Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 23:49, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучить систему формирования, планирования и управления товарным ассортиментом на примере ООО «Русский Бетон» и внедрить новые предложения по совершенствованию существующей системы. –
--Поставленная цель определила следующие направления исследования:
1. Понять сущность и значение товарного ассортимента
2. Выявить особенности формирование и планирование товарного ассортимента.
3. Провести более детальный анализ товарного ассортимента на предприятии.
4. Представить выводы и рекомендации по усовершенствованию работы ассортиментной политики.
Введение………………………………………………………………….…….….2
Глава 1. Товарный ассортимент, планирование и управление…….…….…....4
1.1. Товарный ассортимент, его виды и свойства………………………………………….……………………..………….4
1.2. Формирование и управление товарного ассортимента……..……………..8
1.3. Планирование ассортимента………….…………………………................12
Глав 2. Анализ товарного ассортимента на предприятии ООО «Русский Бетон»……...……………………………………………………………………..14
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Русский Бетон»……...………………………………………………………………….….14
2.2. Анализ формирования товарного ассортимента...…………………….….20
2.3. Анализ планирования и управления товарным ассортиментом………....23
Глава 3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности…………...25
Выводы…..……………………………………………………………………….29
Список литературы………..…………………………………………………..…30
Табл. 2.3.
Структура затрат ООО «Русский Бетон» в 2011 г.
Статьи затрат |
Тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Материальные расходы |
1663 |
50,53 |
Заработанная плата |
607 |
18,44 |
Отчисления во внебюджетный фонд |
1 |
0,03 |
Ремонт зданий и складских помещений |
70 |
2,13 |
Транспортные расходы |
109 |
3,31 |
Амортизация |
4 |
0,12 |
Командировочные расходы |
2 |
0,06 |
Коммунальные расходы |
810 |
24,62 |
Расходы на приобретение осн. средств |
25 |
0,76 |
Итого затрат |
3291 |
100 |
Прибыль предприятия рассчитывается вычитанием из общей суммы дохода расходов.
Табл. 2.4.
Динамика и
источники формирования
Показатели |
годы |
темп роста, % | |
2010 |
2011 | ||
Выручка от реализации продукции |
2852 |
3977 |
139,4 |
Затраты на производство реализованной продукции |
2777 |
3291 |
118,5 |
Прибыль от реализации |
18 |
686 |
3811,1 |
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
14 |
583 |
4164,3 |
Анализ, произведенный в данной таблице, показал, что выручка от реализации в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 39,4 %. Затраты на производство реализованной продукции также увеличился на 18,5%. Данные тенденции привели к росту прибыли от реализации на 2811,1%, чистая прибыль фирмы увеличилась на 3164,3%.
Важными факторами роста прибыли в ООО «Русский Бетон», являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышения качества, улучшения ассортимента, повышения эффективности производственных фондов, рост производительности труда.
К факторам, не зависящие от деятельности организаций, относятся изменение государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукцию и др.
2.2. Анализ формирования товарного ассортимента
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и реализация продукции.
Для оценки ассортиментной
политики предприятия используется
целая система показателей, в
том числе и получение
Табл.2.6.
Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации в 2010 г.
вид продукции |
объем реализации, тыс. руб. |
структура товарной продукции, % |
плановая прибыль, тыс.руб. |
измение прибыли в среднем тыс.руб. | |||
план |
факт |
план |
факт |
изменение | |||
Решетки |
4500 |
4300 |
32,8 |
32,7 |
-0,1 |
300 |
-30,0 |
Керамзит |
3200 |
3100 |
23,4 |
23,6 |
0,2 |
450 |
90,0 |
Шлакоблоки |
3900 |
3600 |
28,5 |
27,4 |
-1,1 |
330 |
-363 |
Полу-блоки |
2100 |
2150 |
15,3 |
16,3 |
1,0 |
350 |
350,0 |
Всего |
13700 |
13150 |
100 |
100 |
- |
1430 |
47,0 |
Из таблицы 2.6. видно, что наиболее доходными видами продукции являются керамзит и полу-блоки. Увеличение их доли в общем объеме продаж способствовал увеличению прибыли.
В связи с увеличением удельного веса изделий, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 47 тыс. руб., а сумма прибыли – на 618 тыс. руб.(47 * 13150)
После того как произвели расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации, общество формирует ассортимент продукции.
При формировании ассортимента ООО «Русский Бетон» учитывает, с одной стороны спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в ее распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
- оценку эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Наиболее высокорентабельные товары фирма продолжает производить и реализовывать. А те товары, которые менее пользуются спросом, производят только по заказу клиента. Тем самым предприятие экономит на затратах по хранению и транспортировке продукции. Так же на анализируемом предприятии могут изыматься товары морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно пользуются спросом. Но исчерпавший свои рыночные возможности товар, извлекли из производственной программы, так как он приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени. Производитель имеет четкую систему критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы и, систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров. Таким образом, ассортимент не «перегружается» неэффективными изделиями со всеми вытекающими отрицательными последствиями.
После формирования ассортимента, необходимо установить цены на новый товар либо на уже ранее производимый, но с учетом новых затрат.
ООО «Русский Бетон» не просто устанавливает ту или иную цену – она формирует целую систему цен, которая охватывает разнообразные товары в рамках товарного ассортимента. Здесь учитываются различия в издержках по реализации товара в разных географических районах, различия в уровнях спроса, распределение покупок во времени и т. д.
Установив исходную цену, фирма затем корректирует ее в зависимости от различных факторов, действующих на рынке. При этом она применяет следующие виды цен и методы их установления:
- установление цен на новый товар;
- ценообразование в рамках товарной номенклатуры;
- установление цен по географическому принципу;
- установление цен со скидками и зачетами;
- установление цен для стимулирования сбыта;
- установление дискриминационных цен.
Стратегический подход фирмы к проблеме формирования цены во многом зависят от этапа жизненного цикла товара. Особенно большие затруднения имеет этап выдвижения на рынок нового товара, защищенный патентом и товар-имитатор, аналогичный уже имеющимся на рынке товарам.
Выбор ценовой стратегии зависит от целей коммерческой деятельности. Многообразие ценовых стратегий во многом может, как способствовать выбору, так и затруднить его.
Наиболее часто используемая стратегия – своеобразный баланс трех основных методов ценообразования, а именно: ориентированного на затраты, на спрос и на конкурентов – «магический треугольник цен».
2.3.Анализ производства и реализации продукции
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиление конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышении ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение. Его основный задачи:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период производится по данным в табл. 2.8.
Табл. 2.8.
Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием ООО «Русский Бетон» за 2011 год
изделие |
объем производства продукции |
реализация продукции | ||||||
план |
факт |
абсол. откл |
% к плану |
план |
факт |
абсол. откл |
% к плану | |
Ф.Б.С. |
6700 |
6400 |
-300 |
-4,5 |
6500 |
6700 |
200 |
3,1 |
Керамзит блоки |
6000 |
6100 |
100 |
1,7 |
5900 |
6050 |
150 |
2,5 |
Бордюры |
1700 |
1680 |
-20 |
-1,2 |
1700 |
1650 |
-50 |
-2,9 |
Шлакоблоки |
1300 |
1900 |
600 |
46,2 |
1200 |
1700 |
500 |
41,7 |
Всего |
15700 |
16080 |
380 |
2,4 |
15 300 |
16100 |
800 |
5,2 |
Из таблицы 2.8 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 2.4 %, а по реализации на 5,2 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.
Основными недостатками в хозяйстве деятельности предприятия ООО «Русский Бетон» является не учет в производстве спроса строительных материалов на рынке. В связи с этим растет количество не реализованной продукции, хранящейся на складах. А также фирма не стимулирует продажу, теряя от этого прибыль и отдельных потребителей. А в условиях рыночной экономике это необходимо предприятию, чтобы быть конкурентоспособным, получать максимум прибыли и завоевывать большую часть доли рынка.
Глава 3. Пути совершенствования хозяйственной деятельности
На основе вышеизложенного
анализа было выявлено ряд проблем,
связанных с трудовой активностью
персонала, с планированием и
управлением товарного