Возникновение теории менеджмента и практики управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 58.75 Кб (Скачать файл)

Ситуационный  подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся  ситуации и условий внешней и  внутренней среды организации. Используя  ситуационный подход, менеджеры могут  понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации. 

  1. Школа научного управления: возникновения тейлоризма и его сущность.
 

       Основателем научного менеджмента по праву считается  Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 - 21.03.1915). Тейлор начинал свою карьеру простым рабочим, что, несомненно, повлияло на его представление об управлении организацией. Начав жизнь с простого рабочего - ученика в механической мастерской, он вырос до главного инженера завода.  
Уйдя из компании он пропагандирует "научный менеджмент", открывает собственную консультативную фирму, становится держателем акций крупных компаний.

    Тейлор  выдвинул четыре основные черты научной организации труда.

       Во-первых, администрация берет на себя выработку  научного фундамента, заменяющего старые традиционные и сугубо практические методы для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.

       Во-вторых, администрация производит на основе научно установленных признаков  тщательный отбор рабочих, а затем  обучает и развивает способности  каждого отдельного рабочего, в то время как ранее рабочий сам  выбирал себе специальность и  сам обучался так, как умел.

       В-третьих, администрация осуществляет доверительное  сотрудничество с рабочими в целях  достижения соответствия принципов  отдельных отраслей производства научным  принципам, которые были ею ранее  выработаны.

       В-четвертых, устанавливается почти равномерное  распределение труда и ответственности  между администрацией предприятия  и рабочими. Администрация выполняет  те виды труда, для которых она  лучше приспособлена, чем рабочие, тогда как ранее почти весь труд и большая часть ответственности  были возложены на рабочих.

       Все эти принципы осуществлялись применительно  к отдельному предприятию. Вся система  была направлена на рационализацию труда. Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора:

  • Расчленение производственных операций на составные элементы.
  • Управление — активный фактор производства.
  • Разделение труда непосредственно в сфере управления.
  • Выделение планирования в качестве особой функции управления.
  • Принцип принудительной централизации орудий труда, технологических процессов, а также условий и методов труда.
  • Введение карт-инструкций.
  • Введение высоких научно обоснованных норм.
  • Введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки.
  • Строгое иерархическое подчинение.
  • Тесное сотрудничество администрации и рабочих.

       Разработанный Тейлором аналитический метод нормирования труда основан на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определённых операций и видов работ  с помощью хронометражных наблюдений. Этот метод сводится к расчленению  всех трудовых операций на простые  трудовые действия и приёмы, к устранению излишних и бесполезных, к изучению способов выполнения самыми квалифицированными рабочими отдельных элементов работы и отбору наиболее быстрых и удачных. При установлении нормы выработки  Тейлор выбирал наиболее физически  сильного, ловкого и искусного  рабочего, предварительно обученного самым совершенным методам труда. Показатели выработки этого рабочего, зафиксированные поэлементно с  помощью хронометражных наблюдений, устанавливались в качестве нормы, обязательной для выполнения всеми  рабочими.

       Выявление экономичных движений и устранение излишних дало возможность установить высокие нормы выработки, приведшие  к резкой интенсификации труда. Управление приспосабливалось к сложным  условиям производства и ставило  своей целью изменять и улучшать эти условия. Планирование вменялось  в качестве обязательной деятельности на предприятии, что позволяло его  непрерывно совершенствовать.

       К дальнейшей рационализации управленческого  труда привело его разделение на составные элементы: определение  цели, подготовка средств, использование  средств и контроль.

       Тейлор  исходил из того, что организация  труда предполагает выработку многочисленных правил, закономерностей, формул, которые  заменяют собой личные суждения рабочего. Проведенные эксперименты дали необходимые данные для формализации процесса труда. Для более жесткой его организации были введены карты-инструкции. Одним из условий слаженности всей организационной системы выдвигалось строгое соподчинение по вертикали.

       Чтобы материально заинтересовать всех рабочих  в выполнении и перевыполнении высокой  нормы, Тейлор разработал специальную  систему сдельной заработной платы, в соответствии с которой рабочие, выполнившие и перевыполнившие  норму, оплачивались по повышенным против обычных тарифным ставкам и расценкам, а рабочие, недовыполнившие норму (хотя бы на долю процента), оплачивались по пониженным (как правило, на 20-30%) ставкам, то есть подвергались штрафу. Тейлоризм предусматривал также  определённое чередование элементов  труда и отдыха. Тейлор рекламировал введение им регламентированного отдыха как показатель гуманности и научности  его методов: в действительности это служило поддержанию высокой  интенсивности труда рабочих  на протяжении всего рабочего дня.

       Тейлоризм в какой-то мере игнорировал рабочего как личность. В истории научного управления не учитывались мотивы поведения  социальных групп и психология рабочего. Видимо, это было результатом того, что специальными социологическими и психологическими исследованиями Тейлор не занимался.

       Вместе  с тем одним из принципов научной  организации труда он выдвинул «тесное  сотрудничество администрации и  рабочих», что основывалось на учете  социального состояния и интересов  групп и личности работающих. Социальные интересы он учитывал в своих принципах  организации. По мнению Тейлора, они  служили сглаживанию противоречий между предпринимателями и рабочими.

С первых же дней внедрения система встретила  сопротивление рабочих, что мешало установлению взаимного доверия  между рабочими и предпринимателями. Однако тейлоризм постепенно начал  распространяться на промышленных предприятиях США, а затем и в других капиталистических странах.  

  1. Административная школа менеджмента.

В истории управления выделяют следующие школы менеджмента:

  • рационалистическая школа управления;
  • классическая (административная) школа;
  • школа человеческих отношений;
  • бихевиористская школа;
  • школа принятия управленческих решений.

       На  каждом этапе становления управленческой мысли открывались новые идеи, выявлялись закономерности; акценты  переносились с технологических  процессов на человеческие отношения. Человек в организации рассматривался  и как элемент системы,  и как неповторимая индивидуальность со своими потребностями и социальными проблемами. Но в самом начале становления науки менеджмента внимание исследователей устремлялось на процесс управления предприятием в целом. Созданная  А. Файолем административная школа менеджмента, отвечая на требования времени, изучила управление на предприятии как систему, сделав администрирование объектом внимания науки.        

         Целью данной работы является  подробное изучение исследований  представителей административной школы; рассмотрение основных концепций теории  администрации, их значение и актуальность в настоящее время.

       Актуальность  проблем организационного управления обусловлена возможностью повышения  отдачи на вложенные ресурсы путем  совершенствования способа их соединения, т.е. организационной структуры. В  этой связи к исторически первой модели трех факторов производства (земля, труд, капитал) добавляется четвертый  – предпринимательские способности, которые в широком смысле можно  трактовать как выгодные свойства организационной  структуры производственного процесса. Оказалось, что за счет совершенствования  организационной структуры можно  извлекать прибавочную стоимость  дополнительно к результатам  использования других факторов производства, причем не только не повышая, но иногда и снижая интенсивность их использования.

       Разработка  проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая  свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых  для эффективного управления компанией.         

         По мнению американских историков  менеджмента, Файоль является  наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем  главным образом связано возникновение административной школы.

       Обобщая свои многолетние наблюдения, Файоль создал «теорию администрации» и достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

       В отличие от школы научного управления, занимавшейся, в основном, вопросами  рациональной организации труда  отдельного рабочего, представители  классической школы занялись разработкой  подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Данный подход объясняется тем, что Файоль и  его последователи имели опыт работы в качестве руководителей  высшего звена управления в большом  бизнесе.

       Целью административной школы Файоля было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.

Основные  функции предприятия.

Файоль утверждал: управлять – значит, вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов. Понятие «управление», по его мнению, объединяет в себе шесть основных групп операций управленческой деятельности:

  • техническая и технологическая деятельность (производство, обработка, применение);
  • коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);
  • финансовая деятельность (поиски и оптимальное использование капитала).
  • обеспечение безопасности (защита собственности и людей);
  • учетная деятельность (инвентаризация, балансовый отчет, издержки, статистика);
  • административная деятельность (планирование, организация, распоряжение, координация, контроль).
 

         Эти шесть  групп деятельности будут присутствовать  во всех сферах бизнеса, но  в различной степени. При этом  управление будет занимать значительное  место в деятельности высшего  управленческого персонала и  значительно меньшее (или вообще  отсутствовать) в деятельности  персонала, непосредственно занятого  в производстве, или младшего  управленческого персонала. «Органом  и инструментом административной  функции  служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал». Санкции Файоль рекомендует использовать как основной способ управленческого воздействия.

Элементы  процесса управления.   

       Файоль  впервые предложил рассматривать  собственно управление как особый вид  деятельности и, соответственно, как  отдельный объект исследования, чего никто до него не делал. Он выделил  пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции  администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и  контроль.

       Планирование - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. При этом важно, чтобы не только планировались общие цели, но и обозначались этапы их достижения, обосновывались ресурсные возможности для достижения целей и обеспечения выполнения нормативов.  По словам Файоля, предвидеть – означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать. Предвидение составляет наиболее значительную часть  управления.  

Информация о работе Возникновение теории менеджмента и практики управления