную и зарубежную литературу;
- выявить сущность и значение анализа внутренней среды организации;
- рассмотреть основные составляющие внутренней среды организации;
- рассмотреть персонал, как основной компонент внутренней среды организации;
- выявить принципы и методы управления персоналом;
- рассмотреть понятия: отношение между служащими и работодателями и конфликт.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях……………………………………..……………………………………………..5
1.1 Внутренняя среда и ее сущность……………………………………………………..5
1.2 Основные элементы внутренней среды организации……………………………..12
2 Исследование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)………………………………………………….……………………21
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)……………………….…………21
2.2 Анализ формальной структуры коллектива и ее влияние на эффективность деятельности предприятия (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………..……………………………26
2.3 Анализ неформальной структуры и ее влияние на развитие коллектива организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…….…………………………………………………………………29
3 Совершенствование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………………..36
Заключение…...…………………………………………………………………………..40
Список использованных источников……………...……………………………………43

Файлы: 1 файл

Курсовая внутренняя среда орагнизации.doc

— 625.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики  и управления

Кафедра «Теория  менеджмента, государственное и  муниципальное управление»

Курсовой проект

по дисциплине: «Теория организации и организационное поведение»

на тему: «Внутренняя среда организации и ее влияние на формирование организационного поведения сотрудников»

 

 

 

Автор проекта: Новиков С.С.

 

Направление 080500.68«Менеджмент»

по программе  «Стратегическое управление»

Обозначение проекта: КП -126235-м

Группа ММ-124

 

Руководитель  проекта: к.э.н. доцент Федоренко Т.М.

 

Проект защищен с оценкой: ________

 

Члены комиссии: _________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________


 

Ставрополь, 2012

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

 

1 Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях……………………………………..……………………………………………..5

1.1 Внутренняя  среда и ее сущность……………………………………………………..5

1.2 Основные  элементы внутренней среды организации……………………………..12

 

2 Исследование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)………………………………………………….……………………21

2.1 Организационно-экономическая  характеристика объекта исследования (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)……………………….…………21

2.2  Анализ  формальной структуры коллектива  и ее влияние на эффективность  деятельности предприятия (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………..……………………………26

2.3 Анализ неформальной  структуры и ее влияние на  развитие коллектива организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…….…………………………………………………………………29

 

3 Совершенствование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………………..36

 

Заключение…...…………………………………………………………………………..40

 

Список использованных источников……………...……………………………………43

 

Приложения…..…………………………………………………………………………..44

 

 

Введение

 

Менеджмент  как современная система управления фирмой, предприятием, организацией, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий необходимых для эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Сегодня речь идет о создании такой системы управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.

Одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономикой в современных условиях стала разработка методологических основ по применению менеджмента в практике предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций. Это не механический процесс перенесения опыта фирм Запада в отечественные условия, а творческий поиск новых решений. Вместо декларации о необходимости использования рыночных отношений активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. В частности, к основным направлениям реформы организаций, реализуемой в настоящее время, является изучение ее внутренней среды.

Объект исследования – внутренняя среда организации.

Предмет исследования – методика управления персоналом.

Цель исследования – изучение особенностей внутренней среды организации.

На основе цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить отечественную  и зарубежную литературу;

- выявить сущность  и значение анализа внутренней  среды организации;

- рассмотреть  основные составляющие внутренней среды организации;

- рассмотреть  персонал, как основной компонент  внутренней среды организации;

- выявить принципы  и методы управления персоналом;

- рассмотреть  понятия: отношение между служащими  и работодателями и конфликт.

Разработанность темы в отечественной и зарубежной литературе достаточно велика. Можно отметить таких авторов, как Герчикова И.Н., Семенов А.К., Колесник М., Брэддик У. и др.

Информационные  источники: Устав ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова», бухгалтерский баланс «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» за 2009, 2010, 2011 гг.; отчет о прибылях и убытках ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» за 2009, 2010, 2011 гг.; приложение к бухгалтерскому балансу ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» за 2009, 2010, 2011 гг.

Структура работы: введение, три главы, введения, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях

 

1.1 Внутренняя  среда и ее сущность

 

 Внутренняя среда организации  – та часть общей среды, которая находится в  ее  пределах.  Она  оказывает постоянное   и   самое   непосредственное воздействие на  функционирование  организации.   Внутренняя   среда   имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности,  которыми  располагает  организация.     Изучение  внутренней среды направлено на уяснение  того,  какими  сильными  и  слабыми  сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на  которую  организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять  и укреплять. Слабые стороны — это предмет  пристального  внимания  со  стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться  от  них.

 Анализ  внутренней  среды  организации  обычно  проводится   для   сравнения положения  компании  с  положением   ближайших   конкурентов   (для   оценки конкурентной стратегической позиции организации).

При разработке стратегии управления предприятия  менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводят управленческий анализ деятельности предприятия.

 Управленческий анализ  – это процесс комплексного  анализа внутренних ресурсов  и возможностей предприятия, направленных  на оценку текущего состояния  бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Конечной целью управленческого анализа является предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени соответствует будущему предприятия. По сути, управленческий анализ - вторая часть SWOT – анализа, связанного с выявлением сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами предприятия. Пока только в коммерческих банках имеется специальная структура, частично отвечающая за управленческий анализ – служба внутреннего аудита [1].

 Управленческий анализ  является частью стратегического  менеджмента, направленный на  выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности предприятия, стратегических проблем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ предприятия, задачам удовлетворения будущих потребностей рынка. Следовательно, имея внутреннюю направленность по объекту  (внутренняя деятельность предприятия), управленческий анализ, тем не менее, ориентирован на требования внешней среды. Нацеленность на перспективу, на соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам предприятия отличает управленческий анализ от существовавшего в советский период анализа хозяйственной деятельности [2].

 Необходимость проведения  управленческого анализа определяется несколькими факторами:

- во-первых, он необходим при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

- во-вторых, он необходим для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах;

- в- третьих, управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.

По мнению Б.Карлофа, в результате проведения внутреннего  анализа предприятия можно выявить  ряд моментов:

- переоценивают или, наоборот, недооценивает себя предприятие;

- переоценивает или недооценивает оно своих конкурентов;

- каким требованиям рынка оно придает чересчур большое или, наоборот, слишком малое значение [3].

Важность и  необходимость проведения управленческого  анализа определяется также изменением парадигмы управления в переходной экономике: постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности. Такая логика планирования «от ресурсов к стратегии» наиболее адекватна деятельности российских предприятий.

Саймон Герберт отмечает, что по поводу организаций можно утверждать следующее: «Число факторов, потенциально имеющих отношение к эффективности той или иной организации, так велико, что в каждый момент времени момент времени можно учитывать лишь некоторые из них. Набор этих принимаемых во внимание факторов постоянно меняется по мере того, как под действием внешних и внутренних обстоятельств возникают новые ситуации» [4].

И.Н. Герчикова выделяет два  направления экономического анализа  на предприятии и соответственно две группы показателей:

- показатели, характеризующие экономический потенциал фирмы;

- показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы [1].

Очевидно, что  при управленческом анализе речь идет об оценке экономического потенциала предприятия, его сравнении с  другими фирмами, определении места фирмы в системе ранжирования на национальном и международном уровне. К числу таких показателей обычно относят активы предприятия, объем продаж, показатель валовой или чистой прибыли, число занятых, научно-технический потенциал предприятия.

Так, деловой  американский журнал Fortune  и английский Economist  используют такие критерии оценки при ранжировании лучших фирм. Специалисты и маркетологи привлекают к этой оценке свыше 8 тыс. наиболее компетентных специалистов- экономистов и предпринимателей, которые оценивают предприятия по данным критериям и по 10-бальной шкале: 1) качество управления, 2) качество производимых товаров и услуг; 3) финансовое состояние предприятия; 4) качество маркетинга; 5) умение привлекать талантливых людей, способствовать их развитию и закреплению их за фирмой; 6) долгосрочные капиталовложения; 7) способность к инновациям; 8) ответственность перед обществом и природой.

   Ключевым  этапом управленческого анализа  является определение сильных  и слабых сторон предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда являются относительными. На практике может быть использовано несколько подходов к определению сильных и слабых сторон предприятия:

- внутренний подход - определение на основе анализа опыта предприятия, мнений его специалистов;

- внешний - определение на основе сравнения с конкурентами;

- нормативный - как должно быть (по мнению экспертов и консультантов).

В результате проведения управленческого анализа и анализа деятельности конкурентов предприятие должно определить свои конкурентные преимущества. Поскольку предприятие в условиях конкурентной внешней среды, как свидетельствует западный опыт менеджмента, не в состоянии контролировать достижение жестко установленных  конечных результатов, то основной акцент в управлении необходимо перенести на создание и поддержание «индивидуальности » предприятия, т.е. его уникальных конкурентных преимуществ [4].

Конкурентные  преимущества предприятия (КП)  - это  уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми владеет предприятие, а так же стратегически важные для предприятия сферы бизнеса, которые позволяют побеждать в конкурентной борьбе (схема состава ресурсов предприятия представлена на рисунке 1). Другими словами, конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность предприятия в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и сохранить их приверженность товарам  фирмы. В отличие от сильных и слабых сторон предприятия конкурентные преимущества обеспечивают предоставление потребителям такого продукта, которые представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги. Считается, что фундаментальной причиной успеха одних предприятий и неудачи других является то, что процветающие фирмы обладают конкурентными преимуществами, а неудачники их не имеют.

Информация о работе Внутренняя среда орраганизации и ее влияние на организационное поведение