Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:19, контрольная работа
Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
Ситуационный
подход внес большой вклад в развитие
теории управления. Он содержит конкретные
рекомендации, касающиеся применения
научных положений к практике
управления в зависимости от сложившейся
ситуации и условий внешней и
внутренней среды организации. Используя
ситуационный подход, менеджеры могут
понять, какие методы и средства
будут наилучшим образом
Основателем
научного менеджмента по праву считается
Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915).
Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим,
что, несомненно, повлияло на его представление
об управлении организацией. Начав жизнь
с простого рабочего - ученика в механической
мастерской, он вырос до главного инженера
завода.
Уйдя из компании он пропагандирует "научный
менеджмент", открывает собственную
консультативную фирму, становится держателем
акций крупных компаний.
Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда.
Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.
Во-вторых,
администрация производит на основе
научно установленных признаков
тщательный отбор рабочих, а затем
обучает и развивает
В-третьих, администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия принципов отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
В-четвертых,
устанавливается почти
Все эти принципы осуществлялись применительно к отдельному предприятию. Вся система была направлена на рационализацию труда. Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора:
Разработанный
Тейлором аналитический метод
Выявление экономичных движений и устранение излишних дало возможность установить высокие нормы выработки, приведшие к резкой интенсификации труда. Управление приспосабливалось к сложным условиям производства и ставило своей целью изменять и улучшать эти условия. Планирование вменялось в качестве обязательной деятельности на предприятии, что позволяло его непрерывно совершенствовать.
К дальнейшей рационализации управленческого труда привело его разделение на составные элементы: определение цели, подготовка средств, использование средств и контроль.
Тейлор исходил из того, что организация труда предполагает выработку многочисленных правил, закономерностей, формул, которые заменяют собой личные суждения рабочего. Проведенные эксперименты дали необходимые данные для формализации процесса труда. Для более жесткой его организации были введены карты-инструкции. Одним из условий слаженности всей организационной системы выдвигалось строгое соподчинение по вертикали.
Чтобы
материально заинтересовать всех рабочих
в выполнении и перевыполнении высокой
нормы, Тейлор разработал специальную
систему сдельной заработной платы,
в соответствии с которой рабочие,
выполнившие и перевыполнившие
норму, оплачивались по повышенным против
обычных тарифным ставкам и расценкам,
а рабочие, недовыполнившие норму
(хотя бы на долю процента), оплачивались
по пониженным (как правило, на 20-30%)
ставкам, то есть подвергались штрафу.
Тейлоризм предусматривал также
определённое чередование элементов
труда и отдыха. Тейлор рекламировал
введение им регламентированного отдыха
как показатель гуманности и научности
его методов: в действительности
это служило поддержанию
Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В истории научного управления не учитывались мотивы поведения социальных групп и психология рабочего. Видимо, это было результатом того, что специальными социологическими и психологическими исследованиями Тейлор не занимался.
Вместе
с тем одним из принципов научной
организации труда он выдвинул «тесное
сотрудничество администрации и
рабочих», что основывалось на учете
социального состояния и
С первых же дней
внедрения система встретила
сопротивление рабочих, что мешало
установлению взаимного доверия
между рабочими и предпринимателями.
Однако тейлоризм постепенно начал
распространяться на промышленных предприятиях
США, а затем и в других капиталистических
странах.
В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:
На
каждом этапе становления
Целью данной работы является
подробное изучение
Актуальность
проблем организационного управления
обусловлена возможностью повышения
отдачи на вложенные ресурсы путем
совершенствования способа их соединения,
т.е. организационной структуры. В
этой связи к исторически первой
модели трех факторов производства (земля,
труд, капитал) добавляется четвертый
– предпринимательские
Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.
По мнению американских
Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.
В отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном, вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.
Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Основные функции предприятия.
Файоль утверждал: управлять – значит, вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных групп операций управленческой деятельности:
Эти шесть
групп деятельности будут
Элементы процесса управления.
Файоль
впервые предложил
Планирование - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов. По словам Файоля, предвидеть – означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать. Предвидение составляет наиболее значительную часть управления.
Информация о работе Возникновение теории менеджмента и практики управления