Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:49, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.На основе теоретико-методологического анализа рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
2.Провести исследование для определения стиля руководства в учреждении социального профиля;
1. Введение..................................................................................................3
2. Часть 1......................................................................................................4
3. Часть 2.....................................................................................................16
4. Часть 3.....................................................................................................18
5. Заключение.............................................................................................20
6. Список литературы................................................................................21
Не существует «плохих» или «хороших»
стилей управления. Конкретная ситуация,
вид деятельности, личностные особенности
подчиненных и др. факторы обусловливают
оптимальное соотношение
Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
Авторитарный стиль руководства.
Анализируя авторитарный
стиль руководства, автор Б.З. Зельдович
особо отмечает, что авторитарный
стиль характеризуется
В производственной деятельности не всегда можно сразу распознать руководителя данного стиля управления. Такие руководители довольно умны, энергичны, обладают симпатичной внешностью и личным обаянием, нередко добиваются значительных успехов в производственной деятельности. Однако если присмотреться, то можно заметить, что им свойственно умение делить подчиненных на любимчиков и неугодных. Как правило, автократы благосклонны к подхалимам и щедро раздают им обещания: кому пообещают повышение в должности, кому — повышенный оклад, кому — престижную зарубежную командировку и т. п. Для руководителя-автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Подводя итог сказанному, хочется отметить, что применение подобного стиля управления, хотя и обеспечивает в ряде случаев высокую производительность, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, в большинстве случаев уничтожают стимулы к работе.
Демократический стиль руководства.
Демократический стиль
руководства имеет девять характерных
черт:
1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников,
которое предполагает отказ руководителя
от исполнения части своих прав и обязанностей
по принятию решений и передачу их членам
группы, а также не только активное участие
членов группы в принятии решений, но и
их широкое повседневное сотрудничество.
2. Функциональная дифференциация ролей
с учетом компетентности членов группы.
Кооперативный стиль старается сочетать
стремление всех к выполнению общей задачи
с рациональным распределением функций
в зависимости от способностей работников.
3. Многосторонние информационные и коммуникационные
отношения. Широкая сеть вертикальных,
горизонтальных и диагональных информационных
потоков призвана облегчать компетентное
выполнение организационных задач, а также
развитие межличностных отношений.
4. Урегулирование конфликтов с помощью
переговоров, торга и компромиссов. В конфликтных
ситуациях руководитель, придерживающийся
кооперативного стиля, использует именно
эти методы и отказывается от односторонних
авторитарных решений.
5. Ориентация на группу. Первостепенное
внимание руководителя к коллективу и
людям позволяет сотрудникам осуществлять
растущее влияние на процессы руководства
и тем самым повышать удовлетворенность
трудом и пребыванием в группе.
6. Доверие как основа сотрудничества.
Атмосфера взаимного доверия между членами
организации является непременным условием
кооперативного стиля руководства.
7. Удовлетворение потребностей сотрудников
и руководителей. Эта черта имеет ту особенность,
что обладающий ею руководитель обращает
особое внимание на реализацию личных
и профессиональных интересов членов
организации, которая не ставится в прямую
зависимость лишь от экономической эффективности
предприятия.
8. Ориентация на цели и результаты. Противоречия
между индивидуальными целями сотрудников
и целью организации не камуфлируются,
что имеет место при авторитарно-бюрократическом
руководстве, а разрешаются на основе
их интеграции при активном участии всех
заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать
реальную поддержку общей ориентации
на достижение высоких результатов работы
организации.
9. Ориентация на развитие персонала и
всей организации.
Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием работающих в принятии решений, созданием таких условий, при которых выполнение служебных обязанностей оказывается для них привлекательным, и вознаграждением для персонала является чувство причастности к достижению успеха.
Разновидности демократического
стиля руководства:
- «консультативный» стиль руководства;
- «партисипативный» стиль руководства.
«Консультативный» стиль подразумевает, что руководитель в значительной мере доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремится использовать все лучшее из того, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказания используются лишь в исключительных случаях. Работники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать такому руководителю посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативный» стиль подразумевает, что руководитель полностью доверяет своим подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все конструктивные предложения, организуют широкий обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Качества, необходимые
руководителю для эффективного использования
демократического стиля руководства:
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от личных привилегий;
- способность и желание делегировать
полномочия;
- невмешательство в выполнение текущих
заданий, контроль через официальные инстанции
(через соответствующих руководителей
и каналы);
- контроль по результатам;
- обоснование перед сотрудниками фактов
единоличного принятия решений.
При демократическом стиле сотрудники рассматриваются не иначе как партнеры, которые могут решать текущие, дневные задания в основном самостоятельно. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта.
Качества, необходимые сотрудникам
для эффективного использования демократического
стиля руководства:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- желание брать на себя ответственность;
- выраженная потребность в самостоятельности;
- готовность и способность отвечать
за свои действия;
- тяга к творчеству и личностному росту;
- интерес к работе;
- ориентация на перспективные жизненные
и организационные цели;
- высокая значимость мнения о них коллег;
- высокий уровень самоконтроля;
- наличия контрольных прав, желания и
умения их использовать.
Преимущества демократического
стиля руководства:
- квалифицированность принимаемых решений;
- высокий уровень мотивации сотрудников;
- разгрузка руководителя.
Недостатки демократического
стиля руководства:
- сложность обеспечения условий его
эффективности;
- замедление процесса принятия решений.
Современные исследователи, отмечая научную и методическую ценность ранних разработок проблематики стилей руководства, отвергают упрощенный подход к классификации всего многообразия поведения руководителей и деление их лишь на три указанных стиля. Применительно к практике - даже два, поскольку попустительский стиль в целом не эффективен и не может культивироваться сознательно.
Идеально-типический характер рассматриваемых стилей означает, что все они представляют собой крайние, идеальные образцы поведения, точное соответствие которым очень трудно найти в жизни.
В поведении подавляющего
большинства руководителей
Либеральный (несмешивающийся)
стиль руководства
Либеральный стиль отличают минимальное участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны.
Руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчиненных и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими подразделениями. Он непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам, и смиряется с ними, может без особых оснований отменить ранее принятое решение. Как правило, он очень осторожен, видимо, по причине того, что не уверен в своей компетенции, а значит, и в положении, занимаемом в служебной иерархии.
Во взаимоотношениях с подчиненными он отменно вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в решении их проблем. Готов выслушать критику и соображения. Но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказанные мысли и удовлетворить высказанные пожелания (просьбы).
Недостаточно требователен к подчиненным, не желая портить с ними отношения, часто избегает решительных мер, случается, что уговаривает их выполнять ту или иную работу. Если подчиненный не обнаруживает желания исполнить его указание, то он скорее сам выполнит требуемую работу, чем принудит к этому недисциплинированного подчиненного.
Руководитель-либерал редко пользуется своим правом говорить "нет", легко раздает невыполнимые обещания. Он способен пренебречь своими принципами, если их соблюдение угрожает его популярности в глазах вышестоящего руководителя и подчиненных.
В стремлении приобрести и укрепить свой авторитет способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии и т.п., склонен бесконечно откладывать увольнение негодного работника.
Когда вышестоящие руководители просят его сделать нечто, не согласующееся с действующими нормативными актами или правилами поведения, то ему и в голову не приходит мысль, что он вправе отказаться удовлетворить такую просьбу.
Руководитель либерального стиля не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, нерегулярно и слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его решение задач управления не отличается достаточной результативностью.
Он не может отстаивать свою позицию в сложных, и тем более экстремальных ситуациях: неожиданный запрос "сверху", внезапная постановка вопроса на совещании и другие. Он часто ссылается на ограничение в правах и поэтому не может позволить себе принять то или иное решение. Делает упор на безусловное следование действующим положениям и должностным инструкциям.
Подобный руководитель
предпочитает такую организацию
деятельности, когда все расписано
по полочкам и сравнительно редко
возникает потребность в
Подчиненные, располагая большой свободой действий, пользуются ею по своему усмотрению. Сами ставят задачи и выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения отдельных работ оказываются в зависимости от настроений и интересов самих работников.
Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. Большей частью такие руководители, по натуре люди нерешительные и добродушные, как огня боятся ссор и конфликтов. Другая причина - недооценка значимости возможностей коллектива и своего долга перед ним. Наконец, он может оказаться высокотворческой личностью, целиком захваченной какой-то конкретной сферой своих интересов, но лишенной организаторского таланта, вследствие чего обязанности руководителя оказываются для него непосильными.
Иногда такой руководитель вовсе не стремится к служебной карьере, и, понимая, что занимает не свое место, готов уступить его боле подготовленному.
В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.
Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.