Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:49, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучить систему формирования, планирования и управления товарным ассортиментом на примере ООО «Русский Бетон» и внедрить новые предложения по совершенствованию существующей системы. –
--Поставленная цель определила следующие направления исследования:
1. Понять сущность и значение товарного ассортимента
2. Выявить особенности формирование и планирование товарного ассортимента.
3. Провести более детальный анализ товарного ассортимента на предприятии.
4. Представить выводы и рекомендации по усовершенствованию работы ассортиментной политики.
Введение………………………………………………………………….…….….2
Глава 1. Товарный ассортимент, планирование и управление…….…….…....4
1.1. Товарный ассортимент, его виды и свойства………………………………………….……………………..………….4
1.2. Формирование и управление товарного ассортимента……..……………..8
1.3. Планирование ассортимента………….…………………………................12
Глав 2. Анализ товарного ассортимента на предприятии ООО «Русский Бетон»……...……………………………………………………………………..14
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Русский Бетон»……...………………………………………………………………….….14
2.2. Анализ формирования товарного ассортимента...…………………….….20
2.3. Анализ планирования и управления товарным ассортиментом………....23
Глава 3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности…………...25
Выводы…..……………………………………………………………………….29
Список литературы………..…………………………………………………..…30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Товарный ассортимент, планирование и управление…….…….…....4
1.1. Товарный ассортимент, его виды
и свойства………………………………………….……………
1.2. Формирование и управление товарного ассортимента……..……………..8
1.3. Планирование ассортимента………….…………………………...
Глав 2. Анализ товарного
ассортимента на предприятии ООО «Русский Бетон»……...…………………………………………………
2.1. Организационно-экономическая
характеристика ООО «Русский Бетон»……...…………………………………………………
2.2. Анализ формирования товарного ассортимента...…………………….….20
2.3. Анализ планирования и управления товарным ассортиментом………....23
Глава 3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности…………...25
Выводы…..………………………………………………………
Список литературы………..……………………
Введение
На сегодняшний день
на рынке присутствует
Потребитель предъявляет
всё новые, более изысканные
требования к товарам.
Сущность планирования,
формирования и управления
Итак, товарный ассортимент
— это вся совокупность изделий, выпускаемых
предприятием. Она включает различные
виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные
группы в соответствии с функциональными
особенностями, качеством, ценой. Каждая
группа состоит из ассортиментных позиций
(разновидностей или марок), которые образуют-низшую-ступень-класси
Курсовая работа состоит из
введения, трех глав и заключения. В первой
главе рассматривается теоретические
основы понятия товарного ассортимента,
планирование и управление им. Основное
внимание уделено второй главе, здесь
представлена подробная организационно-
экономическая характеристика, проведен
подробный анализ выпуска и реализации
товарного ассортимента, структурных
сдвигов на примере предприятия ООО «Русский Бетон», а также выявлены ряд проблем.
Для устранения этих проблем были разработаны
конкретные рекомендации, которые представлены
в последней главе данной работы.
Предметом исследования является изучение товарного ассортимента, планирование и управление. Объектом - ООО «Русский Бетон»
Цель курсовой работы является изучить систему формирования, планирования и управления товарным ассортиментом на примере ООО «Русский Бетон» и внедрить новые предложения по совершенствованию существующей системы. –
--Поставленная цель определила следующие направления исследования:
1. Понять сущность и значение товарного ассортимента
2. Выявить особенности формирование и планирование товарного ассортимента.
3. Провести более детальный анализ товарного ассортимента на предприятии.
4. Представить выводы и рекомендации по усовершенствованию работы ассортиментной политики.
Таким образом, учитывая выше изложенное, полагаем, что исследование товарного ассортимента, планирование и управление, анализ выпуска и реализации на конкретном предприятии является достаточно актуальным и требует своего рассмотрения.
Глава 1. Товарный ассортимент, планирование и управление
1.1. Товарный ассортимент, его виды и свойства
Одной из важнейших характеристик товара является товарная ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Товарный ассортимент – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.
Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения.
Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение – для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения.
Классификация ассортимента
потребительских товаров
Промышленный ассортимент – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных мощностей.
Промышленный ассортимент товаров разных организаций – изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.
Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально – технической базы.
В отличие от промышленного ассортимента торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляет фирменные магазины организаций – изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы.
Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшим материальными возможностями.
Сложный ассортимент – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.
Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих товарных предприятий.
Видовой ассортимент – набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющий аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.
Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары нацелены на удовлетворение социальных психологических потребностей.
Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие их которых довольно изменчивы.
Оптимальный ассортимент – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование.
В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.
Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя и продавца.
Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен удовлетворять предполагаемые потребности.
Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.
Свойства товарного ассортимента.
1. Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
2. Полнота ассортимента – способность набора товаров и наименований товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
3. Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары
4. Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Обновление – одно из направлений ассортиментной политики, проводится, как правило, в условиях насыщенного рынка.
5. Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
6. Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
7. Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и использования.
1.2. Управление товарным ассортиментом
Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента, которое предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности – научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решений данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели – оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Задачи планирования и формирования товарного ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие. В формировании ассортимента решающие слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые товары взамен существующих или в дополнение к ним.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяют то, что управление ассортиментом обычно подчиненно руководителю службы маркетинга. В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под представительством генерального директора, который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача – принятие принципиальных решение относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов товара, ее отдельных моделей; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых товаров; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.
Дифференциация, или модификация, товара позволяет более полно использовать «поглощающие» возможности рынков с учетом специфики их требований в отдельных регионах страны, заполнять те товарные ниши, где нет конкуренции или она незначительная.
Еще один важный элемент ассортимента – изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно пользуются спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где она реализуется, чтобы установит реальный объем продаж и уровень рентабельности в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров. Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый их производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.