Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 10:45, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей внутренней среды организации.
На основе цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить отечественную и зарубежную литературу;
- выявить сущность и значение анализа внутренней среды организации;
- рассмотреть основные составляющие внутренней среды организации;
- рассмотреть персонал, как основной компонент внутренней среды организации;
- выявить принципы и методы управления персоналом;
- рассмотреть понятия: отношение между служащими и работодателями и конфликт.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях……………………………………..……………………………………………..5
1.1 Внутренняя среда и ее сущность……………………………………………………..5
1.2 Основные элементы внутренней среды организации……………………………..12
2 Исследование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)………………………………………………….……………………21
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)……………………….…………21
2.2 Анализ формальной структуры коллектива и ее влияние на эффективность деятельности предприятия (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………..……………………………26
2.3 Анализ неформальной структуры и ее влияние на развитие коллектива организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…….…………………………………………………………………29
3 Совершенствование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)…………………………………………………..36
Заключение…...…………………………………………………………………………..40
Список использованных источников……………...……………………………………43
Одной из основных концепций, имеющих отношение к структуре, является специализированное разделение труда. В большинстве современных организаций разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда – закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. В пример можно привести разделение труда между экспертами по маркетингу, финансам и производству.
На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно осуществить разделение труда в организации – один из вопросов, являющийся существенным управленческим решением.
Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда. Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить.
Еще одним элементом в представленной схеме является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.
Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, с полупроводниками и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и общество, описывает технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги [8].
Из всех существующих систем классификации типов технологий наибольшей известностью пользуется система Джоан Вудворд - британской исследовательницы управления. Изучая производственные предприятия, она обнаружила, что все технологии производственных фирм можно разделить на три категории.
Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Часто такое изделие изготавливается для определенного покупателя по его спецификациям или является опытным образцом. Большие компьютеры “Ай Би Эм”, коммерческие “Боинги” или военные реактивные самолеты, уникальное медицинское оборудование или космические корабли — все эти виды изделий производятся индивидуально, точно так же, как и продукция, изготовляемая по индивидуальным заказам, например, доски для серфинга, прогулочные суда, мебель, одежда.
Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на базе технологии массового производства.
Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примерами непрерывного производства могут служить переработка нефти, сталелитейное и медеплавильное производство, работа электростанций [8].
Никакой тип
технологий не может считаться «лучшим»,
каждый имеет свои преимущества, и
лучшим образом соответствует
Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация [7].
В силу такого положения люди для менеджера являются «предметом номер один». Менеджер формирует кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.
Существует три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя, функционирование менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Понимание и успешное управление человеческой переменной очень сложно.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, процессов и подпроцессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако, несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента.
Данными функциональными группами процессов являются следующие: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
2 Исследование внутренней среды организации (на примере ОАО «Ставтелеком им. В.И.Кузьминова»)
2.1 Организационно-экономическая
характеристика объекта
Открытое акционерное общество «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» создано в 1995 году в г. Ставрополь по решению учредителей, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в Федеральным законом «Об акционерных обществах». Срок деятельности Общества не ограничен и определяется решением высшего органа Общества.
Местонахождение общества – 355035, г. Ставрополь, пр. Октябрьской революции, 10/12, а/я 3504. номер свидетельства о государственной регистрации – Р-5354,16, также выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002u/ серии 26 № 000718795 от 13.09.2002г.
Уставный капитал ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» составляет 4050 тыс. рублей, размещено 4050 обыкновенных акций номиналом по 1000 руб. Более 20% уставного капитала владеет ОАО «ЮТК».
Основной целью Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
Общество имеет гражданские права, несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
На основании лицензий ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова» осуществляет следующие виды деятельности: 64.20.11 – деятельность в области телефонной связи; 64.20.12 – деятельность в области документальной электросвязи; 64.20.3 – прочая деятельность в области электросвязи.
Первоочередными задачами общества является предоставление услуг качественной современной телефонной связи, развитие новых услуг.
Основные финансово-
Таблица 1 - Динамика показателей, характеризующих размеры деятельности ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова»
Наименование показателей |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Изменение 2011г. к 2009г. | |
Абсол., +;- |
Относ., % | ||||
Уставный капитал, тыс. руб. |
4050 |
4050 |
4050 |
- |
100 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
63814 |
80321 |
81544 |
17730 |
128 |
Себестоимость проданных услуг, тыс. руб. |
53716 |
53667 |
69787 |
16071 |
130 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
10098 |
26654 |
11757 |
1659 |
116 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
2263 |
17289 |
8972 |
6709 |
396 |
Государственная помощь, тыс. руб. |
1118 |
1223 |
109,5 |
-1008,5 |
9,8 |
Стоимость основных средств, тыс. руб. |
167919 |
154799 |
145744 |
-22175 |
87 |
Стоимость запасов, тыс. руб. |
1418 |
1273 |
1086 |
-332 |
77 |
Средняя численность работников, чел. |
46 |
46 |
47 |
1 |
102 |
Таким образом, за период исследования выручка от реализации услуг увеличилась на 17,7 млн. рублей, или на 28%, себестоимость оказанных услуг увеличилась на 16 млн. рублей, или на 30%, как следствие, снизился рост валовой прибыли, в 2011 году ее значение составило 11,75 млн. рублей, что на 16% больше значения 2009 года. Среднегодовая численность работников за период исследования увеличилась на 1 человека и составила 47 сотрудников. Однако необходимо отметить, что с 2005 года численность сотрудников снизилась на 37 человек, или на 44%.
Рассмотрим также основные показатели развития организации (таблица 2).
Из таблицы 2 видно, что наблюдается рост задействованной емкости на 55№№. Однако чистый прирост задействованной емкости не дает полного представления о проделанной работе – количестве фактически установленных абонентских устройств. Только за 2010 год было установлено 346№№, из них 152 – по населению. Вся проделанная работа проводилась в рамках жесткой конкуренции со стороны операторов сотовой связи и других операторов проводной связи, предоставляющих аналогичные услуги связи.
Таблица 2 - Основные показатели развития ОАО «Ставтелеком имени В.И. Кузьминова»
Период |
Всего заданная емкость, №№ |
В том числе: |
По типам клиентов: | |||
анало-говая |
ISDN |
Население |
Организации, финанс. из сооотв. бюджетов |
Организации, не финанс. из сооотв. бюджетов | ||
на 1 января 2010г., ед. |
10378 |
10174 |
204 |
6383 |
924 |
3071 |
На 1 января 2011г., ед, |
10403 |
10214 |
189 |
6355 |
933 |
3115 |
На 1 января 2010г., ед. |
10433 |
10254 |
179 |
6349 |
942 |
3142 |
Отклонение (рост, снижение), ед. |
55 |
80 |
-25 |
-34 |
18 |
71 |
% роста (снижения), % |
100,5 |
100,8 |
38,7 |
99,5 |
101,9 |
102,3 |
Информация о работе Внутренняя среда орраганизации и ее влияние на организационное поведение