Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 07:53, курсовая работа
Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
В планах отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Введение:
1. Планирование как функция управления
1.1. Сущность планирования
1.2. Принципы и методы планирования
1.3. Понятие системы стратегического планирования
2. Развитие стратегического планирования и управления предприятия
2.1. История возникновения стратегического планирования
2.2. Цель, задачи и структура плана развития предприятия
2.3. Процесс стратегического планирования на предприятии
3. Стратегический анализ деятельности предприятия ОАО «Оренбургнефть»
3.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «Оренбургнефть»
3.2. Стратегический обзор и усовершенствование технологий на ОАО «Оренбургнефть»
3.3. Результаты стратегического планирования и совершенствования технологий на ОАО «Оренбургнефть»
Заключение
Список использованных источников
· выбрать технологии, позволяющие получить необходимый объем продукции при наименьшем расходе сырья и материалов;
· загрузить оборудование, выполняющее несколько видов работ, так, чтобы при этом достигалась наибольшая выработка;
· составить маршруты движения транспорта, позволяющие, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны сделать это при минимальных затратах и пр.
Возможности применения различных методов планирования имеют свои границы. Эти границы, во-первых, определяются современной НТР, которая вызывает столь стремительные изменения в организации и среде, что поспеть за ними планирование попросту не успевает. Во-вторых, нехваткой времени, связанной с тем, что плановые расчеты весьма длительны и трудоемки. В-третьих, бюрократизмом и инерционностью самих сотрудников, их боязнью новшества.
Полностью перечисленные ограничения устранить нельзя, но можно их существенно ослабить путем уменьшения жесткости и схематичности составления планов, их ориентацией на ключевые цели и задачи, конкретизацией и приближением к нуждам практики.
1.3 Понятие
системы стратегического
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое
планирование обеспечивает
До последнего
времени стратегическое
Современный
темп изменения и увеличения знаний
является настолько большим, что
стратегическое планирование представляется
единственным способом формального
прогнозирования будущих
Выделяются следующие типы плановых структур:
1.
Централизованная. Применяется
2. Децентрализованная. Характерна для крупных компаний конгломератного типа и фирм-лидеров. В ее рамках полностью автономные стратегические подразделения, выполняющие весь цикл работ по проектированию, производству, сбыту и послепродажному обслуживанию продуктов, несут ответственность также и за разработку и реализацию своих стратегий. Последние координируются комитетами или специальными группами. А на уровне корпорации штаб-квартира лишь ставит общие цели и контролирует своевременность и объем поступающей выручки в общекорпоративный бюджет.
3.
Смешанная. Применяется в
2. Развитие
стратегического планирования
2.1 История возникновения стратегического планирования
Понятие «стратегия»
вошло в число управленческих
терминов в 50-е годы, когда проблема
реакции на неожиданные изменения
во внешней среде приобрела
В то время многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека американская промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме.
По своему
существу стратегия есть набор правил
для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей
1.
Правила, используемые при
2.
Правила, по которым
3.
Правила, по которым
4.
Правила, по которым фирма
Стратегии имеют несколько отличительных черт:
1.
Процесс выработки стратегии
не завершается каким-либо
2.
Сформулированная стратегия
3.
Необходимость в стратегии
4.
В ходе формулирования
5.
Как только в процессе поиска
открываются конкретные
6.
Поскольку для отбора проектов
применяются как стратегии,
7.
Наконец, стратегия и
Короче говоря,
стратегия — понятие
Термин «стратегическое планирование» был введен в обиход на стыке 60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и установления связи, организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое планирование — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
2.2 Цель,
задачи и структура плана
Крупные предприятия, как правило, осуществляют разработку всех видов планов (стратегических, долгосрочных, среднесрочных и текущих), осуществляют технико-экономическое и оперативно-производственное планирование, разработку бизнес-планов инвестиционных проектов. Предприятие меньших размеров упрощают процесс планирования, во-первых, уходят от стратегического и долгосрочного планирования (т.к. не располагают для этого соответствующими возможностями), во-вторых, упрощают систему доводимых до подразделений технико-экономических показателей (т.к. здесь часто невозможно организовать учет многих элементов затрат, кроме того, здесь более обозримо внутренняя среда).
С точки зрения содержания было выделено 3 вида планирования: технико-экономическое, оперативно-производственное и бизнес-планирование инвестиционных проектов.
Технико-экономическое планирование предприятия осуществляется планово-экономическим отделом (ПЭО), а в цехах - планово-экономическим бюро (ПЭБ) или отдельными исполнителями, на которых возложено выполнение этих функций. Оперативно-производственным планированием на предприятии занимается планово-диспетчерсткий отдел (ПДО)1, а в цехах - планово-диспетчерское бюро (ПДБ). Планово-экономический отдел осуществляет также разработку бизнес-планов инвестиционных проектов, занимается организацией стратегического планирования. В административном плане работа ПЭО и ППО курируется различными зам. директора предприятия: ПЭО – зам. директора по экономике, а ППО – зам. директора по производству.
Некоторые замечания
по стратегическому планированию. В
крупных транснациональных
Очень важным элементом планирования является установление содержание работ по планированию. В общем виде, безотносительно к конкретным подразделениям плановых служб, можно перечислить следующие виды плановой работы:
1.
Систематический и целевой
2.
Оценка факторов, влияющих на
выполнение планов и при
3. Подготовка отчетов о работе за прошедший период;
4. Ведение статистического учета;
5.
Ведение нормативного
6.
Подготовка и обоснование
7. Разработка стратегических и тактических планов;
8.
Доведение разработанных
Полнота перечисления видов работ в данном случае не имеет значения. Для организации планирования важно другое – уяснить весь процесс планирования, распределить работы в пространстве и во времени. Это можно сделать в виде схем, графиков и т.д. Очень важно также разделить во времени процессы стратегического и тактического планирования, ибо в противном случае неотложность оперативных решений начинает доминировать над стратегическими проблемами и предприятие теряет ориентиры своей деятельности.
Информация о работе Возникновение и эволюция систем стратегического планирования и управления