Возникновение и становление шоу-бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 10:29, реферат

Описание работы

Современная мировая экономика в последнее время существенно изменилась. Переход от индустриального к постиндустриальному – информационному – миру, о котором много говорили западные аналитики и считали ересью советские идеологи, наконец, совершился. Его суть в том, что радикально изменилось соотношение ролей экономических агентов.

Файлы: 1 файл

шоу бизнес.docx

— 77.26 Кб (Скачать файл)

Каждая акция шоу-бизнеса – это огромный фронт работ. К выходу альбома обычно приурочивают концертное турне, выход сингла и видеоклипа, производство сувенирной продукции для продажи во время концертов, дается реклама на радио и телевидении. Выпадение одного из этих элементов рекламной кампании ставит под сомнение успех всей задуманной программы в целом.

Но чтобы много зарабатывать, надо много вкладывать. В связи с этим идет большой разрыв в популярности и доходах артистов “первого эшелона” и остальными. Раньше популярность мало влияла на зарплату. Сейчас же успех все больше становится зависимым не от таланта того или иного исполнителя, а от целенаправленных инвестиций.

Все чаще появляются новые исполнители, российские “звезды” делают активные шаги в сторону продвижения на западный рынок.

В советские времена организация зрелищных мероприятий находилась под строгим контролем государственных структур, таких, как Госконцерт и Москонцерт, сдавших свои позиции, выпустив на рынок частных предпринимателей.

На данный момент в России действуют уже практически все мировые звукозаписывающие лейблы: Universal, EMI, Sony, BMG, Warner, в последнее время заключающие контракты и с российскими исполнителями.

Как и положено по правилам индустрии развлечений, киты, на которых держится шоу-бизнес, работают в тесном сотрудничестве: телевидение, звукозаписывающие лейблы, радиостанции, компании по организации концертов. Здесь нет места мелким компаниям. Все они либо постепенно исчезают, либо покупаются более крупными, которые все плотнее занимают рыночные ниши, где не остается места новичкам.

Крупные медиакомпании

АРС

Этой компанией руководит композитор и бизнесмен Игорь Крутой. Она занимается практически всеми направлениями шоу-бизнеса – менеджментом артистов, организацией концертов и радиовещанием. С АРС работают Валерий Леонтьев, Александр Серов, Борис Моисеев, Лайма Вайкуле, Ирина Аллегрова, “Дискотека Авария” и “Премьер-министр”. У АРС есть собственная радиостанция – музыкальное Love Radio.

“ЛогоВАЗ – News Corporation”

Компания, управляющая медиаактивами бывшего депутата Госдумы Бориса Березовского, была создана им на паях с австралийским предпринимателем Рупертом Мердоком. В нее входят две развлекательные радиостанции – “Наше радио” и радио Ultra. “Наше радио” открылось в декабре 1998 года, Ultra – в ноябре 2000 г. Форматы, выбранные для этих радиостанций, с коммерческой точки зрения не самые удачные. У первой это русский рок, у второй – альтернативная музыка. Программы для радиостанций делает компания UltraProduction, также входящая в “ЛогоВАЗ – News Corporation”.

“ЛогоВАЗ – News Corporation” включает в себя и фирму грамзаписи Real Records. На рынке она заняла место закрывшейся дочерней компании Общественного российского телевидения “ОРТ рекордс”. Сейчас Real Records работает с Алсу (в рамках ее русскоязычного творчества), Земфирой и группой “ЧайФ”.

“Альфа-групп”

Главным и единственным конкурентом российского MTV является принадлежащий “Альфа-групп” телеканал “Муз-ТВ”. Его рейтинги чуть ниже, чем у MTV, но зато более развита региональная сеть вещания.

“Русская медиагруппа”

Самый известный проект, принадлежащий ЗАО “Русская медиагруппа” (РМГ), – это “Русское радио”, самая популярная радиостанция в России. Помимо “Русского радио” РМГ принадлежат “Радио Монте-Карло”, “Динамит-FM”, “Радио Танго” и “Русское радио-2”.

В РМГ также входят фирма грамзаписи “Граммофон рекордс” и структуры, занимающиеся гастролями российских артистов у себя на родине и за рубежом. Каждый год под эгидой “Русского радио” в Кремле при участии практически всех звезд российской эстрады проходит церемония вручения премий “Золотой граммофон”.

Контроль над такой огромной частью эфира (“Русское радио” можно слышать практически по всей России) автоматически делает владельцев “Русской медиагруппы” влиятельнейшими людьми в российском шоу-бизнесе.

SAV Entertainment

Последние годы именно эта компания занимает первое место среди фирм-организаторов российских гастролей западных артистов. Благодаря усилиям SAV в Россию приезжали Дайана Росс, Элтон Джон, Стинг, Брайан Ферри, “Depeche Mode”, “Offspring”, Эрик Клэптон, “Scorpions”, участница “Spice Girls” Мел, Си, Yes, Брайан Адамс, “Prodigy” (беспрецедентный бесплатный концерт на Манежной площади) и многие другие.

Впрочем, у SAV Entertainment есть и вполне процветающие конкуренты. В послужном списке “Русской академии развлечений” (бывшего “Агентства Андрея Агапова”) – российские гастроли Энрике Иглесиаса, Эроса Рамазотти, Мэрилина Мэнсона и других.

Компания TCI специализируется на “тяжелой” музыке

Самый крупный ее успех – концерт в “Лужниках” немецкой группы “Rammstein”, вызвавший большие опасения в возникновении массовых беспорядков и потребовавший беспрецедентных мер безопасности. Кроме того, TCI первой рискнула не ограничивать гастрольный график западных звезд Москвой и Санкт-Петербургом, а в разное время провезла группы “Nazareth”, “Deep Purple” и певицу Сэм Браун по нескольким российским городам. Последние два года очень активно работает компания JSA, расширившая свою деятельность от технического обеспечения концертов до их организации. В послужном списке JSA – российские концерты “Roxette”, Элиса Купера, “Guano Apes”, “Muse” и др.

Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо при удачном для них раскладе скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам.

Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998 года. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а фирмы грамзаписи либо обанкротились, либо свели свою деятельность к минимуму. Сейчас происходят обратные процессы, однако проблемы остаются.

Так, с ростом общих объемов продаж растет и объем пиратской продукции. По оценкам IFPI (Международной ассоциации производителей фонограмм), в 2001 году в России доля пиратской продукции на аудиорынке составила 64%, а потери правообладателей оцениваются по-разному, достигая $550 млн. Было продано 42 млн. пиратских компакт-дисков и 154 млн. пиратских компакт-кассет на сумму около $250 млн. Правда, если на рынке компакт-дисков уровень пиратства вырос (причиной тому – увеличение мощностей отечественных заводов по их производству и неэффективная система, предписывающая наклеивать на легальную продукцию специальные марки), то на рынке аудиокассет динамика обратная (по оценкам экспертов, это происходит из-за более разумной репертуарной и ценовой политики крупных легальных фирм).

Все большую активность развивают на российском аудиорынке представительства пяти крупнейших западных фирм грамзаписи, или, как их еще называют, мейджоров: EMI,Warner, BMG, Sony и Universal.

Кроме того, эксперты отмечают возрастающую активность региональных компаний, занимающихся аудиобизнесом. Особое место занимает фирма “Русский звук”, в которую вошли компании из Переяславля-Залесского, Казани, Санкт-Петербурга, Минеральных Вод, Ростова-на-Дону и Новосибирска. Создание в регионах более упорядоченной системы продаж легальной аудиопродукции должно самым благотворным образом сказаться на увеличении доли лицензионных компакт-дисков и кассет. Это тем более важно, что тиражи дисков до сих пор остаются не слишком большими. В России очень немногие записи сейчас продаются в количестве более 100 тыс. копий. А такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в России.

Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских звезд проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. С гастролями западных знаменитостей тоже все хорошо – концерты на больших площадках сейчас проходят несколько раз в месяц. Российским промоутерам по силам было привезти в страну звезд самой первой величины, таких, как Мадонна или Пол Маккартни.

Что касается тесно связанных с шоу-бизнесом СМИ, то их вряд ли ожидают большие перемены. Слабые игроки успешно вытеснены сильными. В последние годы были закрыты такие нерентабельные радиостанции, как “Радио Рокс”, “Радио Надежда”, “Радио НСН”, “Станция”. А пришедшие на их место крупные холдинги заботятся в первую очередь о доходах от рекламы, а не о воспитании хорошего музыкального вкуса у радиослушателей.

В целом российский шоу-бизнес находится на подъеме по всем параметрам, кроме одного. Для Запада он представляет интерес лишь как импортер музыкальной продукции и ее исполнителей. Многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчиваются провалом. А единственный прорыв – третье место в списке лучших песен Великобритании ростовской техно-группы ППК – является, скорее всего, лишь единичным случаем, повторение которого маловероятно (Яроцкий Юр. Краткая история развития шоу-бизнеса России//Коммерсант – Власть. 2004. 19 февраля.).

Возникший шоу-бизнес в нашей стране впитал в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства; он развивается в новых условиях, по правилам рыночных отношений.

Опыт зарубежного шоу-бизнеса показал, что практика его организации многогранна и зависит от многих факторов:

• достижения определенного уровня развития социальной культуры, элементом которой является социальное равенство;

• социальной защищенности граждан, наличия у них определенных социальных гарантий;

• условий для свободного развития личности;

• достаточно высокого уровня политической культуры;

• высокого уровня управленческой культуры, главное внимание которой обращается на человеческий или социальный аспект управления.

В процессе управления в сфере шоу-бизнеса используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить выполнение процедур и операций, необходимых для функционирования шоу-бизнеса.

Современная индустрия развлечений, которая постоянно находится в движении, в поиске новых форм, в реализации своей продукции, без чего невозможен прогресс в шоу-бизнесе.

Коммерческий сектор целиком зависит от социально-культурных, досуговых потребностей. Он достаточно оперативно улавливает колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить экономически выгодные варианты. Именно этим объясняется огромное разнообразие современных коммерческих самоокупаемых досуговых центров, TV-программ, устроение безошибочных концертных проектов, гастрольных туров, рассчитанных на самые разносторонние интересы.

В шоу-бизнесе долговременного успеха можно добиться лишь постоянно используя эффективное управление. Управление в шоу-бизнесе носит название “менеджмент”, который представляет собой:

• умение достигать постоянной цели – чтобы добиться успеха, надо знать, как это сделать, и уметь применить свои знания на практике;

• возможность достигать желаемого результата;

• способность верно ставить цель, в противном случае теряет смысл и первое, и второе.

Продюсер постоянно находится в контакте с большим количеством людей. Здесь он в первую очередь является дипломатом. Важно, чтобы каждый факт общения рассматривался как реализованная или упущенная возможность завоевать их доверие.

Особое значение приобретает технология общения. Сейчас оно может иметь различные формы, каждая из которых несет свои правила, формулы успеха. Это прямое общение при встрече партнеров, общение по телефону, переписка по электронной почте.

Продюсер в ходе деятельности контактирует с руководителями различного ранга. В этих случаях он выступает как дипломат, предприниматель, исследователь-прогнозист. Этические рамки определяются здесь профессиональным этикетом, заключающимся в том, что продюсер должен выражать свои мысли четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов, сочетать экономические интересы организации с нравственными принципами общества.

Работая над созданием музыкального проекта, продюсер участвует в отношениях типа “руководитель – подчиненный”, предполагающих исполнение управленцем таких ролей, как лидер, руководитель, наставник, и использование трех форм управленческого общения: субординационной, служебно-товарищеской и дружеской.

В отношениях типа “продюсер – артист” ему следует быть честным и порядочным, что предполагает соблюдение норм общечеловеческой морали, которые являются фундаментом межличностных отношений. Продюсер должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личностей, создать в коллективе атмосферу взаимопонимания и уважения.

Один из важнейших аспектов этики продюсера – справедливость, обозначающая сугубо объективное отношение к личностно-деловым качествам починенного и соответствующую оценку его деятельности.

Если возникают претензии к какому-либо из участников проекта, то продюсер должен конфиденциально довести это до адресата.

В общении с командой следует соблюдать деликатность, тактичность, справедливость.

Но нельзя становиться “своим” среди подчиненных, необходимо сохранять свой авторитет. Продюсер прежде всего – это лидер.

Итак, по определению Олега Нестерова, президента ПЦ “Снегири”, продюсер это:

► штурман самолета, у которого есть карта, и он знает, куда лететь;

► депутат со стороны общества, который находится с артистом везде – на записи, фото-сессии и т.п. – и знает, что сегодня нужно народу;

► сапер, который делает ошибку один раз;

► еще и отец, и брат артиста, потому что артиста нужно любить, ведь у него от этого чувства появляются крылья. Если же любовь к артисту отсутствует, много времени и денег уйдет в песок.

Помимо несовершенных законодательных государственных активов в сфере шоу-бизнеса большую сложность для его развития представляет руководство местных органов власти, которые не только выпускают дополнительные распоряжения, но и стараются контролировать деятельность фирм, а также воздействовать на них путем принятия всевозможных разрешений или ограничений. Следовательно, управленческая деятельность в сфере шоу-бизнеса зависит от комплекса объективных и субъективных факторов.

Расширение рынка для управленца в сфере шоу-бизнеса означает расширение деятельности организации, ее многоплановости, рождение новых идей, создание оригинальных разработок. В лексиконе управленцев и исполнителей шоу-бизнеса прочно обосновалось понятие “тусовка”, т.е. среда, в которой общаются представители всех профессий шоу-бизнеса и которая дает возможность установления межличностных контактов, знакомств, обмена информацией. Именно на “тусовке” рождаются многие идеи, порой кажущиеся неосуществимыми, но которые стимулируют творческий потенциал любого исполнителя. Подав идею, выработав концепцию проекта, а также систему воплощения, менеджер или продюсер создает композицию, которая помогает определить пути реализации идеи, проекта. Процесс реализации идеи в шоу-бизнесе предусматривает контакт с представителями других профессий шоу-бизнеса и взаимодействие с ними в реализации проекта.

Информация о работе Возникновение и становление шоу-бизнеса в России