Возникновение и эволюция систем стратегического планирования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Содержание работы

Введение:
1. Планирование как функция управления
1.1. Сущность планирования
1.2. Принципы и методы планирования
1.3. Понятие системы стратегического планирования
2. Развитие стратегического планирования и управления предприятия
2.1. История возникновения стратегического планирования
2.2. Цель, задачи и структура плана развития предприятия
2.3. Процесс стратегического планирования на предприятии
3. Стратегический анализ деятельности предприятия ОАО «Оренбургнефть»
3.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Оренбургнефть»
3.2. Стратегический обзор и усовершенствование технологий на ОАО «Оренбургнефть»
3.3. Результаты стратегического планирования и совершенствования технологий на ОАО «Оренбургнефть»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Возникновение и эволюция систем стратегического планирования и управления.docx

— 49.94 Кб (Скачать файл)

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет экономики  и управления

Курсовая  работа

 

По дисциплине «Стратегическое планирование»

 

На тему : «Возникновение и эволюция систем стратегического планирования и управления»

 

Введение:

1.     Планирование как функция управления

1.1. Сущность  планирования

1.2. Принципы  и методы планирования

1.3. Понятие  системы стратегического планирования

2.     Развитие стратегического планирования  и управления предприятия

2.1. История возникновения стратегического планирования

2.2. Цель, задачи  и структура плана развития  предприятия

2.3. Процесс стратегического планирования на предприятии

3.     Стратегический анализ деятельности  предприятия ОАО «Оренбургнефть»

3.1.  Краткая  характеристика деятельности  ОАО  «Оренбургнефть»

3.2. Стратегический  обзор и усовершенствование технологий  на ОАО «Оренбургнефть»

3.3. Результаты  стратегического планирования и  совершенствования технологий на  ОАО «Оренбургнефть»

Заключение 

Список использованных источников

 

1.     Планирование как основная функция  управления

 

1.1 Сущность  планирования

 

Планирование  – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны  с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем  периоде. В принятии таких решений  состоит процесс планирования в  широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

В планах отражаются: прогнозы развития организации в  будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней  и ее отдельными подразделениями; механизмы  координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии  на случай чрезвычайных обстоятельств.

Сам процесс  планирования начинается с анализа  настоящего и будущего состояния  предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии  и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.

В некоторых  крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами  которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.

В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения будут участвовать  в реализации тех или иных организационных  целей, в какой форме это будет  происходить, как обеспечиваться ресурсами.

Если организация  многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина  состоит в том, что ни одно плановое решение не является независимым  от других, и требуется понимание  проблем всех связанных между  собой звеньев управленческой цепочки.

С учетом степени  централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.

·        если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации  в целом, но и к отдельным подразделениям.

·        при среднем уровне ими принимаются  только основополагающие решения, которые  впоследствии в подразделениях детализируются.

·        в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а  планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают  и сводят в общий план организации.

В зависимости  от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода  к составлению планов. Если ее ресурсы  ограничены, и появление новых  в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы  не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Иначе на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.

Более богатые  организации могут позволить  себе изменять планы, подстраиваясь  под новые возможности и, привлекая  для их использования дополнительные средства, излишками которых они  располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости  от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил  название адаптационного.

И, наконец, предприятия, располагающие значительными  ресурсами, могут использовать оптимизационный  подход к планированию, исходящий  из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют.

 

1.2  Принципы  и методы планирования

Эффективность функции планирования зависит от того, какими принципами руководствуются  менеджеры при составлении планов.

Планирование  базируется на следующих принципах:

1. Участие  максимального числа сотрудников  организации в работе над планом  уже на самых ранних этапах  его составления. Как правило,  люди скорее и охотнее выполняют  те задачи, которые сами себе  поставили, чем «спущенные сверху»,  поскольку они им ближе и  понятнее.

2.     Непрерывность, обусловленная соответствующим  характером хозяйственной деятельности  фирмы. В соответствии с ним  планирование рассматривается не  как единичный акт, а как  постоянно повторяющийся процесс,  в рамках которого все текущие  планы разрабатываются с учетом  выполнения прошлых и того, что  они послужат основой составления  планов в будущем.

3.     Гибкость, предполагающая возможность  корректировки или пересмотра  в любой момент ранее принятых  решений в соответствии с изменяющимися  обстоятельствами. Для обеспечения  гибкости в планы закладываются  так называемые «окна», дающие  в определенных пределах свободу  маневра.

4.     Единство и взаимосвязанность  отдельных частей организации  требует соблюдения такого принципа  как согласование планов. Он реализуется  путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по  горизонтали», то есть между подразделениями  одного уровня, а интеграция –  «по вертикали», между выше- и нижестоящими.

5.     Важным принципом планирования  является экономичность, предполагающая, что затраты на составление  плана должны быть меньше эффекта,  приносимого его выполнением.

6.     Создание необходимых условий  для выполнения плана – организационных,  ресурсных, идеологических и т.п.

7.     Полнота планирования, – т.е. при  осуществлении планирования должны  учитываться все ситуации и  события.

8.     Точность планирования – для  ее достижения используются все  современные методы, средства и  процедуры прогнозирования.

9.     Ясность планирования, – т.е. поставленные  цели должны быть простыми, легкими,  доступными всем членам организации.

Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней  управления; в то же время на каждом из них могут применяться также  свои специфические принципы.

Например, при  планировании на уровне цеха важную роль играет принцип узкого места, в соответствии, с которым выпуск продукции нужно  определять исходя из возможностей единицы  оборудования, обладающей самой низкой производительностью. В то же время, на уровне предприятия он обычно не применяется, зато важнейшую роль здесь  играет научность планирования.

Основная  цель планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант  решения задач, стоящих перед  организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.

Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, то есть последовательного перехода от одного планового решения к  другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось  несколько способов составления  планов, или методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и пр.

Бюджетный метод. Он основывается на составлении бюджетов, то есть таблиц, отражающих состояние  или распределение на производственные и иные нужды имеющиеся у организации ресурсов в соответствии с ее целями. Такие бюджеты могут быть отчетными и плановыми. В последующем плановые бюджеты координируются, уточняются, корректируются.

В организации  могут составляться несколько видов  бюджетов.

Основной (общий) бюджет (отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибыли и убытки).

Оперативные бюджеты:

·        производства, продаж;

·        рабочей силы;

·        запасов готовой продукции;

·        распределения прибыли.

Бюджетный метод  планирования (бюджетирование) обеспечивает:

1.     повышение эффективности работы  организации за счет децентрализации  управления, быстрого обнаружения  и корректировки отклонений.

2.     оптимизацию распределения и  экономность расходования ресурсов.

3.     предупреждение бесхозяйственности.

надежный  контроль и оценку состояния запасов, сбыта, закупок, плановых и фактических  издержек, денежных средств и финансов, рентабельности.

Но бюджетный  метод сложен, громоздок, требует  перестройки структуры управления, индивидуализации ответственности  за расходы, больших затрат.

Балансовый  метод основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет  располагать организация, и распределения  их в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями  недостаточно, то происходит поиск  их дополнительных источников, позволяющих  покрыть дефицит. Ресурсы можно  привлекать со стороны, а можно находить в собственном «хозяйстве» путем  его рационализации.

Балансовый  метод реализуется через составление  системы балансов.

По содержанию они бывают материально-вещественными, стоимостными и трудовыми; по временному горизонту – отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям – аналитическими и рабочими.

Нормативный метод планирования используется как  самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому. Он предполагает, что в основу плановых заданий на определенный период (а соответственно и в основу балансов) кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции. Например, план по материально-техническому снабжению будет рассчитываться путем перемножения норм расхода сырья, материалов, энергии и т.п. на величину производственного заказа.

Выделяют  следующие виды норм: норма выработки; норма обслуживания; норма времени; нормы численности.

Чаще всего  нормы бывают индивидуализированными применительно к отдельным подразделениям и рабочим местам. Однако встречаются  и групповые, предназначенные для однотипных рабочих мест в различных подразделениях.

По особо  важным ресурсам могут разрабатываться  перспективные нормы их использования, но наиболее распространенными являются годовые, составляющие основу соответствующих  планов и балансов материальных ресурсов. Если же условия деятельности организации  постоянно меняются, используются текущие  нормы, пересмотр которых происходит регулярно по мере необходимости.

С помощью  нормативного метода формируется, например, нормированное задание, то есть установленный  объем работы, который работник или  группа работников должны выполнять  за данный период с соблюдением определенных требований к качеству.

К графическим необходимо, прежде всего, отнести метод сетевого планирования. Он был разработан в конце 50-х годов и предназначался для прогнозирования сроков, оценки затрат, разработки, управления реализацией и контроля крупномасштабных проектов.

Исходным  моментом применения указанного метода является определение продолжительности  действий (работ), связанных с достижением  поставленной цели. Все события и  работы объединяются в календарный  сетевой график, имеющий вид цепной диаграммы.

Сетевой график облегчает управление создания сложных  технических и хозяйственных  систем, позволяет сконцентрировать внимание на выполнении в их рамках критических работ, наглядно демонстрирует  их взаимосвязь. Сетевой график дает возможность составить наиболее рациональный план осуществления каких-либо мероприятий, к которому привязываются  все остальные процессы: диспетчеризация, выдача заданий на выполнение определенных работ, наблюдение и контроль за их осуществлением. Высокая степень формализации графика позволяет при этом широко применять компьютерные технологии.

К графическим относится и метод планирования Паттерн. Суть метода состоит в том, что на основе прогноза развития объекта планирования строится «дерево» целей и подцелей. Для каждой их них эксперты устанавливают «вес», коэффициенты относительной важности (значимости).

Математические  методы планирования сводятся к расчетам на основе различного рода моделей. К  простейшим моделям относятся статистические. Наиболее широкое распространение они находят в финансовом планировании. Например, они позволяют определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках.

Методы линейного  программирования применяются там, где речь идет об оптимизации расходования тех или иных ресурсов. Они помогают:

Информация о работе Возникновение и эволюция систем стратегического планирования и управления