Возникновение и эволюция систем стратегического планирования и управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

Содержание работы

Введение:
1. Планирование как функция управления
1.1. Сущность планирования
1.2. Принципы и методы планирования
1.3. Понятие системы стратегического планирования
2. Развитие стратегического планирования и управления предприятия
2.1. История возникновения стратегического планирования
2.2. Цель, задачи и структура плана развития предприятия
2.3. Процесс стратегического планирования на предприятии
3. Стратегический анализ деятельности предприятия ОАО «Оренбургнефть»
3.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Оренбургнефть»
3.2. Стратегический обзор и усовершенствование технологий на ОАО «Оренбургнефть»
3.3. Результаты стратегического планирования и совершенствования технологий на ОАО «Оренбургнефть»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Возникновение и эволюция систем стратегического планирования и управления.docx

— 49.94 Кб (Скачать файл)

·        выбрать технологии, позволяющие  получить необходимый объем продукции  при наименьшем расходе сырья  и материалов;

·        загрузить оборудование, выполняющее  несколько видов работ, так, чтобы  при этом достигалась наибольшая выработка;

·        составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а  с другой стороны сделать это  при минимальных затратах и пр.

Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы. Эти границы, во-первых, определяются современной  НТР, которая вызывает столь стремительные  изменения в организации и  среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает. Во-вторых, нехваткой  времени, связанной с тем, что  плановые расчеты весьма длительны и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников, их боязнью новшества.

Полностью перечисленные  ограничения устранить нельзя, но можно их существенно ослабить путем  уменьшения жесткости и схематичности  составления планов, их ориентацией  на ключевые цели и задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики.

1.3 Понятие   системы стратегического планирования

Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения.

 Стратегическое  планирование обеспечивает основу  для всех управленческих решений.  Функции организации, мотивации  и контроля ориентированы на  выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического  планирования, организации в целом  и отдельные люди будут лишены  четкого способа оценки цели  и направления корпоративного  предприятия. Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу  для управления членами организации.Стратегическое планирование дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

 До последнего  времени стратегическое планирование  было прерогативой крупных международных  концернов. Однако ситуация стала  меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами  стратегического планирования.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что  стратегическое планирование представляется единственным способом формального  прогнозирования будущих проблем  и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для  принятия решения. Планирование, поскольку  оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Выделяются  следующие типы плановых структур:

1.            Централизованная. Применяется узкоспециализированными  компаниями, где основная плановая  работа выполняется специальной  службой стратегического управления  штаб-квартиры. Подразделения, реализующие  разработанные ею планы и стратегии  и несут за них ограниченную  финансовую ответственность.

2.            Децентрализованная. Характерна для крупных компаний конгломератного типа и фирм-лидеров. В ее рамках полностью автономные стратегические подразделения, выполняющие весь цикл работ по проектированию, производству, сбыту и послепродажному обслуживанию продуктов, несут ответственность также и за разработку и реализацию своих стратегий. Последние координируются комитетами или специальными группами. А на уровне корпорации штаб-квартира лишь ставит общие цели и контролирует своевременность и объем поступающей выручки в общекорпоративный бюджет.

3.            Смешанная. Применяется в диверсифицированных  компаниях, плановые службы которых  анализируют ситуацию и выявляют  общие проблемы, генерируют идеи, формируют цели и стратегию,  обеспечивают процесс планирования, контроль выполнения планов, осуществляют  распределение и перераспределение  ресурсов в соответствии с  ролью и задачами стратегических  подразделений, формируют индивидуальные  системы саморегулирования.

 

2. Развитие  стратегического планирования и  управления

2.1 История  возникновения стратегического  планирования

Понятие «стратегия»  вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения  во внешней среде приобрела большое  значение. Вначале смысл этого  понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще  определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск  для боя».

В то время  многие управляющие, а также некоторые  ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение  полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна  и какая от нее польза фирме.

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация  руководствуется в своей деятельности. Существует четыре различные группы правил:

1.     Правила, используемые при оценке  результатов деятельности фирмы  в настоящем и в перспективе.  Качественную сторону критериев  оценки обычно называют ориентиром, а коли­чественное содержание — заданием.

2.     Правила, по которым складываются  отношения фирмы с ее внешней  средой, определяющие: какие виды  продукции и технологии она  будет разрабатывать, куда и  кому сбывать свои изделия,  каким образом добиваться превосходства  над конкурентами. Этот набор  правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3.     Правила, по которым устанавливаются  отношения и процедуры внутри  организации. Их нередко называют  организационной концепцией.

4.     Правила, по которым фирма ведет  свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными  приемами.

Стратегии имеют  несколько отличительных черт:

1.     Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2.     Сформулированная стратегия должна  быть использована для разработки  стратегических проектов методом  поиска. Роль стратегии в поиске  состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание  на определенных участках и  возможностях; во-вторых, отбросить  все остальные возможности как  несовместимые со стратегией.

3.     Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития  выведет организацию на желательные  события.

4.     В ходе формулирования стратегии  нельзя предвидеть все возможности,  которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий.  Поэтому приходится пользоваться  сильно обобщенной, неполной и  неточной информацией о различных  альтернативах.

5.     Как только в процессе поиска  открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная  информация. Однако она может  поставить под сомнение обоснованность  первоначального стратегического  выбора. Поэтому успешное использование  стратегии невозможно без обратной  связи.

6.     Поскольку для отбора проектов  применяются как стратегии, так  и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но  это разные вещи. Ориентир представляет  собой цель, которой стремится  достичь фирма, а стратегия  — средство для достижения  цели. Ориентиры — это более  высокий уровень принятия решений.  Стратегия, оправданная при одном  наборе ори­ентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

7.     Наконец, стратегия и ориентиры  взаимозаменяемы как в отдельные  моменты, так и на различных  уровнях организации. Некоторые  параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент  будут служить фирме ориентирами,  а в другой — станут ее  стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Короче говоря, стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка  обычно не приносит фирме никакой  непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени  управляющих.

Термин «стратегическое  планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы  обозначить разницу между текущим  управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь  изменениями в условиях ведения  бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать  на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными  разработчиками теории стратегического  управления. Шендел и Хаттен рассмат­ривали его как «процесс определения и установления связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.

 

2.2  Цель, задачи и структура плана развития  предприятия

Крупные предприятия, как правило, осуществляют разработку всех видов планов (стратегических, долгосрочных, среднесрочных и текущих), осуществляют технико-экономическое  и оперативно-производственное планирование, разработку бизнес-планов инвестиционных проектов. Предприятие меньших размеров упрощают процесс планирования, во-первых, уходят от стратегического и долгосрочного планирования (т.к. не располагают для этого соответствующими возможностями), во-вторых, упрощают систему доводимых до подразделений технико-экономических показателей (т.к. здесь часто невозможно организовать учет многих элементов затрат, кроме того, здесь более обозримо внутренняя среда).

С точки зрения содержания было выделено 3 вида планирования: технико-экономическое, оперативно-производственное и бизнес-планирование инвестиционных проектов.

Технико-экономическое  планирование предприятия осуществляется планово-экономическим отделом (ПЭО), а в цехах - планово-экономическим  бюро (ПЭБ) или отдельными исполнителями, на которых возложено выполнение этих функций. Оперативно-производственным планированием на предприятии занимается  планово-диспетчерсткий отдел (ПДО)1, а в цехах - планово-диспетчерское бюро (ПДБ). Планово-экономический отдел осуществляет также разработку бизнес-планов инвестиционных проектов, занимается организацией стратегического планирования. В административном плане работа ПЭО и ППО курируется различными зам. директора предприятия: ПЭО – зам. директора по экономике, а ППО – зам. директора по производству.

Некоторые замечания  по стратегическому планированию. В  крупных транснациональных компаниях  для разработки стратегических планов создаются специальные подразделения (управления стратегического планирования, стратегические хозяйственные центры). В большинстве же случаев, даже на крупных предприятиях, стратегическое планирование органически вписывается  в существующую систему планирования. При этом ПЭО выступает в качестве катализатора разработки стратегии, выполняет  функции штаба по разработке общей  стратегии, осуществляет методическое руководство всеми подразделениями, участвующими в этом процессе. Высшее руководство принимает решения  по основным параметрам стратегического  плана. Разработкой конкурентной стратегии а также функциональных стратегий занимаются функциональные службы.

Очень важным элементом планирования является установление содержание работ по планированию. В общем виде, безотносительно  к конкретным подразделениям плановых служб, можно перечислить следующие виды плановой работы:

1.     Систематический и целевой анализ  выполнения показателей планов  в текущем периоде;

2.     Оценка факторов, влияющих на  выполнение планов и при необходимости  соответствующее информирование  линейных руководителей (периодически  или по необходимости, устно  или письменно, в регламентированной  или свободной форме) для принятия  соответствующих мер;

3.     Подготовка отчетов о работе  за прошедший период;

4.     Ведение статистического учета;

5.     Ведение нормативного хозяйства  для обеспечения качественной  разработки планов, составления  калькуляций;

6.     Подготовка и обоснование плановых  решений;

7.     Разработка стратегических и  тактических планов;

8.     Доведение разработанных планов  до соответствующих подразделений.

Полнота перечисления видов работ в данном случае не имеет значения. Для организации  планирования важно другое – уяснить весь процесс планирования, распределить работы в пространстве и во времени. Это можно сделать в виде схем, графиков и т.д. Очень важно также разделить во времени процессы стратегического и тактического планирования, ибо в противном случае неотложность оперативных решений начинает доминировать над стратегическими проблемами и предприятие теряет ориентиры своей деятельности.

Информация о работе Возникновение и эволюция систем стратегического планирования и управления