Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:36, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров и услуг. В условиях молодого еще рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому финансовому менеджменту и внутрифирменному планированию.
Введение
Глава 1. Методика внутрифирменного планирования
1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования
1.2 Методические вопросы планирования
1.2.1 Принципы планирования
1.2.2 Подходы к планированию (философия планирования)
1.2.3 Уровни планирования
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
1.2.5 Процесс планирования
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
2.1.2 Характеристики планов
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
2.3.2 Формирование продуктовой программы
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
2.4.3 Системы оперативно-календарного планирования
Глава 3. Внутрифирменное планирование (практика)
3.1 Краткая характеристика объекта исследования
3.2 Цели и задачи исследования
3.3 Определение целевых сегментов потребителей
3.4 Исследование уровня цен и качества обслуживания
3.5 Изучение конкурентов и сотрудников клуба
3.6 Исследование деятельности торговых посредников
3.7 План тактического развития фитнес клуба «Дукат»
Заключение
Список использованной литературы
Расчет продуктовой программы
фирмы может быть формализован в
виде моделей имитационного типа,
учитывающих ограничения
Цели ассортиментного планирования (критерии формирования ассортимента) могут быть различными, зачастую противоречивыми:
максимизация доли рынка за счет снижения цены, максимизации потребительской ценности товара; минимизации издержек реализации;
максимизация валовой прибыли фирмы за счет максимизации выручки; минимизации издержек реализации; максимизации уровня рентабельности и т.д.
Отталкиваясь от поставленных целей, необходимо сформировать желаемый ассортимент продукции фирмы, решив задачу выбора при определенных внешних и внутренних ограничениях.
Внешние (рыночные) ограничения: позиция товара на рынке; стадия жизненного цикла; уровень конкуренции; предпочтения потребителей; воспринимаемое потребителями количество разновидностей товара (излишнее многообразие затрудняет выбор); связи между товарами на рынке.
Внутренние ограничения: ресурсы фирмы (производственные и складские мощности, персонал, оборотные средства и т.д.); связи между продуктами (сбалансированность портфеля); издержки и рентабельность продуктов.
Сложности формализации и
учета разнообразных
Итак, основные задачи ассортиментного
планирования: определение рациональной
структуры ассортимента (что?) и определение
оптимального объема продаж продукции
в соответствии с выбранной структурой
(сколько производить или
2.3.2 Формирование продуктовой программы
Основной задачей годового планирования является определение продуктовой программы (плана) фирмы на год в агрегированном виде с квартальной или месячной разбивкой без календарной привязки к срокам изготовления.
Продуктовая программа фирмы (основной план производства -Master Production Schedule) - это годовой план производства продукции и использования ресурсов, который устанавливает объем и сроки поставки продукции по всему ассортименту.
При производственной ориентации управления фирмой во главу угла ставится план производства и план сбыта, при маркетинговой ориентации -продуктовая программа, сформированная на основе прогноза продаж, и план маркетинга.
Сложная проблема - оценка успешности
продукта с позиций фирмы и
рынка, или дилемма «
Основные шаги формирования продуктовой программы фирмы:
Внутренний анализ продукции фирмы, в том числе ABC-анализ, направленный на ранжирование продукции и выявление товаров-аутсайдеров. Такой анализ может проводиться по отдельным продуктам и/или по ассортиментным группам. Используется несколько критериев.
Анализ выявленных групп
продукции на основе внешней информации:
степень новизны товаров-
Принятие управленческих решений относительно ассортимента продукции. Возможные решения: отказ от работы с продуктом группы С, замена его новым продуктом, расширение ассортимента и т.д.
Прогнозирование продаж запланированного ассортимента продукции и расчет объемов производства продукции (формирование продуктовой программы).
Решение задачи оптимизации
ассортимента на основе, например, методов
линейного программирования возможно,
когда спрос известен и является
детерминированной величиной. Но и
в этом случае производственные и
маркетинговые потребности
Количественная задача определения
объемов производства и продажи
продукции фирмы допускает
Ограничения на ресурсы:
A×X=Z
a11x1 + a12x2 + … + a1JxJ ≤ z1
a21x1 + a22x2 + … + a2JxJ ≤ z2
…
aM1x1 + aM2x2 + … + aMJxJ ≤ zM
X ≥ 0
Здесь j = 1- индекс продаваемого продукта, m = 1, … М – индекс ресурсов;
Xj - объем продаж j-oro товара;
Cj - цена j-oro товара;
Р,(х) - функция спроса на товар j;
А - матрица расходов ресурсов, т.е. amj - количество m-ого ресурса, затрачиваемого при реализации единицы j-ой продукции;
Z - вектор запасов ресурсов.
Не существует единого подхода к формированию продуктовой программы фирмы, все подходы базируются на сопоставлении факторов внешней и внутренней среды фирмы, а различия заключаются в наборе факторов и критериях их оценки исходя из сложившейся ситуации. При этом определяющим фактором становится оценка потребностей рынка (достижение соответствия структуры выпуска структуре спроса) в формировании ассортиментной политики и продуктовой программы наряду с экономистами должны участвовать маркетологи.
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
В настоящее время в нашей стране отсутствует устоявшееся название плана данного уровня, для его обозначения используются разные термины: годовой план, тактический план, план развития фирмы на текущий год, годовой план развития, бизнес-план, совокупный (агрегатный) план, бюджет.
В советской экономике такой план назывался техпромфинпланом, или планом экономического и социального развития предприятия. Типовая методика разработки техпромфинплана предприятия, составленная Госпланом СССР, определяла техпромфинплан как «развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленную на выполнение заданий пятилетнего плана при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов». Техпромфинплан содержал 12 разделов и 56 типовых форм, основные разделы перечислены ниже:
План производства и реализации продукции.
План технического и организационного развития (план оргтехмеро-приятий).
План повышения эффективности производства.
План капитального строительства.
План материально-технического обеспечения.
План по труду и заработной плате.
План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства.
Финансовый план
9.План по фондам
11 .План внешнеэкономической деятельности.
12.План по обеспечению
природоохранных мероприятий.
Тактический план (по аналогии с техпромфинпланом предприятия) -это совокупность увязанных между собой функциональных планов и проектов, направленных на достижение стратегических целей фирмы.
Словарь иностранных слов
определяет тактику как «приемы,
способы достижения поставленной цели»,
поэтому тактическое
В рамках тактического планирования
определяется программа производства
продуктов и услуг в разрезе
ассортимента и объемов, а также
необходимые для этого
Рис. 2.2. Система тактического планирования на фирме с функциональной организацией
На фирмах с продуктовой или региональной организационной структурой к перечисленным планам добавляются планы по штабным функциям, а также планы мероприятий на уровне отдельных продуктовых или региональных отделений.
Важно: в процессе тактического
планирования рассматриваются не только
регулярно повторяющиеся
Ранее отмечено, что тактическое планирование - это чаще всего годовое планирование с последующей разбивкой на более короткие периоды времени, привязанное к законодательно установленным формам и срокам бухгалтерской и статистической отчетности.
Решения, принимаемые на уровне тактического планирования, являются ситуативными (текущими) и характеризуются следующими признаками [Хан, с. 58]:
- влияют на величину активов и показатели успеха фирмы;
- требуют ответственности подразделений и отделов фирмы;
- могут приниматься на
верхнем, среднем и нижнем
- действуют в краткосрочной
перспективе и принимаются
- должны приниматься с
учетом видения и
В процессе тактического планирования осуществляется поиск эффективных решений по реализации принятой стратегии фирмы {планирование основных процессов и ресурсов) при заданных внешних и внутренних ограничениях. Ограничениями могут быть сроки поставок, совокупный спрос на продукцию, имеющиеся производственные мощности и доступные ресурсы и пр.
Управляемыми переменными в процессе тактического планирования являются:
персонал и его рабочее время - при определенных условиях фирма может изменять численность работников или совокупный фонд рабочего времени;
запасы сырья, материалов и готовой продукции;
загрузка собственного оборудования и возможность использования субподрядчиков.
Выделяют три основных, «чистых» стратегий тактического планирования, хотя в хозяйственной практике наблюдается их сочетание [Мескон, Альберт, Хедоури, с. 623].
Стратегия постоянного объема
производства при постоянной численности
персонала предусматривает
Стратегия переменного объема
выпуска при постоянной численности
персонала используется в трудоемких
отраслях, где требуется
Стратегия переменного объема выпуска при переменной численности персонала используется, как правило, в отраслях с сезонными колебаниями.
Задачами тактического планирования являются:
планирование продуктовой программы фирмы;
определение потребности в основных ресурсах: производственные фонды, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы;
планирование эффективности
деятельности фирмы: снижение издержек
за счет роста производительности труда,
рационального использования
планирование мероприятий
по повышению
обеспечение «качества жизни»
персонала фирмы: планирование численности
персонала, условий и оплаты труда,
профессионального роста и
обеспечение развития имущественного комплекса фирмы и т.д.
В основе тактического планирования
лежат нормативная база фирмы
и система планово-
В рыночных условиях фирмы не обязаны придерживаться жестко заданной структуры тактического плана, количество и формат разрабатываемых разделов плана определяется ими самостоятельно, при этом желательно учитывать установленные государством формы статистической и финансовой отчетности.
В мировой практике фирмы обычно разрабатывают следующие разделы плана:
план маркетинга и сбыта
продукции в различных
производственная (продуктовая) программа;
планирование потребности в персонале;
инвестиционное планирование;
планирование выручки и издержек;
финансовый план.
Учитывая сложившийся в нашей стране опыт планирования, можно рекомендовать фирмам использовать структуру техпромфинплана (его базовые разделы) в качестве основы тактического планирования, адаптируя ее к своим особенностям. При этом для разных разделов тактического плана могут быть использованы различные форматы планов (см. табл. 2.3). Сложнейшей задачей тактического планирования является задача увязки и согласования различных разделов плана, при этом могут быть использованы разные методы и подходы: интуитивный метод, метод балансовой увязки разделов плана, методы многовариантных расчетов с использованием электронных таблиц, методы линейного программирования и более сложные математические модели.
Информация о работе Внутрифирменное планирование как важнейшая функция управления предприятием