Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:29, реферат
Описание работы
Современная мировая экономика в последнее время существенно изменилась. Переход от индустриального к постиндустриальному – информационному – миру, о котором много говорили западные аналитики и считали ересью советские идеологи, наконец, совершился. Его суть в том, что радикально изменилось соотношение ролей экономических агентов.
Так почему же компания оказывает
спонсорскую поддержку продюсерскому
проекту? Причин может быть несколько,
они различны, от глобальных до самых ничтожных.
Например, компания-спонсор хочет сотрудничать
с вами, потому что ваш проект показался
ей надежным и стабильным. Или потому,
что директор компании обожает слушать
такую музыку, которую вы делаете. Мотивация
определяет то, что движет организацией,
когда она оказывает спонсорскую поддержку.
Это понятие во многом пересекается с
понятием “причины”. Но разница в том,
что мотивация складывается из множества
явлений, событий, обстоятельств, сочетание
которых формирует определенное стремление
поступать так, а не иначе. Например, продюсер
когда-то работал в финансовой организации,
где у него сложились неплохие отношения
с руководством. В дальнейшем он начинает
заниматься музыкальным бизнесом и продвигать
свой проект, обращаясь за финансовой
помощью в данную организацию. А она в
этот момент, находясь на пике своего развития,
располагает резервами и может оказать
финансовую помощь. К тому же она хочет
поднять свой престиж. Здесь стечение
независимых друг от друга обстоятельств
способствует тому, что продюсер получает
спонсорскую поддержку.
Вложение фирмами и компаниями
собственных средств предполагает окупаемость
в дальнейшем расходов и получение прибыли.
Естественно, что приоритет определяется
спецификой целей, которые преследует
компания-спонсор. Помимо получения финансовой
прибыли, приоритетом может стать и эстетическое
удовлетворение, удовлетворение амбиций.
В большинстве случаев в российском
шоу-бизнесе спонсорство носит постоянный
характер и требует непрерывных вливаний.
Начинающему продюсеру очень
сложно вернуть вложенные средства по
причине отсутствия опыта, поэтому средства
на раскрутку проекта следует брать у
“проверенных людей”.
Бюджетные средства, как федеральные,
так и местные, выделяются под крупные
программы, связанные с организацией государственных
праздников (День Победы, Новый год), локальных
праздников (День города), а также в целях
частичного финансирования событий, составляющих
национальную гордость. Выделение подобных
средств происходит с согласия городских
властей или при поддержке Администрации
Президента РФ.
Подобные акции носят массовый
характер и не предполагают извлечение
прибыли. По завершении программы организатор
представляет отчет вышеперечисленным
структурам об использовании бюджетных
средств согласно фактической смете расходов
с приложением документов финансовой
отчетности (копии договоров, счетов, платежных
поручений и т.п.).
Инвесторы (банки, частный капитал),
выделяя средства, рассчитывают на возмещение
затрат и получение прибыли. В российском
шоу-бизнесе особенно ярко проявляется
синтез основных типов инвестиционных
вложений: физических, денежных и нематериальных
активов. И все же основную роль в этом
бизнесе играют профессиональное чутье
человека и его творческий потенциал.
При вложении средств в тот
или иной проект в первую очередь дается
его финансово-экономическая оценка, так
как проект должен возместить вложенные
средства за счет доходов от реализации
товаров и услуг, причем уровень прибыли
и сроки окупаемости проекта определяет
инвестор.
Достижение именно таких результатов
инвестиционных операций и является ключевой
задачей оценки финансово-экономических
параметров любого проекта в сфере шоу-бизнеса.
Однако провести такую оценку проекта
бывает очень сложно по ряду причин. Так,
сроки инвестиций могут быть разовыми
или рассчитаны на несколько лет, а это
приводит к неопределенности при оценке
всех аспектов. Поэтому в шоу-бизнесе применяется
метод инвестиционных расчетов, или дисконтирование.
Наиболее распространенным
источником финансирования являются средства
спонсоров, которым взамен предоставляется
пакет рекламных услуг.
К рекламным услугам принято
относить:
– указание спонсора в титрах
ТВ-программы, посвященной проекту;
– показ рекламного ролика
спонсора внутри программы;
– указание спонсора в печатной
продукции;
– рекламные щиты в месте проведения
программы;
– объявление ведущего со сцены
об участии той или иной фирмы в организации
и проведении программы; участие спонсора
в пресс-конференциях, посвященных данному
событию;
– упоминание о событии в газетных
и журнальных публикациях и телеэфире,
посвященных проводимому событию;
– интервью со спонсором в газетных
публикациях;
– предоставление спонсорам
VIP-билетов на все спонсируемые ими программы.
Поиск финансирования сложен,
но без участия финансового капитала не
может состояться воплощение идеи.
Процесс поиска средств достаточно
индивидуален. Крупный бизнес начинает
всерьез вкладывать деньги в социальную
сферу, когда осознает эффективность данного
проекта, ибо за этим стоит гражданское
согласие, развитие культуры производства
и потребления, т.е. более активное движение
капитала, что всегда экономически эффективно.
Сегодня важно понять, что культуре денег
не дарят, в нее вкладывают. Шоу-бизнес
не может эффективно развиваться без взаимного
сотрудничества и партнерства.
Сейчас большая доля шоу-бизнеса
спонсируется теневым бизнесом, несмотря
на то, что легальный бизнес стремится
окультурить свою деятельность. Поэтому
начинающим продюсерам и менеджерам необходимо
иметь представление о том, с кем и главное,
с чем они имеют дело. Ведь источник финансирования
зачастую связан с проблемой отдачи денег
инвестору, а, как известно, окупаются
только три из 10 проектов, курируемых даже
профессионалами. Множество случаев подтверждают
то, что надо избирательно относиться
к деньгам. Но если вы уверены в себе, то
можно рискнуть. Риск – благородное дело,
и без него не обходятся деятели шоу-индустрии.
Просто всегда надо соизмерять свои возможности.
В этом и состоит искусство
фандрайзинга, поиска финансирования.
Мерчандайзинг (от англ. merchandising
– искусство торговать) – комплекс маркетинговых
коммуникаций в розничной торговле. Мерчандайзинг
использует в основном приемы рекламы
на местах продаж и sales promotion. Основная
задача – стимулирование продавцов к
активным продажам рекламируемых товаров
и воздействию на покупателей с целью
обеспечения ими покупки.
Результатом мерчандайзинга
всегда является стимулирование желания
потребителей выбрать и купить продвигаемый
товар. Чем лучше представлен товар, тем
выше вероятность его покупки.
Мерчандайзинг является последним
шагом для достижения высокого уровня
продаж.
В шоу-бизнесе мерчандрайзингом
можно назвать систему продвижения товара,
имеющего отношение к артисту или лейблу
на месте продаж (CD, видео, майки, плакаты,
кепки и т.п.), таким образом, мерчандрайзинг
– это комплекс мероприятий, направленных
на продвижение того или иного товара,
марки, вида или упаковки. Мерчандайзинг
присутствует на программах различного
уровня: от сольных концертов на небольших
площадках (здесь в основном можно приобрести
плакаты, открытки и CD) до масштабных шоу-программ
и мюзиклов, где ассортимент дополняется
видеопродукцией (DVD), майками, кепками
и другой сувенирной продукцией.
Возникший в нашей стране шоу-бизнес
впитал в себя накопленный опыт дореволюционной
и советской эстрады, претерпев идеологический
прессинг государства; он развивается
в новых условиях, по правилам рыночных
отношений. Но тем не менее на пути развития
шоу-бизнеса в России достаточно много
преград: недостаточно разработана законодательная
база, несовершенна налоговая политика,
слабая экономика и другие проблемы. Как
писалось выше, люди здесь зарабатывают
и делают себе имя.
Рынок индустрии развлечений
сосредоточен в руках менеджеров, которые
им управляют, в то время как исполнители
являются “сырьем” для создания продуктов
индустрии развлечений с помощью кинематографа,
музыкального бизнеса и т.д.
Чем больше популярность артиста,
тем выше его гонорар. Менеджер артиста
заинтересован в создании “мегазвезды”,
для которой важна узнаваемость и популярность.
Становление “звезды” требует
вложения огромных средств для создания
имиджа, рекламы, формирования общественного
мнения путем распространения видеороликов,
аудионосителей, организации презентаций,
гастрольных туров и т.п.
Предприниматели, для того чтобы
свести к минимуму риски, создают дополнительные
производства, покрывающие издержки.
Финансовый капитал активно
воздействует на процессы, происходящие
в индустрии развлечений.
Продукция шоу-бизнеса немыслима
без осуществления организационных и
финансовых операций.
Всеми процессами шоу-бизнеса
управляют профессионалы – продюсеры,
менеджеры, юристы, промоутеры и т.д.
Шоу-бизнес выработал технологию
создания продукта (исполнителя), создавая
ему неповторимый имидж, доводя до “звездности”,
используя материальные, финансовые средства,
расширяя свой бизнес за счет других видов
коммерческой деятельности.
Шоу-бизнес является одной из
вершинных в иерархии инфраструктуры,
и с этой точки зрения он представляется
как наиболее тонкое, легко разрушаемое
и в то же время необходимое образование.
Разрушение шоу-бизнеса как части инфраструктуры
общества чревато глобальными катастрофическими
последствиями, возможно, даже большего
масштаба, чем последствия экономического
кризиса.
Стихийные преобразования в
сфере шоу-бизнеса в настоящий момент
имеют явно выраженные и позитивные, и
негативные черты, но, к сожалению, с преобладанием
последних. В нашей стране шоу-бизнес стал
одним из первых, где частный бизнес получил
наибольшее развитие. Издательский и шоу-бизнес,
туристические и коммерческие поездки
за рубеж и частные кафе, игровые автоматы
и видеотеки, компьютерные игры – вот
далеко не полный перечень форм предпринимательства,
которые за годы рыночных реформ возникли
в сфере свободного времени. В то же время
очевидно, что предпринимательством и
частным бизнесом охвачена, во-первых,
очень узкая социальная группа людей и,
во-вторых, сам перечень услуг чрезвычайно
узок. Параллельно с этим государство,
действуя по старым нормам и образцам,
пытается удержать в своих руках сферу
культуры. Продолжающийся монополизм
государства в сфере культуры и социально-экономический
кризис в стране привели к возникновению
парадоксальной ситуации. Вместо конкуренции,
дающей потребителю возможность более
широкого и свободного выбора услуг и
товаров, происходит своеобразное “выдавливание”
потребителя с этого рынка. Огромное количество
людей перестает пользоваться теми услугами,
к которым они раньше охотно обращались,
а формы и содержание все более примитивизируются.
В социальном плане такая тенденция чревата
резким снижением культуротворческого
потенциала общества. Начиная со второй
половины 80-х годов ведутся активные теоретические
и практические поиски путей преобразования
сферы культуры. Сразу же следует отметить,
что наиболее перспективными оказались
именно те разработки, которые базировались
на системо-деятельностной методологии
и проектном подходе. Многое достигнуто
в области исследования новых организационно-экономических
форм шоу-бизнеса. Однако и сейчас нельзя
еще говорить о том, что найдена адекватная
модель развития шоу-бизнеса.
Сейчас уже ни у кого не вызывает
сомнения то, что рыночная экономика предполагает
многообразие субъектов хозяйственной
деятельности, и в сфере шоу-бизнеса хозяйственное
пространство делится между частными
учреждениями. Социально-экономический
анализ специфики рынка услуг в сфере
шоу-бизнеса обнаруживает действие факторов
несовершенства рынка, которые в экономической
теории получили название ошибок рынка,
характерных для сферы шоу-бизнеса. Так,
в шоу-бизнесе нередко возникает так называемая
естественная монополия, ликвидация которой
в принципе невозможна без резкого увеличения
затрат на единицу продукции. В основе
ее формирования лежат, как правило, локальный
характер рынков, нетранспортабельность
услуг и преимущества концентраций. Например,
в небольшом населенном пункте спрос на
развлечения удовлетворяется одним-единственным
клубом, который, по сути, является естественной
монополией. Однако необходимо иметь в
виду особенности конкуренции в шоу-бизнесе,
которая осуществляется не столько между
потреблением товаров определенной группы
в рамках одного вида деятельности, сколько
за “место” в структуре шоу-бизнеса, т.е.
между предложениями по развертыванию
разных типов шоу-бизнеса. В небольшом
населенном пункте конкурентами клубу
могут быть различные формы домашнего
досуга, спортивные учреждения, отдых
на природе, на улице и т.д.
Глава 2. Российский
шоу-бизнес: структура и управление
2.1 Социальные функции
шоу программ
По своему обороту российский
шоу-бизнес соответствует уровню бюджета
небольшой европейской страны – до сотен
миллиардов долларов, вращающихся в этой
сфере в США, ему очень далеко.
Тем не менее шоу-бизнес находится
на подъеме, развиваясь благодаря росту
покупательной способности населения,
корректировке ценовой политики производителями
и совершенствованию законодательной
базы.
Шоу-бизнес в России начал свое
развитие с конца 80-х годов, практически
полностью вытеснив наследие советской
эпохи. Действующая с 1964 года государственная
фирма грамзаписи “Мелодия” потеряла
свое влияние на рынке. В 1993 году был принят
Закон Российской Федерации “Об авторском
праве и смежных правах”, который регламентировал
“правила игры” в отечественном шоу-бизнесе.
Однако у постсоветского шоу-бизнеса были
и острые проблемы (высокая роль СМИ, низкий
профессионализм исполнителей, абсолютное
доминирование продюсера над артистом).
Слово “шоу” означает “зрелище”, являющееся
неотъемлемой частью любого празднества.
Следовательно, шоу-бизнесом можно
назвать коммерческую деятельность в
сфере развлекательных зрелищ, т.е. это
бизнес, связанный с организацией и проведением
зрелищных представлений, выступлением
актеров, певцов и т.п. В узком смысле слова шоу-бизнесом можно
назвать исполнение музыкальных номеров,
рассчитанных на массовую аудиторию.
К шоу-бизнесу относятся и многие
другие близкие по функциональному значению
виды деятельности, такие, как:
► развлекательные телепередачи;
► киноиндустрия;
► зрелищные спортивные состязания;
► конкурсы красоты;
► музыкальное радиовещание.
Следовательно, шоу-бизнес –
это индустрия музыкальных и информационных
программ, оптовой торговле, рекламе, коммерческой
организации выступлений, торговле авторскими
и смежными правами, создании рекламных
роликов, фильмов, видеоклипов и многом
другом.
Главным механизмом в шоу-бизнесе
является рынок. Объект искусства выступает
здесь как товар, а зритель – как потребитель.
Идет товарно-денежный обмен, регулируемый
рекламой.
Шоу-бизнес основан на эксплуатации
популярности выдающихся исполнителей
и артистов (“звезд”), на имиджмейкерстве
(создании имиджа) как разновидности предпринимательской
деятельности. Главным лицом становится
не артист, а продюсер (от англ. produce – продавать),
который не только финансирует проекты,
но и диктует артистам имидж и репертуар,
подбирает техническое обеспечение, ведет
переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают
как наемные работники, подчиняющиеся
указаниям предпринимателя-продюсера
и получающие, как правило, не слишком
высокие гонорары.