Возрастание значения организационных проблем по мере увеличения размеров предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проблемную модель организации, внешние и внутренние причины проблем и кризисов на предприятии, раскрыть суть конфликтов на предприятии, предложить свои методы решения проблем, конфликтов и кризисов. В соответствии с целью можно определить следующие задачи исследования: 1. Описать проблемную модель организации. 2. Сформулировать развитие представлений о конфликте и его роли в организации.
3. Изучить процесс возникновения и развития конфликта, привести способы выхода из конфликтной ситуации.
4. Дать определение кризиса на предприятии; изучить виды и стадии кризиса на предприятии. Проанализировать предпосылки и факторы возникновения кризиса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1.Теоретические основы возрастания организационных проблем……………5
1.1 . Проблемная модель организации по В.Ю. Франчук……………………..5
1.2. Конфликтность в организации…………………………………………….. 6
1.2.1. Развитие представлений о конфликте и его роли в организации…........6
1.2.2. Классы конфликтов………………………………………………………..7
1.2.3. Стадии конфликта…………………………………………………………..7
1.3. Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии.........................9
1.3.1.Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии……………………........11
1.3.2. Виды кризиса…………………………………………………………........12
1.3.3.Основные стадии развития кризиса………………………………….........12
1.3.4.Фазы кризиса…………………………………………………………..........12
2. Анализ проблем и конфликтов на примере организации……………………..15
2.1. Характеристика организации ЗАО «Дальмебедь»………………………..15
2.1.1. Организационная структура ЗАО «Дальмебедь»……………………….17
2.2. Организационные проблемы и конфликты ЗАО «Дальмебель»…………19
2.3. Предложения и возможные пути решения проблем и конфликтов……..23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список используемой литературы………………………………………………..29

Файлы: 1 файл

курсовая чистовик 1.docx

— 83.34 Кб (Скачать файл)

Приспособленчество - стремление одной из сторон конфликта поставить интересы другой стороны выше собственных интересов.

Компромисс -  имеет место тогда, когда каждая из сторон конфликта готова частично пожертвовать своими интересами во имя общих.

Один и тот же участник конфликта в зависимости от складывающейся ситуации может использовать разные стратегии разрешения конфликта. Однако в большинстве случаев люди следуют  преимущественно одной из выделенных стратегий.

 

4. Последствия (позитивные или негативные), наступающие после разрешения конфликта. К позитивным последствиям конфликта можно отнести: активизацию инновационных процессов, повышение качества принимаемых решений, уровня их обоснованности, улучшение количественных и качественных показателей работы. К негативным последствиям конфликта можно отнести: снижение уровня сплоченности членов группы, проблемы общения в коллективе, агрессивность либо, наоборот, отсутствие интереса к достижению высоких результатов работы. К тому же конфликты могут сопровождаться дополнительными потерями рабочего времени, нарушениями дисциплины, ухудшением состояния здоровья работников, их уходом с предприятия [1,c. 234-236].

        1.3. Внутренние и внешние причины кризисов на предприятии

Причины кризиса могут  быть различными. В основном они  развиваются с ростом предприятия  и нарастания конфликтов и проблем  на предприятии. Причины делятся  на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а  также природные, характеризующие  явления климата. 
            Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы:  Внешние (не зависящие от деятельности предприятия). Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние причины кризиса  на предприятии связаны с тенденциями  и стратегией макроэкономического  развития или даже развития мировой  экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране.

Внутренние причины связаны - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой. Если понимать кризис, таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Внешние факторы возникновения  кризиса можно подразделить на:

  1. Социально-экономические факторы общего развития страны:
  • рост инфляции; 
  • нестабильность налоговой системы; 
  • снижение уровня реальных доходов населения; 
  • рост безработицы.
  1. Рыночные факторы: 
  • снижение емкости внутреннего рынка; 
  • усиление монополизма на рынке; 
  • нестабильность валютного рынка; 

Внутренние факторы возникновения  кризиса:

    1. Управленческие: 
  • высокий уровень коммерческого риска; 
  • недостаточное знание конъюнктуры рынка; 
  • неэффективный финансовый менеджмент 
  • плохое управление издержками производства;
  • отсутствие гибкости в управлении; 
  • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
  1. Производственные: 
  • необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; 
  • устаревшие и изношенные основные фонды; 
  • низкая производительность труда; 
  • перегруженность объектами социальной сферы.
  1. Рыночные: 
  • низкая конкурентоспособность продукции; 
  • зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в не денежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину - это низкая производительность труда. 

Именно неэффективность  управления следует отнести к  наиболее характерной для современных  предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в  условиях сложившихся рыночных отношений.

Эта проблема обусловлена  следующими факторами:

  • отсутствие стратегии в деятельности предприятия и ориентация на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным; 
  • низкая квалификация и неопытность менеджеров; 
  • низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности [2,c.13-15].

 1.3.1. Понятие, виды и фазы кризиса на предприятии

Следует отметить, что в  любой организации есть опасность  появления кризисной ситуации, даже когда она и не наблюдается, поскольку  деятельность организации всегда связана  с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процентными, экономическими и т. д.). Это определяется тем, что организация  существует в социально-экономической  системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и  их потребности, интересы общества, техника  и технология, появляются новые продукты.

Кризис предприятия –  это закономерный процесс, который  развивается во времени в форме  противоречий, создавая угрозу стабильному  функционированию и устойчивому  развитию предприятия, требующий современных  подходов к формированию антикризисного управления [4, c. 15].

      1. Выделяют следующие виды кризиса
  • стратегический кризис (когда на предприятии разрушен производственный потенциал и не хватает долгосрочных факторов успеха. 
  • кризис прибыльности (перманентные убытки «съедают» собственный капитал, и это приводит к неудовлетворительной структуре баланса); 
  • кризис ликвидности (когда предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери платежеспособности) [4,c.19].

        1.3.3. Основные стадии развития кризиса

1.Ранняя, характеризующаяся отдельными проявлениями неэффективности в производстве, сбыте (рост товарно-материальных запасов, снижение темпов роста продаж, проблемы с качеством продукции и т. д.).

 2. Промежуточная – нехватка оборотных средств. Приостановка поставок в кредит, задержки в выдаче заработной платы.                                       

3. Поздняя, при которой предприятие находится в состоянии хаоса, нарушаются графики производства, кредиторы требуют изменения условий кредита, а поставщики – предоплаты [10,c.36].

 1.3.4. Разделяют три фазы кризиса

а) фаза кризиса, которая  непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его в режим антикризисного управления);

б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия  и нуждается в немедленном  проведении финансовой санации;

в) кризисное состояние, не совместимое с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его  ликвидации.

  Характерными признаками и фазами кризиса является периодический и все более длительный дефицит денежных средств предприятия для выполнения им своих обязательств и финансирования текущей деятельности. Внешним проявлением такого состояния является возникновение ситуации неплатежеспособности, которая характеризуйся задержкой в осуществлении текущих платежей (нарушение сроков уплаты в связи с нехваткой денег на счетах), начислением санкций (штрафов, пени) за несвоевременную уплату, появлением просроченной кредиторской задолженности и непогашенных кредитов [10,c.43].

Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.  В большинстве случаев внутренние факторы усиливают действие внешних. Логическую цепочку поиска внутренних причин экономического кризиса на российских предприятиях можно построить, исходя из ответа на вопрос, увеличился или уменьшился объем продаж за последние два года. Если проблем с продажей продукции нет, причина заключается не в самой продукции, а в оборачиваемости оборотных средств. Если оборачиваемость малая, проблема связана с большой длительностью производственного цикла. Необходимо выявить слабое звено цикла. Это могут быть задержки с оплатой отпущенных товаров. Тогда причины кризиса связаны с ценовой политикой и контролем цен, с условиями договора на продажу товара (например, поставки товара осуществляются без предоплаты). Высокие цены могут быть связаны с высокими издержками производства. Тогда следует выяснить динамику изменения затрат на производство товара и причины их роста. Для российских предприятий, как правило, высокие составляющие издержек — это затраты на энергоносители. При высокой оборачиваемости средств причины экономического кризиса заключаются в рентабельности товара. Если объем продаж уменьшается, причину следует искать в реализации продукции. Дальнейшие вопросы связаны с наличием запасов готовой нереализованной продукции, потребительскими свойствами товара, ценовой политикой и системой распределения и продвижения товара, ответы на которые могут дать представление о причинах кризиса предприятия.

В целом все названные  причины кризиса довольно тесно  взаимосвязаны и создают сложный  комплекс причинно-следственных связей. Конечно, исследуя то или иное предприятие, тот или иной случай финансового  кризиса, можно выделить определенные специфические причины финансовой несостоятельности, но все они, как  правило, сводятся к уже перечисленным нами. Типичными последствиями влияния вышеприведенных причин и факторов на финансово-хозяйственное состояние предприятия является: 

  • потеря клиентов и покупателей готовой продукции; 
  • уменьшение количества заказов и контрактов по продаже продукции; 
  • неритмичность производства, неполная загрузка мощностей; 
  • повышение себестоимости и резкое снижение производительности труда; 
  • увеличение размера неликвидных оборотных средств и наличие сверхурочных запасов; 
  • возникновение внутрипроизводственных конфликтов и повышения текучести кадров; 
  • повышение давления на цены;
  • существенное уменьшение объемов реализации и, как следствие, недополучение выручки от реализации продукции [10,c.52].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ проблем и конфликтов на примере организации

       2.1. Характеристика организации ЗАО «Дальмебель»

Около 80% новых предприятий  России не доживают до своего пятилетия. С ростом предприятия растут их проблемы, ведущие к кризису и банкротству. Это указывает на то, что в управлении были допущены серьезные просчеты, неорганизованность коллектива и конфликты в нем. Самая маленькая невнимательность в организации ведет к её краху, а также еще много существует причин краха предприятия или производства. Объектом курсовой работы является предприятие ЗАО «Дальмебель».

Закрытое Акционерное  Общество "Дальмебель", в дальнейшем именуемое «Общество», является закрытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Регистрация ЗАО «Дальмебель» была осуществлена 30.10.2000 года, генеральным директором предприятия является Мамедов А. А. Место нахождения общества (почтовый адрес): 679016 Еврейская Автономная Область  город Биробиджан, ул. Карьерная 2. Численность работающего персонала составляет 76 человек на 2013 год,  разделенные на три рабочих цеха производства мебели.

Информация о работе Возрастание значения организационных проблем по мере увеличения размеров предприятия