Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:49, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.На основе теоретико-методологического анализа рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
2.Провести исследование для определения стиля руководства в учреждении социального профиля;
1. Введение..................................................................................................3
2. Часть 1......................................................................................................4
3. Часть 2.....................................................................................................16
4. Часть 3.....................................................................................................18
5. Заключение.............................................................................................20
6. Список литературы................................................................................21
“Субъект (руководитель) использует власть для того, чтобы организация могла успешно функционировать. Он отдает распоряжения, имея на это соответствующие права и ресурсы. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств, прежде всего таких, как желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах, а также готовность брать на себя ответственность, принимать решения, компетентность. Руководитель воздействует на подчиненных с помощью приказов или распоряжений. От приказов во многом зависит поведение подчиненного.
Объект власти - исполнитель приказаний руководителя. Власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта с преобладанием воли руководителя. Таким образом, власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей к властвованию и даже мощными средствами воздействия.” Пугачев В.П. Руководство персоналом организаций: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1999. - 279с., c. 103//.
Подчинение и руководство - неотъемлемые части власти.
Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуаций и средств воздействия, от восприятия руководителя сотрудниками организации.
Чем больше в организации людей, преследующих лишь свои индивидуальные цели, привыкших беспрекословно повиноваться и не способных к самоконтролю, тем выше авторитарный характер власти.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является наличие у руководителя ресурсов власти. Согласно Р. Далю - ресурсами является все то, что индивид или группа может использовать для влияния на других. Чем больше ресурсов, тем выше уровень власти в организации. Исходя из определения ресурсов, ресурсы включают все факторы, которые способны так или иначе повлиять на подчиненных: собственные качества руководителя; некоторые свойства исполнителей, например, их доверчивость, страх перед руководством, привычку подчиняться.
Однако для изучения власти и ее структуры существует более узкое определение ресурсов.
Ресурсы - средства, использование которых обеспечивает влияние руководителя над подчиненными.
Ресурсы могут применяться
для поощрения, наказания или
убеждения. В процессе их использования
руководителем они могут
Зависимость власти от ресурсов отражена в теории «социального обмена» (П. Блау). Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Следовательно, так возникает власть одних людей над другими.
Ресурсы власти в организации также разнообразны, как многообразны средства удовлетворения потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов.
Классификация ресурсов согласно теории А. Этциони:
1. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Эти ресурсы используются для поощрения или наказания.
2. Принудительные ресурсы обычно меры административного наказания. Используются в том случае, если утилитарные ресурсы не действуют.
3. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителя, обеспечить одобрение действий руководителя, принять его требования.
Также в настоящее время в организации существует классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности:
1. Экономические (финансовые)
ресурсы - в организациях под
этим видом ресурсов
2. Социальные ресурсы
- способность повышения или
3. Информационные ресурсы
- знания и информация, необходимые
для решения производственных
задач. Если руководитель в
достаточной мере обладает
4. Принудительные (силовые) ресурсы - средства физического воздействия руководителя над подчиненным. В настоящее время не используется в организации.
Обладание ресурсами и их количество прямо связанны с руководящими должностями и обычно возрастают с повышением ранга руководителя.
Все элементы структуры власти взаимосвязаны. Таким образом, рассмотрение одного из них влечет к рассмотрению всей структуры в целом.
При рассмотрении структуры власти можно рассмотреть две ее основных части: компоненты власти и ресурсы власти.
Часть 3.
Различные рассмотренные ситуационные модели позволяют сделать вывод о необходимости гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных, причину задачи, потребности, полномочия и качество информации.
Управлять, значит знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом» Ф. Тейлор.
Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю требуется много времени, для ознакомления с деятельностью организации, а особенно для оценки профессионального уровня своих подчиненных. Руководителю необходимо знать, как уметь подойти к каждому из своих сотрудников, как правильно направить стимулирующее воздействие и наказать в случае необходимости.
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит также от подготовки и поведения подчиненных.
Отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.
На формировании стиля руководства сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности (линейный, функциональный) и конкретные ситуации (руководитель может быть автократом в одних ситуациях и демократом - в других).
Если обратиться к историческому прошлому, то в период социалистической экономики при недостаточной подготовленности кадров широкое распространение получил автократический стиль, и это было оправдано. Но в современных условиях, когда подчиненные склонны к самостоятельным действиям, при возросшем интеллекте работников, очевидно, что у него нет будущего. Успехи в системе, руководимой в директивном стиле, длительный период имеют кажущиеся, нежели действительные результаты. Обычно после некоторых достижений неизбежно наступает упадок. И тогда обнаруживается, что перспективные цели приносились в жертву текущим, подавлялась инициатива подчиненных.
Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.
В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.
Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Эффективный руководитель формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера. Движущая сила его развития - беспощадный самоанализ, непрерывное самообучение, уверенность в себе, энтузиазм.
Руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности. «В руководстве людьми нет абсолютных истин, так как у каждого свой неповторимый характер, навыки, умения, достоинства и недостатки, и поэтому все руководители ведут себя по-разному в одинаковых обстоятельствах. Успешное руководство - это функция трёх переменных: руководителя, подчинённого и изменения ситуаций»
В процессе управленческой деятельности необходимо обратить на следующие моменты:
следует обратить внимание на установление стандартов и регламентов воздействия на сотрудников, что положительно скажется на формировании организационного поведения сотрудников;
следует обратить внимание
на такой момент как делегирование
своих обязанностей. Имея в штате
руководителей групп, директор слишком
часто выполняет их обязанности,
лично контролируя каждого
следует уделить внимание подготовке преемника.
Заключение.
Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех отраслей производства вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности.
Список литературы:
1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. - М., 2007-325с.
2. Браков А.Е. Можно
ли управлять предприятием
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2006.- 532с.
4. Дафт Р. Организации. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. - 352 с.
5. Еропкин А.М. Организационное поведение. - М., 2008. - 431с.
6. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебное пособие для вузов. - М., 2009.-227с.
7. Основы менеджмента: Справочное пособие / Под ред. В.В. Глухова. - СПб., 2005. - 629с.
8. Питерс Т., Уотерман
Р. В поисках эффективного
9. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник для ссузов - М., 2005.-724с.
10. Психология личности
в трудах отечественных
11. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. - М., 2007. - 720с.
12. Сидоренко Е.В. Методы
математической обработки в
13. Смирнов Э.А. Основы теории организации - М., 2000.-420с.
14. Тейлор Фредерик, Уинслоу. Менеджмент - М.,2003.-782с.
15. Трасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи. - СП. Из-во С. Петербург. ун-та, 2009. - 416с.
16. Удальцова М.В. Социология управления. - М., 2008.- 382 с.