Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 01:06, курсовая работа
Любая организация, которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ
СТРАТЕГИИ
1.1. Понятие конкурентной стратегии. Общие виды 5
1.2. Конкурентные стратегии по признаку доли рынка 9
1.3. Стратегии развития 12
ГЛАВА 2.ВЫБОР КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ДЛЯ
ОАО «ЭЛЕМА»
2.1. Экономико-организационная характеристика предприятия 16
2.2. Анализ и оценка конкурентоспособности продукции предприятия 22
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ЭЛЕМА» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Таблица 1 – Объем произведенной и реализованной продукции [13]
Показатели |
Ед. изм. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Товарная продукция в действующих ценах |
млн. р. |
55030 |
68512 |
82378 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
122,4 |
124,5 |
120,2 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах |
млн. р. |
111810 |
120335 |
125829 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
100,1 |
107,6 |
104,6 |
Товары народного потребления (ТНП) |
млн. р. |
132309 |
141099 |
147594 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
100,9 |
106,6 |
104,6 |
Выпуск всего |
тыс. шт. |
588 |
604 |
617 |
Темп роста к предыдущему году |
% |
95,1 |
102,7 |
102,2 |
в том числе: |
||||
из собственного сырья |
тыс. шт. |
313 |
348 |
322 |
% в общем выпуске |
% |
53,2 |
57,6 |
52,2 |
темп роста к предыдущему году |
% |
107,6 |
111,2 |
92,5 |
из давальческого сырья |
тыс. шт. |
275 |
256 |
295 |
% в общем выпуске |
% |
46,8 |
42,4 |
47,8 |
темп роста к предыдущему году |
% |
84,1 |
93,1 |
115,2 |
В 2009 г. На предприятии разработаны и внедрены мероприятия по увеличению объемов реализации готовой продукции. Ведется постоянная работа по наращиванию объемов производства. По плану на 2012 г. темп роста товарной продукции к 2011 г. прогнозируется на уровне 106%.
Изменение объемов производства вызвано изменением структуры выпускаемого ассортимента, увеличился выпуск изделий из шерстяных тканей, а также пальто из плащевых тканей в продукции из собственного сырья, в основном пальто с отделкой из натурального меха. Также предприятие занимается пошивом изделий и из давальческого сырья постоянных зарубежных партнеров.
Таблица 2 – Основные финансовые результаты деятельности ОАО «Элема» в 2009–2011 гг.[14]
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Прибыль за отчетный период, млн. р. |
5269 |
7951 |
13655 |
Прибыль от реализации продукции, млн. р. |
7985 |
10123 |
17670 |
Чистая прибыль, млн. р. |
3547 |
5454 |
9080 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
18,0 |
17,3 |
28,8 |
В 2009 г. предприятие сработало очень рентабельно. Прибыль от всей деятельности составила 13655 млн. р., прибыль от реализации продукции 17670 млн. р., чистая прибыль 9080 млн. р.
Для проведения анализа проследим динамику показателей прибыли на ОАО «Элема», используя данные отчетности предприятия.
Таблица 3 – Динамика показателей прибыли, млн. р.[14]
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
отклонение 2009 г. к 2010 г. |
отклонение 2010 г. к 2011 г. | |||
+/- |
% |
+/- |
% | |||||
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
58855 |
77760 |
87782 |
18905 |
32,1 |
10022 |
12,89 | |
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
6598 |
8355 |
8125 |
1757 |
26,6 |
-230 |
-2,8 | |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей, в том числе: |
52257 |
69405 |
79657 |
17148 |
32,8 |
10252 |
14,8 | |
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг |
42018 |
56661 |
59809 |
14643 |
34,9 |
3148 |
5,6 | |
Расходы на реализацию |
2255 |
2621 |
2178 |
366 |
16,2 |
-443 |
-16,9 | |
Прибыль (убыток) от реализации |
7984 |
10123 |
17670 |
2139 |
26,8 |
7547 |
74,6 | |
ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ | ||||||||
Операционные доходы |
25250 |
28956 |
35200 |
3706 |
14,7 |
6244 |
21,6 | |
Операционные расходы |
25310 |
29046 |
34951 |
3736 |
14,8 |
5905 |
20,3 | |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
-78 |
-107 |
179 |
-29 |
37,2 |
286 |
67,3 | |
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ | ||||||||
Внереализационные доходы |
222 |
981 |
742 |
759 |
341,9 |
-239 |
-24,7 | |
Налоги, включаемые во внереализационные доходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- | |
Внереализационные доходы за минусом НДС, иных обязательных платежей |
222 |
981 |
742 |
759 |
341,9 |
-239 |
-24,7 | |
Внереализационные расходы |
2859 |
3046 |
4936 |
187 |
6,5 |
1890 |
62,1 | |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-2637 |
-2065 |
-4194 |
572 |
-21,7 |
-2129 |
-103,1 | |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД |
5269 |
7951 |
13655 |
2682 |
50,1 |
5704 |
71,7 | |
НАЛОГИ И СБОРЫ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ИЗ ПРИБЫЛИ |
1717 |
2486 |
3832 |
769 |
44,7 |
1346 |
54,1 | |
РАСХОДЫ И ПЛАТЕЖИ ИЗ ПРИБЫЛИ |
5 |
11 |
15 |
6 |
120,0 |
4 |
36,4 | |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ |
3547 |
5454 |
9080 |
1907 |
53,8 |
4354 |
79,8 |
Таким образом, общая выручка с налогами от реализации продукции, работ и услуг составила за 2011г. 87 782 млн. р., а за 2010 г. – 77760 млн. р. В 2011 г. на ОАО «Элема» балансовая прибыль составила 13655 млн. р. Прибыль отчетного года состоит из: прибыли от реализации продукции – 17670 млн. р.; прибыли от операционных доходов – 179 млн. р.; убытка от внереализационных расходов – минус 4194 млн. р.
Из данных таблицы видно, что балансовая прибыль в 2011 г. существенно увеличилась по сравнению с 2010 г. (на 5704 млн. р.), что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (на 4354 млн. р., то есть на 79,8%).
На увеличение балансовой прибыли положительно повлияло значительное увеличение прибыли от реализации продукции (на 7547 млн. р.). Причем значение прибыли от реализации за последние 2 года увеличилось на 48%. Это вызвано тем, что рост выручки происходит в основном за счет незначительного роста себестоимости продукции. При этом следует отметить, что доходы от операционной деятельности увеличились на 6244 млн.р. Убытки от внереализационной деятельности увеличились на 2129 млн. р.
Основными направлениями расходования денежных средств остаются прежними: оплата приобретенных сырья и материалов, оборудования, оплата услуг, расчеты с бюджетом, оплата работающим.
В 2011 г. прибыль распределилась следующим образом:
5% |
Резервный фонд |
28,5% |
Фонд накопления |
66,5% |
Фонд потребления |
Таким образом, большая часть прибыли направляется на осуществление мероприятий по социальному развитию, материальному поощрению персонала предприятия.
Основной целью деятельности руководство и персонал ОАО «Элема» считают выпуск продукции, отвечающей потребностям потребителя в целях получения максимальной прибыли. Для достижения поставленной цели используются следующие методы:
Для осуществления этих задач необходим оборотный капитал, новое технологическое оборудование, высокое качество приобретаемого сырья и материалов, квалифицированный персонал. С качеством выпускаемой продукции и разработкой новых моделей швейных изделий, соответствующих направлениям моды у предприятия нет проблем технологического порядка, но возникают проблемы экономического порядка, связанные с возрастающим дефицитом оборотных средств, снижением текущих доходов, снижением покупательского спроса, усилением конкуренции на внешнем и внутреннем рынках.
2.2. Анализ и
оценка конкурентоспособности
Открытое акционерное общество «Элема» крупнейший производитель верхней одежды на территории Республики Беларусь. Все более актуальными для рынка потребителей продукции становятся изделия для покупателей бизнес-класса, предпочитающих эксклюзивные изделия из высококачественных материалов, выражающие готовность платить высокую цену за эксклюзивность и качество продукции. В 2011 г. выпущенные ОАО «Элема» модели этой группы получили хорошие отзывы клиентов. Расширение ассортимента изделий для потребителей этой целевой группы позволит увеличить объемы продаж продукции предприятия и увеличить прибыль. В 2011 г. будет продолжена работа по разработке и продвижению брэнда «Элема-эксклюзив». Вместе с ростом спроса на продукцию высокого класса, остаются востребованными изделия для покупателей эконом-класса. Однако, увеличение объемов продаж для этой категории покупателей возможно лишь при сохранении уровня цен на этот вид продукции для продвижения в условиях жесткой конкуренции, созданной изделиями, произведенными в других странах из недорогого сырья местных производителей текстиля.
ОАО «Элема» постоянно осуществляет активный поиск новых покупателей, активно участвуя в выставках – ярмарках, путем рассылки информации через сеть Интернет, используя все виды рекламы для популяризации продукции предприятия и его возможностей по работе с различными категориями покупателей. Приоритетным направлением в расширении рынков сбыта в Российской Федерации является поиск партнеров и создание товаропроводящей сети в г. Москве. В планах коммерческой службы предприятия, несмотря на существующие жесткие препятствия, остается поиск новых партнеров в странах Евросоюза через участие в международных мероприятиях, проводимых БелТПП и общественными организациями, в частности, 2011 г. ОАО «Элема» стал началом развития партнерских отношений с фирмами Швеции и Германии.
Доля предприятия на различных рынках и динамика реализации продукции на рынках представлена следующим образом (таблица 1). Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья, однако продажи в эти страны с каждым годом снижаются (с 49,8 % в 2009 г. до 47,5 % в 2010 г. и до 44,3 % в 2011 г.). Около 30 % продукции ОАО «Элема» реализуется на рынке Республики Беларусь, причем большая часть через фирменную торговлю (чуть более 20 % от общего объема продаж), менее всего через организации потребкооперации.
Таблица 4 – Доля ОАО «Элема» на различных рынках и динамика реализации продукции на рынках за 2009-2011 гг.[14]
Регион |
Ед. изм. |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1 |
Республика Беларусь |
% |
31,4 |
31,7 |
34,8 |
1.1. |
в том числе фирменная торговля |
% |
24,3 |
26,0 |
28,0 |
1.2. |
Торгующие организации Минторга |
% |
4,6 |
3,2 |
4,2 |
1.3. |
Организации потребкооперации |
% |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2 |
Страны СНГ |
% |
18,8 |
20,8 |
20,9 |
2.1. |
в том числе РФ |
% |
18,5 |
20,0 |
20,1 |
2.1.1 |
из них г. Москва |
% |
4,2 |
4,1 |
3,9 |
3 |
Страны дальнего зарубежья |
% |
49,8 |
47,5 |
44,3 |
Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажи увеличиваются, а для рынка г. Москвы, наоборот, характерно снижение продаж (в 2009 г. реализация составила 4,2 % всего объема продаж, в 2010 г. продажи снизились до 4,1 % всего объема продаж, а в 2011 г. – до 3,9 % всего объема продаж продукции предприятия). Такая тенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны на продукцию предприятия.
Изучение конкурентной среды и отслеживание действий конкурентов остается одним из приоритетных направлений в работе маркетинговой службы предприятия. Для укрепления позиций на уже завоеванных сегментах рынка и повышения приверженности покупателей к продукции фирмы «Элема» специалистами предприятия ведется активная коммуникационная политика. Основными конкурентами ОАО «Элема» на внутреннем рынке являются следующие производители швейных изделий: швейное предприятие «Веснянка» (г. Могилев); ОАО «Знамя индустриализации» (г. Витебск); НПКФ «Славянка» (г. Бобруйск); ЗАО «Калинка» (г. Солигорск); «Бугалюкс» (г. Минск); «Скарлет» (г. Минск). Основными конкурентами ОАО «Элема» на внешнем (российском) рынке являются следующие производители швейных изделий: «Вымпел» (г. Москва); «Салют» (г. Москва); «Большевичка» (г. Санкт-Петербург). Получение коммерческой информации о конкурентах ОАО «Элема» невозможно.
Информация о работе Выбор конкурентной стратегии организации на целевом рынке