Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:29, реферат
Описание работы
Современная мировая экономика в последнее время существенно изменилась. Переход от индустриального к постиндустриальному – информационному – миру, о котором много говорили западные аналитики и считали ересью советские идеологи, наконец, совершился. Его суть в том, что радикально изменилось соотношение ролей экономических агентов.
Глава I. Возникновение
и становление шоу-бизнеса в России.
1.1 Становление шоу-бизнеса в России: современные
тенденции
Современная мировая экономика
в последнее время существенно изменилась.
Переход от индустриального к постиндустриальному
– информационному – миру, о котором много
говорили западные аналитики и считали
ересью советские идеологи, наконец, совершился.
Его суть в том, что радикально изменилось
соотношение ролей экономических агентов.
В индустриальную эпоху главным товаром
были материальные предметы. В постиндустриальную
– информация, идеи, права, словом, нематериальные
активы. Соответственно ведущая роль в
индустриальную эпоху принадлежала владельцу
средств производства, а в постиндустриальную
эта роль переходит к владельцу прав на
интеллектуальную собственность.
Например в “голливудской”
модели, которую мы рассматриваем как
одну из первых моделей современного шоу-бизнеса,
в центре производства – не технологический
процесс, а продукт (основную долю его
стоимости составляют нематериальные
активы). Для его создания собирается команда,
состав которой, как правило, меняется
от продукта к продукту, а структура может
быть неформализованной и нестабильной.
Поскольку роль каждого сотрудника в создании
нематериальных активов существенна,
каждый из них имеет права на конечный
продукт. Это выражается в оплате его труда
через авторские гонорары – отчисления
с каждого экземпляра, показа, постановки
и т.д. (royalties). Работник участвует в доходах
от продажи продукта в размере, сопоставимом
с долей владельца средств производства.
Достаточно поинтересоваться размерами
гонораров ведущих голливудских актеров
и режиссеров. В “голливудской” модели
каждый человек обладает специфическими
индивидуальными качествами, делающими
невозможным его замену другими работниками.
Материальная инфраструктура производства
(студия, съемочное оборудование и т.д.)
фактически предоставляется в аренду
на время производства продукта, к тому
же для многих категорий продуктов вообще
не требуются дорогостоящие средства
производства. Стоит еще обратить внимание
на то, что собственник авторских прав
на продукт (т.е. тот, кто получает наибольшую
долю дохода) может не быть собственником
объектов материальной инфраструктуры.
Российский шоу-бизнес явно
тяготеет к “голливудской” модели производства.
Хороший пример – процессы, происходящие
сейчас в области музыкальной звукозаписи.
Появление формата МР3 и переносных плееров
для него привело к тому, что крупные фирмы
звукозаписи начали терять доходы, так
как потребители получили возможность
не платить посредникам. Ранее основные
доходы получали именно компании звукозаписи,
которые приобретали права у авторов.
Это обуславливалось значительными затратами
на производство и распространение готовой
продукции: авторы и исполнители, которым
такие расходы оказывались не по карману,
были вынуждены передавать свои права
звукозаписывающим компаниям. Сегодня
это положение радикально меняется: продукцию
(звукозапись, а довольно скоро и видеозапись)
можно быстро и дешево доставить конечному
пользователю по Интернету. Тенденция
такова, что через несколько лет основные
доходы будут получать авторы и исполнители,
тогда как студии звукозаписи лишь фиксированную
оплату за выполненную работу.
Это явление, названное “дезинтермедиация”
(disintermediation) – устранение или сокращение
числа посредников между производителем
продукта и его конечным потребителем,
также стало одной из самых заметных тенденций
последнего времени.
Можно предположить, что в экономической
модели “голливудского типа”, к которой
ближе всего наш шоу-бизнес, предпринимательская
деятельность принимает форму, которая
называется продюсированием.
Шоу-бизнес, как сфера, имеющая
самого массового потребителя, включает
в себя такие области, как кино, ТВ, радио,
производство технических средств (свет,
звук, сценическое оборудование), производство
музыкальных инструментов, постановочная
(организация и постановка зрелищных программ),
издательская деятельность, артистический
менеджмент.
Шоу-бизнес изучает интересы,
выявляет спрос на те или иные продукты
и услуги населения (маркетинг), производит
и продвигает на рынок культурных услуг,
предварительно разрекламировав ее различными
средствами (печать, радио, ТВ, презентации).
Функционирование шоу-бизнеса
опирается на законы и права, установленные
государственными органами. Основной
целью шоу-бизнеса, как и любой другой
предпринимательской деятельности, является
получение прибыли.
Одной из главных задач в шоу-бизнесе
является поиск и раскрытие талантливых
исполнителей (артистов), организация
их творческой деятельности, начиная от
подбора репертуара, поиска инвестора,
создания сценического имиджа, планирования
карьеры исполнителя. Такой подход к деятельности
в шоу-бизнесе необходим, т.к. артисты редко
умеют самостоятельно продвигаться к
успеху. Для этого им необходима финансовая
и организационная поддержка. Как показывает
многолетняя практика, для артиста мало
иметь хорошие природные данные, необходим
целый набор профессионалов, способных
из исполнителя сделать индивидуальность.
Зарубежный опыт показывает,
что им создана модель, при которой целый
набор профессионалов обеспечивает продвижение
артиста к карьере. Прежде всего, агент,
который находит работу для артиста (для
этого в США необходимо иметь государственную
лицензию). Агент работает не только с
музыкантами, но и с киноартистами, авторами,
режиссерами, художниками, топ-моделями
и т.д.
Другой профессионал, персональный
менеджер советует артисту, какого агента
и юриста использовать, выбрать компанию
звукозаписи, материал для записи и, наконец,
продюсера. Персональный менеджер координирует
турне, приобретение аппаратуры, улаживает
вопросы с компаниями проката звуковой
и световой аппаратуры, обеспечивает пиротехнику,
билеты на транспорт и т.д. (для актера
кино персональный менеджер необходим
в том случае, когда он не может найти хорошую
работу).
Бизнес-менеджер выполняет
функции, сходные с функциями бухгалтера,
а промоутер, или импресарио, заключает
договоры с площадкой и артистами.
Продакшн-менеджер (заведующий
постановочной частью) отвечает за аппаратуру
и оборудование во время тура, шоу, а юрист
осуществляет сделки, готовит договора.
Исторически понятие “продюсер”
сформировалось в процессе кинопроизводства
и определяло новый тип предпринимателя,
который осуществлял художественный и
финансовый контроль над постановкой.
Поскольку процессы создания кинофильма,
телепрограммы, шоу-программы близки по
своей природе, термин “продюсер” утвердился
и в этих областях. Именно продюсер формирует
бюджет предстоящего проекта, подбирает
и нанимает необходимый творческий и исполнительский
штат, обеспечивает график работ в рамках
установленного бюджета. Работа продюсера
– это сочетание искусства и бизнеса.
Продюсер интуитивно может чувствовать
перспективность проекта и иметь деловую
хватку при его реализации.
В музыкальной индустрии понятие
“продюсер” подразумевает его работу
в студии звукозаписи над конкретным музыкальным
альбомом исполнителя. Продюсер может
иметь узкую специализацию, например:
• продюсер по вокалу, в функции
которого входит: работа над мелодией
песни, ее корректировка и работа непосредственно
с исполнителем;
• саунд-продюсер одновременно
может являться и продюсером по вокалу.
Он отслеживает музыкальную и словесную
стилистику, следит за процессом звукозаписи
и действиями музыкантов в студии, руководит
сведением звука в окончательном варианте.
Продюсер в кино-, телекомпаниях,
концертных агентствах является штатным
сотрудником, но может выступать и частным
лицом, заключив контракт на разовый проект
(фильм, концертное шоу) или серийный (цикл
телепрограмм, шоу-программу). Под определенную
идею (фильм, концертное шоу, телепрограмму)
продюсер берет финансовые средства как
от частных, так и юридических лиц или
вкладывает свои средства и несет полную
финансовую ответственность за осуществление
проекта. Так, в американской киноиндустрии
часть бюджета продюсер забирает у кинопрокатчиков,
которые предоставляют стартовую сумму
для покрытия большей части бюджета. Взамен
же кинопрокатчики получают определенную
долю или процент от кассового сбора. Недостающую
часть бюджета продюсеры покрывают за
счет продажи кинокартины зарубежным
видео- и телекомпаниям, прокатным фирмам.
Заручившись поддержкой кинопроката,
теле- и видеокомпаний, часть средств продюсер
берет у крупных банковских структур и
деловых корпораций.
Характерной чертой для шоу-,
киноартиста, исполнителя, топ-модели
является периодичность карьеры, которая
включает в себя период роста к популярности,
период популярности и период наивысшего
“пика” популярности. Дальнейший период
может характеризоваться как поддержка
определенного уровня популярности или
спад популярности и уход из шоу-бизнеса.
Во многом это зависит от профессионализма
исполнителя и правильно организованной
системы продюсирования и постановки.
К продюсированию можно отнести
промоутерские фирмы, которые занимаются
организацией концертов, туров. В их функции
входит организация приезда исполнителя,
график пребывания, организация светового,
звукового, сценического обеспечения
(на основе предоставления рейдера со
стороны менеджмента артиста), график
тура, рекламная компания. В пунктах контракта
оговариваются не только срок пребывания
и вышеперечисленное, но и меню исполнителя,
количество полотенец, марки напитков,
предпочитаемые исполнителем. Переговоры
о гастрольном туре того или иного исполнителя
могут вестись с агентствами. В Италии,
например, отсутствуют агентства, и договоры
с артистом ведутся напрямую. Приглашающая
фирма может также заключить контракт
с агентством на определенную группу,
исполнителя, с тем чтобы стать эксклюзивным
представителем зарубежной группы или
исполнителя на территории России и ближнего
зарубежья. В таком случае все приглашения
этой группы (исполнителя) другими фирмами
с бугинг-агентством исполнителя недействительны.
Как показывает практика, успех
продукта на рынке во многом зависит не
только от имени исполнителя, но и продюсера,
человека, который определяет концепцию
будущего альбома, выбирает студию звукозаписи,
соответствующую заданной концепции,
отслеживает музыкальный материал во
время записи, сводит его и готовый продукт
предоставляет издательской фирме, которая
впоследствии распространяет конечную
продукцию через радио, эфирное и кабельное
телевидение, прессу. В качестве маркетинга
рекорд-компании выпускают синглы молодого
исполнителя или включают в сборник наиболее
популярных исполнителей, что позволяет
обратить на него внимание широкой аудитории.
Такие затраты делаются компанией из прибыли
предшествующих и наиболее крупных проектов,
инвестиционных кредитов или спонсорских
услуг, что позволяет, при благоприятном
исходе эксперимента, включить молодого
исполнителя в свой каталог и заключить
контракт на производство альбома или
приобрести права на всю продукцию исполнителя.
Возрастающая конкуренция на
рынке аудиопродукции требует от компании
огромных затрат, связанных с рекламой
продукта. С этой целью фирма вкладывает
деньги в производство видеоклипа, видеоджангла
с участием исполнителя, предоставляет
радиостанциям для эфира музыкальный
материал альбома, нанимает промоутера,
проводит пресс-конференции, презентации.
Так как в контрактах предусматриваются
роялти, артисты и их менеджеры организуют
туры в поддержку вышедшего альбома. К
проведению тура привлекаются фирмы, занимающиеся
прокатом сценического, светового и звукового
оборудования (продакшн), теле- и радиокомпании
в качестве информационно-рекламного
партнера, а также газеты, журналы.
В музыкальной индустрии продукт,
проходя все технологические этапы записи
фонограммы, тиражирования, рекламы, торговой
сети, как оптовой, так и розничной, достигает
конечной цели – потребителя.
Следующим продуктом, наиболее
распространенным в шоу-бизнесе, являются
телепрограммы. В жанровом разнообразии
это – информационные, развлекательные,
конкурсные программы, викторины, ток-шоу,
концерты звезд, фестивали. Непосредственное
участие в деятельности каналов принимают
не только банковские структуры, но и финансовые
компании, с тем чтобы не только в дальнейшем
получать дивиденды, но и влиять на политику
компании. Завоевание телевизионного
рынка – черта характерная не только у
нас, но и за рубежом. Появление на телевидении
сериалов открыло новую нишу в телеиндустрии.
Продукция телевидения во многом
стала играть общественную роль. Огромным
интересом пользуются программы, где непосредственным
участником является сам зритель. Подобная
тенденция, когда зритель видит себя на
экране, была использована в начале развития
основателями кинематографа в конце прошлого
– начале нынешнего века. Они устраивали
съемочную камеру перед “иллюзионом”,
снимали прохожих и предлагали на следующий
день прийти на сеанс, чтобы увидеть себя
на экране. Подобный метод был преобразован
в игровое, конкурсное телешоу, которое
притягивает миллионы телезрителей. Возникновение
сериалов связано с тем, что на экране
присутствуют не идеализированные, а бытовые
персонажи, близкие по условиям жизни
и характеру телезрителям, и именно это
стирает границы различия между телевизионными
персонажами и реальными людьми. С учетом
этого правила и создаются все домашние
сериалы. Значит, большая часть потребителей
пользуется услугами продукции телеиндустрии
и именно посредством телевидения определяет
кумиров и рейтинг программ. Подобные
программы необходимы телевизионной индустрии,
т.к. являются наиболее предпочитаемыми,
а следовательно, привлекают аудиторию
и рекламодателей.
1.2. Основные формы
шоу-бизнеса
Введем краткий перечень некоторых
наиболее заметных терминов и определений,
которые характеризуют процессы, связанные
с функционированием шоу-бизнеса.
Прежде всего, шоу-программу
следует рассматривать как спектакль
или зрелищное представление из различных
номеров, которое зачастую выступает как
сопровождение каких-либо программ в общественной
или культурной жизни. Например, конкурс
красоты, вручение театральных, литературных
премий, кинопремий и т.д.
Шоу-программа – многожанровое сценическое
искусство; объединяет музыку, танец, пение,
разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию,
акробатику и другие цирковые и оригинальные
жанры. Ориентируется преимущественно
на массовую аудиторию. Несмотря на многожанровость,
а у каждого жанра свои художественные
особенности и выразительные средства,
открытая площадка, на которую выходит
исполнитель, диктует свои условия: прямой,
непосредственный “интимный” контакт
с публикой, “открытость” мастерства,
способность к мгновенному перевоплощению
и др. Обычно использует “малую форму”
– номер, короткое по времени выступление
(одного или нескольких артистов), выстроенное
по законам драматургии. Короткометражность
предполагает предельную концентрированность
выразительных средств, “аттракционность”,
использование гротеска, буффонады, эксцентрики.
Особое значение приобретают наличие
яркой индивидуальности, удачно найденный
исполнителем имидж (иногда маска), внутренняя
энергетика – с момента выхода на площадку
важно сразу захватить внимание аудитории.