Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:19, контрольная работа
Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Введение.
Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Ме́неджмент (от англ. management – управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть) — означает разработку (моделирование), создание, максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.
К
концу XIX – началу XX в. появились
первые работы, в которых была сделана
попытка научного обобщения накопленного
опыта и формирования основ науки
менеджмента. Это было ответом на
потребности промышленного
Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.
Во
многом это было предопределено потребностями
капиталистического общества. Разделение
труда привело к тому, что производство
стало очень сложным, а следовательно,
усложнились и механизмы
Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.
Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародилось искусство и наука управления. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
Основные
этапы развития менеджмента зарождались
ещё с древних времён. Даже в
самих древних обществах
Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках датированных третьим тысячелетием до нашей эры записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления По археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций даже до исторические люди часто жили организованными группами. Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, что описаны в нашей школе. Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова.
Рассматривая
основные этапы развития менеджмента
как развитие теории и практики управления,
выделяют несколько исторических периодов.
Первый этап развития менеджмента:
I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.
Примерно
в 9-7 тысячелетии до н.э. в ряде мест
Ближнего Востока произошел переход
от присваивающего хозяйства (охоты, сбора
плодов и т.п.) к принципиально
новой форме получения
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).
Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Приведенные
материалы не охватывают всех событий
и дат, которые так или иначе
характеризуют процесс
Второй этап развития менеджмента.
II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890).
Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый
переворот в теории и практике
управления связан с созданием и
использованием вычислительной техники.
В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж
разработал проект "аналитической
машины" - прообраз современной цифровой
вычислительной техники, с помощью
которой уже тогда
Третий этап развития менеджмента.
III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960).
Наука
менеджмент, как наука об управлении
находится в постоянном движении.
Формируются новые направления,
школы, течения, изменяется и совершенствуется
научный аппарат, наконец, меняются
сами исследователи и их взгляды.
С течением времени менеджеры
изменяли ориентиры от потребностей
своей конкретной организации на
изучение сил управления, действующих
в их окружении. Некоторые из них
решали свои управленческие проблемы
теми способами, которые, казалось, срабатывали
и в прошлые периоды. Другие исследователи
искали более систематизированные
подходы к управлению. Их индивидуальные
успехи и провалы могут дать ценные
уроки для сегодняшних
В
сущности, то, что мы сегодня называем
менеджментом, зародилось во времена
промышленной революции в XIX в. Возникновение
фабрики как первичного типа производства
и необходимость обеспечения
работой больших групп людей
означали, что индивидуальные владельцы
больше не могли наблюдать за деятельностью
всех работников. Для этих целей
обучали лучших работников - обучали
для того, чтобы они могли представлять
интересы владельца на рабочих местах.
Это и были первые менеджеры. Управление
было признано самостоятельной областью
деятельности только в двадцатом
веке.
Четвертый этап развития менеджмента.
IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
Более поздние теории управления разработаны в основном представителями количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы.
Главная идея системной теории управления состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.
На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).
В
70-е гг. появилась идея открытой системы
управления. Организация как открытая
система имеет тенденцию
Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):
С
точки зрения экономики организации
наиболее существенные в научно-методическом
плане результаты были получены в
рамках ситуационного подхода. Суть
ситуационного подхода состоит
в том, что формы, методы, системы,
стили управления должны существенно
варьироваться в зависимости
от сложившейся ситуации, т.е. центральное
место должна занимать ситуация. Это
конкретный набор обстоятельств, которые
сильно влияют на организацию в данное
конкретное время. Другими словами,
суть рекомендаций по теории системного
подхода состоит в требовании
решать текущую, конкретную организационно-управленческую
проблему в зависимости от целей
организации и сложившихся
Информация о работе Возникновение теории менеджмента и практики управления