Возникновение и становление шоу-бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:29, реферат

Описание работы

Современная мировая экономика в последнее время существенно изменилась. Переход от индустриального к постиндустриальному – информационному – миру, о котором много говорили западные аналитики и считали ересью советские идеологи, наконец, совершился. Его суть в том, что радикально изменилось соотношение ролей экономических агентов.

Файлы: 1 файл

шоу бизнес.docx

— 77.26 Кб (Скачать файл)

Так почему же компания оказывает спонсорскую поддержку продюсерскому проекту? Причин может быть несколько, они различны, от глобальных до самых ничтожных. Например, компания-спонсор хочет сотрудничать с вами, потому что ваш проект показался ей надежным и стабильным. Или потому, что директор компании обожает слушать такую музыку, которую вы делаете. Мотивация определяет то, что движет организацией, когда она оказывает спонсорскую поддержку. Это понятие во многом пересекается с понятием “причины”. Но разница в том, что мотивация складывается из множества явлений, событий, обстоятельств, сочетание которых формирует определенное стремление поступать так, а не иначе. Например, продюсер когда-то работал в финансовой организации, где у него сложились неплохие отношения с руководством. В дальнейшем он начинает заниматься музыкальным бизнесом и продвигать свой проект, обращаясь за финансовой помощью в данную организацию. А она в этот момент, находясь на пике своего развития, располагает резервами и может оказать финансовую помощь. К тому же она хочет поднять свой престиж. Здесь стечение независимых друг от друга обстоятельств способствует тому, что продюсер получает спонсорскую поддержку.

Вложение фирмами и компаниями собственных средств предполагает окупаемость в дальнейшем расходов и получение прибыли. Естественно, что приоритет определяется спецификой целей, которые преследует компания-спонсор. Помимо получения финансовой прибыли, приоритетом может стать и эстетическое удовлетворение, удовлетворение амбиций.

В большинстве случаев в российском шоу-бизнесе спонсорство носит постоянный характер и требует непрерывных вливаний.

Начинающему продюсеру очень сложно вернуть вложенные средства по причине отсутствия опыта, поэтому средства на раскрутку проекта следует брать у “проверенных людей”.

Бюджетные средства, как федеральные, так и местные, выделяются под крупные программы, связанные с организацией государственных праздников (День Победы, Новый год), локальных праздников (День города), а также в целях частичного финансирования событий, составляющих национальную гордость. Выделение подобных средств происходит с согласия городских властей или при поддержке Администрации Президента РФ.

Подобные акции носят массовый характер и не предполагают извлечение прибыли. По завершении программы организатор представляет отчет вышеперечисленным структурам об использовании бюджетных средств согласно фактической смете расходов с приложением документов финансовой отчетности (копии договоров, счетов, платежных поручений и т.п.).

Инвесторы (банки, частный капитал), выделяя средства, рассчитывают на возмещение затрат и получение прибыли. В российском шоу-бизнесе особенно ярко проявляется синтез основных типов инвестиционных вложений: физических, денежных и нематериальных активов. И все же основную роль в этом бизнесе играют профессиональное чутье человека и его творческий потенциал.

При вложении средств в тот или иной проект в первую очередь дается его финансово-экономическая оценка, так как проект должен возместить вложенные средства за счет доходов от реализации товаров и услуг, причем уровень прибыли и сроки окупаемости проекта определяет инвестор.

Достижение именно таких результатов инвестиционных операций и является ключевой задачей оценки финансово-экономических параметров любого проекта в сфере шоу-бизнеса. Однако провести такую оценку проекта бывает очень сложно по ряду причин. Так, сроки инвестиций могут быть разовыми или рассчитаны на несколько лет, а это приводит к неопределенности при оценке всех аспектов. Поэтому в шоу-бизнесе применяется метод инвестиционных расчетов, или дисконтирование.

Наиболее распространенным источником финансирования являются средства спонсоров, которым взамен предоставляется пакет рекламных услуг.

К рекламным услугам принято относить:

– указание спонсора в титрах ТВ-программы, посвященной проекту;

– показ рекламного ролика спонсора внутри программы;

– указание спонсора в печатной продукции;

– рекламные щиты в месте проведения программы;

– объявление ведущего со сцены об участии той или иной фирмы в организации и проведении программы; участие спонсора в пресс-конференциях, посвященных данному событию;

– упоминание о событии в газетных и журнальных публикациях и телеэфире, посвященных проводимому событию;

– интервью со спонсором в газетных публикациях;

– предоставление спонсорам VIP-билетов на все спонсируемые ими программы.

Поиск финансирования сложен, но без участия финансового капитала не может состояться воплощение идеи.

Процесс поиска средств достаточно индивидуален. Крупный бизнес начинает всерьез вкладывать деньги в социальную сферу, когда осознает эффективность данного проекта, ибо за этим стоит гражданское согласие, развитие культуры производства и потребления, т.е. более активное движение капитала, что всегда экономически эффективно. Сегодня важно понять, что культуре денег не дарят, в нее вкладывают. Шоу-бизнес не может эффективно развиваться без взаимного сотрудничества и партнерства.

Сейчас большая доля шоу-бизнеса спонсируется теневым бизнесом, несмотря на то, что легальный бизнес стремится окультурить свою деятельность. Поэтому начинающим продюсерам и менеджерам необходимо иметь представление о том, с кем и главное, с чем они имеют дело. Ведь источник финансирования зачастую связан с проблемой отдачи денег инвестору, а, как известно, окупаются только три из 10 проектов, курируемых даже профессионалами. Множество случаев подтверждают то, что надо избирательно относиться к деньгам. Но если вы уверены в себе, то можно рискнуть. Риск – благородное дело, и без него не обходятся деятели шоу-индустрии. Просто всегда надо соизмерять свои возможности.

В этом и состоит искусство фандрайзинга, поиска финансирования.

Мерчандайзинг (от англ. merchandising – искусство торговать) – комплекс маркетинговых коммуникаций в розничной торговле. Мерчандайзинг использует в основном приемы рекламы на местах продаж и sales promotion. Основная задача – стимулирование продавцов к активным продажам рекламируемых товаров и воздействию на покупателей с целью обеспечения ими покупки.

Результатом мерчандайзинга всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар. Чем лучше представлен товар, тем выше вероятность его покупки.

Мерчандайзинг является последним шагом для достижения высокого уровня продаж.

В шоу-бизнесе мерчандрайзингом можно назвать систему продвижения товара, имеющего отношение к артисту или лейблу на месте продаж (CD, видео, майки, плакаты, кепки и т.п.), таким образом, мерчандрайзинг – это комплекс мероприятий, направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки. Мерчандайзинг присутствует на программах различного уровня: от сольных концертов на небольших площадках (здесь в основном можно приобрести плакаты, открытки и CD) до масштабных шоу-программ и мюзиклов, где ассортимент дополняется видеопродукцией (DVD), майками, кепками и другой сувенирной продукцией.

Возникший в нашей стране шоу-бизнес впитал в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений. Но тем не менее на пути развития шоу-бизнеса в России достаточно много преград: недостаточно разработана законодательная база, несовершенна налоговая политика, слабая экономика и другие проблемы. Как писалось выше, люди здесь зарабатывают и делают себе имя.

Рынок индустрии развлечений сосредоточен в руках менеджеров, которые им управляют, в то время как исполнители являются “сырьем” для создания продуктов индустрии развлечений с помощью кинематографа, музыкального бизнеса и т.д.

Чем больше популярность артиста, тем выше его гонорар. Менеджер артиста заинтересован в создании “мегазвезды”, для которой важна узнаваемость и популярность.

Становление “звезды” требует вложения огромных средств для создания имиджа, рекламы, формирования общественного мнения путем распространения видеороликов, аудионосителей, организации презентаций, гастрольных туров и т.п.

Предприниматели, для того чтобы свести к минимуму риски, создают дополнительные производства, покрывающие издержки.

Финансовый капитал активно воздействует на процессы, происходящие в индустрии развлечений.

Продукция шоу-бизнеса немыслима без осуществления организационных и финансовых операций.

Всеми процессами шоу-бизнеса управляют профессионалы – продюсеры, менеджеры, юристы, промоутеры и т.д.

Шоу-бизнес выработал технологию создания продукта (исполнителя), создавая ему неповторимый имидж, доводя до “звездности”, используя материальные, финансовые средства, расширяя свой бизнес за счет других видов коммерческой деятельности.

Шоу-бизнес является одной из вершинных в иерархии инфраструктуры, и с этой точки зрения он представляется как наиболее тонкое, легко разрушаемое и в то же время необходимое образование. Разрушение шоу-бизнеса как части инфраструктуры общества чревато глобальными катастрофическими последствиями, возможно, даже большего масштаба, чем последствия экономического кризиса.

Стихийные преобразования в сфере шоу-бизнеса в настоящий момент имеют явно выраженные и позитивные, и негативные черты, но, к сожалению, с преобладанием последних. В нашей стране шоу-бизнес стал одним из первых, где частный бизнес получил наибольшее развитие. Издательский и шоу-бизнес, туристические и коммерческие поездки за рубеж и частные кафе, игровые автоматы и видеотеки, компьютерные игры – вот далеко не полный перечень форм предпринимательства, которые за годы рыночных реформ возникли в сфере свободного времени. В то же время очевидно, что предпринимательством и частным бизнесом охвачена, во-первых, очень узкая социальная группа людей и, во-вторых, сам перечень услуг чрезвычайно узок. Параллельно с этим государство, действуя по старым нормам и образцам, пытается удержать в своих руках сферу культуры. Продолжающийся монополизм государства в сфере культуры и социально-экономический кризис в стране привели к возникновению парадоксальной ситуации. Вместо конкуренции, дающей потребителю возможность более широкого и свободного выбора услуг и товаров, происходит своеобразное “выдавливание” потребителя с этого рынка. Огромное количество людей перестает пользоваться теми услугами, к которым они раньше охотно обращались, а формы и содержание все более примитивизируются. В социальном плане такая тенденция чревата резким снижением культуротворческого потенциала общества. Начиная со второй половины 80-х годов ведутся активные теоретические и практические поиски путей преобразования сферы культуры. Сразу же следует отметить, что наиболее перспективными оказались именно те разработки, которые базировались на системо-деятельностной методологии и проектном подходе. Многое достигнуто в области исследования новых организационно-экономических форм шоу-бизнеса. Однако и сейчас нельзя еще говорить о том, что найдена адекватная модель развития шоу-бизнеса.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения то, что рыночная экономика предполагает многообразие субъектов хозяйственной деятельности, и в сфере шоу-бизнеса хозяйственное пространство делится между частными учреждениями. Социально-экономический анализ специфики рынка услуг в сфере шоу-бизнеса обнаруживает действие факторов несовершенства рынка, которые в экономической теории получили название ошибок рынка, характерных для сферы шоу-бизнеса. Так, в шоу-бизнесе нередко возникает так называемая естественная монополия, ликвидация которой в принципе невозможна без резкого увеличения затрат на единицу продукции. В основе ее формирования лежат, как правило, локальный характер рынков, нетранспортабельность услуг и преимущества концентраций. Например, в небольшом населенном пункте спрос на развлечения удовлетворяется одним-единственным клубом, который, по сути, является естественной монополией. Однако необходимо иметь в виду особенности конкуренции в шоу-бизнесе, которая осуществляется не столько между потреблением товаров определенной группы в рамках одного вида деятельности, сколько за “место” в структуре шоу-бизнеса, т.е. между предложениями по развертыванию разных типов шоу-бизнеса. В небольшом населенном пункте конкурентами клубу могут быть различные формы домашнего досуга, спортивные учреждения, отдых на природе, на улице и т.д.

 

 

Глава 2. Российский шоу-бизнес: структура и управление

2.1 Социальные функции шоу программ

 

По своему обороту российский шоу-бизнес соответствует уровню бюджета небольшой европейской страны – до сотен миллиардов долларов, вращающихся в этой сфере в США, ему очень далеко.

Тем не менее шоу-бизнес находится на подъеме, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения, корректировке ценовой политики производителями и совершенствованию законодательной базы.

Шоу-бизнес в России начал свое развитие с конца 80-х годов, практически полностью вытеснив наследие советской эпохи. Действующая с 1964 года государственная фирма грамзаписи “Мелодия” потеряла свое влияние на рынке. В 1993 году был принят Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”, который регламентировал “правила игры” в отечественном шоу-бизнесе. Однако у постсоветского шоу-бизнеса были и острые проблемы (высокая роль СМИ, низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом).

Слово “шоу” означает “зрелище”, являющееся неотъемлемой частью любого празднества. Следовательно, шоу-бизнесом можно назвать коммерческую деятельность в сфере развлекательных зрелищ, т.е. это бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлением актеров, певцов и т.п. В узком смысле слова шоу-бизнесом можно назвать исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию.

К шоу-бизнесу относятся и многие другие близкие по функциональному значению виды деятельности, такие, как:

► развлекательные телепередачи;

► киноиндустрия;

► зрелищные спортивные состязания;

► конкурсы красоты;

► музыкальное радиовещание.

Следовательно, шоу-бизнес – это индустрия музыкальных и информационных программ, оптовой торговле, рекламе, коммерческой организации выступлений, торговле авторскими и смежными правами, создании рекламных роликов, фильмов, видеоклипов и многом другом.

Главным механизмом в шоу-бизнесе является рынок. Объект искусства выступает здесь как товар, а зритель – как потребитель. Идет товарно-денежный обмен, регулируемый рекламой.

Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов (“звезд”), на имиджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce – продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары.

Информация о работе Возникновение и становление шоу-бизнеса в России