Возрастание значения организационных проблем по мере увеличения размеров предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проблемную модель организации, внешние и внутренние причины проблем и кризисов на предприятии, раскрыть суть конфликтов на предприятии, предложить свои методы решения проблем, конфликтов и кризисов. В соответствии с целью можно определить следующие задачи исследования: 1. Описать проблемную модель организации. 2. Сформулировать развитие представлений о конфликте и его роли в организации.
3. Изучить процесс возникновения и развития конфликта, привести способы выхода из конфликтной ситуации.
4. Дать определение кризиса на предприятии; изучить виды и стадии кризиса на предприятии. Проанализировать предпосылки и факторы возникновения кризиса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы возрастания организационных проблем……………5
1.1 . Проблемная модель организации по В.Ю. Франчук……………………..5
1.2. Конфликтность в организации…………………………………………….. 6
1.2.1. Развитие представлений о конфликте и его роли в организации…........6
1.2.2. Классы конфликтов………………………………………………………..7
1.2.3. Стадии конфликта…………………………………………………………..7
1.3. Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии.........................9
1.3.1.Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии……………………........11
1.3.2. Виды кризиса…………………………………………………………........12
1.3.3.Основные стадии развития кризиса………………………………….........12
1.3.4.Фазы кризиса…………………………………………………………..........12
2. Анализ проблем и конфликтов на примере организации……………………..15
2.1. Характеристика организации ЗАО «Дальмебедь»………………………..15
2.1.1. Организационная структура ЗАО «Дальмебедь»……………………….17
2.2. Организационные проблемы и конфликты ЗАО «Дальмебель»…………19
2.3. Предложения и возможные пути решения проблем и конфликтов……..23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая чистовик 1.docx

— 83.34 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

          Кафедра «Менеджмент»

 

 

Курсовая работа на тему

«Возрастание значения организационных  проблем по мере увеличения

размеров предприятия»

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила студентка 313 группы:

                                                                          Медведева А.С.

                                                                          Проверил преподаватель:

                                                                          Бондаренко Л.И.

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск, 2013 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………3

1.Теоретические основы возрастания организационных проблем……………5

    1. . Проблемная модель организации по В.Ю. Франчук……………………..5

 1.2. Конфликтность в организации…………………………………………….. 6

 1.2.1. Развитие представлений о конфликте и его роли в организации…........6

   1.2.2. Классы конфликтов………………………………………………………..7

   1.2.3. Стадии конфликта…………………………………………………………..7

   1.3. Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии.........................9

   1.3.1.Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии……………………........11

   1.3.2. Виды кризиса…………………………………………………………........12

   1.3.3.Основные стадии развития кризиса………………………………….........12

   1.3.4.Фазы кризиса…………………………………………………………..........12

2. Анализ проблем и конфликтов на примере организации……………………..15

2.1. Характеристика организации ЗАО «Дальмебедь»………………………..15

    2.1.1. Организационная структура ЗАО «Дальмебедь»……………………….17

    2.2. Организационные  проблемы и конфликты ЗАО «Дальмебель»…………19

    2.3. Предложения  и возможные пути решения проблем  и конфликтов……..23

Заключение…………………………………………………………………………27

Список используемой литературы………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время значительное число предприятий и компаний переживают не лучшее время: конкуренция  возрастает, многие проблемы системы  управления становятся критичными для деятельности компании, проблемы и конфликты возрастают с ростом предприятия. Борьба предприятий за выживание в кризисных и проблемных, конфликтных условиях требует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов,  обычно некоторые проблемы одновременно являются причинами других проблем и являются первыми шагами к возникновению конфликта внутри предприятия, а также проблемы несут развитие кризиса на предприятии.

Предприятие - это некоторое  относительно обособленное структурное  звено в общей экономической  системе. Критериями такого обособления  являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование  внутренней и внешней среды), наличие  специализированных информационных структур, возможность выделения для предприятия  общего результата работы. В качестве предприятия может рассматриваться  отдельная фирма, организация, акционерное  общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.)

Очень важными в решении  проблем управления являются следующие  вопросы: в какие периоды развития и увеличения размеров предприятия может возникнуть в нем и получить развитие кризис; насколько опасность возникновения кризиса определяется рискованным изменением самого предприятия и как это может быть связано с развитием экономической среды, в которой функционирует рассматриваемое предприятие, весомость проблемы для предприятия и её последствия.

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд  различных теорий, объясняющих причины  экономических проблем, конфликтов и кризисов. 

Ввиду тяжелых общеэкономических  условий в нашем государстве  на современном этапе развития, вызванных, помимо всего прочего, негативным влиянием мирового финансового кризиса, достаточно большая часть отечественных  предприятий имеют проблемы с  платежеспособностью, некоторые из них стоят на грани банкротства, а значительное количество уже обанкротилось. Поэтому именно сегодня растет актуальность темы курсовой работы, а именно исследование причин и возможность диагностики проблем и кризиса, конфликтов на предприятии.

        Цель курсовой работы: изучить проблемную модель организации, внешние и внутренние причины проблем и кризисов на предприятии, раскрыть суть конфликтов на предприятии, предложить свои методы решения проблем, конфликтов и кризисов.

В соответствии с целью  можно определить следующие задачи исследования: 

  1. Описать проблемную модель организации.
  2. Сформулировать развитие представлений о конфликте и его роли в организации.
  3. Изучить процесс возникновения и развития конфликта, привести способы выхода из конфликтной ситуации.
  4. Дать определение кризиса на предприятии; изучить виды и стадии кризиса на предприятии. Проанализировать предпосылки и факторы возникновения кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  возрастания организационных проблем

    1. . Проблемная модель организации по В.Ю. Франчук

Для полного понимая, что такое проблемная модель организации В.Франчук расписал подробнее, как рассматриваются проблемы организации и на чем они формируется.

Проблемы организации рассматриваются не как препятствия или помехи в ее развитии, а как выражение естественных потребностей и возможностей их реализаций. Такая модель формируется на основе следующих положений:

  • основным свойством организации является не целенаправленность, а устойчивость, сохранение целостности и жизнеспособности при внешних и внутренних возмущениях.
  • организация  является  социальным субъектом, осознающим свою целостность и способным воспринимать возмущения внешней и внутренней среды как проблемы, реагируя на них разумными действиями;
  • цели организации устанавливаются в зависимости от возникающих перед ней проблем, а не проблемы выявляются в зависимости от характера целей;
  • функции, связанные с выявлением и решением проблем организации, относятся к функциям управления и должны рассматриваться наряду с классическими функциями управления организацией (планирование, мотивирование, контроль и др.);
  • структура организации определяется характером решаемых проблем;
  • в процессе выявления и решения проблем организация определяет для себя цели, планирует свою деятельность, изменяет структуру.
  • организация состоит из людей, осознающих себя частью целостного организма и действующих по его правилам, нормам, принципам, т. е. по разделяемым всеми ограничениям, которые определяют взаимодействие людей;
  • организация выполняет функции управления своими проблемами, а ее члены должны уметь предвидеть и сортировать проблемы, анализировать их, готовить и реализовывать соответствующие решения.

Таким образом, проблемная организация — сложный социальный организм, рассматриваемый как субъект, подобный человеку и обладающий способностью выявлять и решать свои проблемы. Благодаря этой способности организация сохраняется в пространстве и времени как целостное и жизнеспособное формирование. Она характеризуется гибкостью, способностью к перестройке. Механизм выявления и решения проблем действует в любой организации, причем он может и не иметь определенного организационного оформления, однако в условиях нестабильности, например при переходе, к рыночной экономике, этот механизм должен быть более четким, в т. ч. и в структурном выражении. Проблемная модель рассматривается как альтернатива целевым моделям организации, в которых цель является системообразующим фактором (например, организации бюрократического типа). Преимущества проблемных моделей организации по сравнению с целевыми в том, что проблемная модель является более полной и общей. Она, распространяясь не только на искусственные, но и на естественные организации, дополняет целевую модель, которую можно считать частным проявление проблемной модели. Это позволяет принять проблемную модель в качестве новой базы для построения и совершенствования организаций в современном менеджменте [10, c. 23-24].

        1.2 Конфликтность в организации

        1.2. 1 Развитие представлений о конфликте и его роли в организации

Конфликт - это процесс, который начинается тогда, когда одна сторона начинает ощущать, что другая сторона оказывает на нее негативное воздействие. Конфликт в организации можно рассматривать как в качестве позитивного, так и в качестве негативного явления. Существует три подхода к оценке конфликта. Первый подход называют традиционным. В соответствии с этим подходом конфликт представляет собой негативное, разрушительное для организации явление, поэтому конфликтов следует избегать любой ценой. Второй подход рассматривает конфликт как естественный элемент существования и развития любой организации. Без него организация не может успешно функционировать, а в ряде случаев позитивно воздействует на эффективность. Современный подход к конфликту основывается на том, что постоянная и полная гармония, соглашательство, отсутствие новых идей, которые требуют ломки старых приемов и методов работы, неизбежно приводят к застою, тормозят развитие инноваций и поступательное движение всей организации. Поэтому менеджеры должны постоянно поддерживать конфликт на уровне, необходимом для осуществления творческой инновационной деятельности в организации, и умело управлять конфликтом для достижения целей организации. Если ситуация находится под контролем руководства, то конфликт в организации не разрастается [5,c. 36 - 38].

         1.2.2. Выделяют следующие классы конфликтов

  • внутриличностные (из-за противоречий между «хочу», «могу» и «надо» в человеке);
  • межличностные (на производственной, эмоциональной и социальной почве);
  • внутригрупповые; межгрупповые; между личностью и группой, внутриорганизационные (на горизонтальном, вертикальном или линейно-функциональном уровне) и ролевые [6,c. 138].

        1.2.3. Конфликт в своем становлении и развитии проходит пять стадий

1. Появление условий, создающих  возможности для возникновения  конфликта в будущем. 

К числу условий, способствующих возникновению конфликта можно  отнести проблемы, связанные с:

  • общением (неудовлетворительный обмен информацией, отсутствие взаимопонимания в коллективе);
  • особенностями работы организации (авторитарный стиль управления, отсутствие четкой системы оценки работы персонала и вознаграждений);
  • личностными качествами работников (несовместимыми системами ценностей, догматизмом, неуважением к интересам других членов коллектива).

2. Развитие событий, при  котором конфликт становится  очевидным для его участников. Признаками этой стадии может  являться изменение эмоциональной  окраски взаимоотношений между  участниками конфликта, создание  напряженной обстановки, ощущение  психологического дискомфорта.

3. Становятся очевидными  намерения участников конфликта  разрешить создавшуюся конфликтную  ситуацию. При этом в зависимости  от избираемой линии поведения  каждым из участников возможны  следующие основные стратегии  развития конфликта: конфронтация; сотрудничество; стремление избежать конфликта; приспособленчество; компромисс.

Рассмотрим рекомендации по наиболее целесообразному использованию  того или иного стиля в зависимости  от конкретных ситуаций и характера конфликтующих сторон.

Конфронтация - предполагает, что одна из сторон предполагает удовлетворить свои интересы, не считаясь при этом с тем, как это повлияет на интересы другой стороны.

Сотрудничество - предполагает, что предпринимаются активные попытки наиболее полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте сторон.

Стремление избежать конфликта - предполагает игнорирование конфликта, нежелание признавать его существование, стремление избегать людей, с которыми возможны разногласия по тем или иным вопросам.

Информация о работе Возрастание значения организационных проблем по мере увеличения размеров предприятия