Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 09:49, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.На основе теоретико-методологического анализа рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства;
2.Провести исследование для определения стиля руководства в учреждении социального профиля;
1. Введение..................................................................................................3
2. Часть 1......................................................................................................4
3. Часть 2.....................................................................................................16
4. Часть 3.....................................................................................................18
5. Заключение.............................................................................................20
6. Список литературы................................................................................21
Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт" лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимый для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б.Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер).
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа - таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности
решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства (в школьных студенческих
группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве,
в профсоюзном движении, в различных обществах:
спортивных, творческих и т.д.);
3) политический тип лидерства (государственные,
общественные деятели).
Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: "Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими".
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств, где большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.
Доверие к лидеру - это
признание его высоких
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива.
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.
Решение названных задач
осуществляется посредством следующих
функций:
а) информационно-аналитической;
б) выработки программ;
в) принятия решения;
г) организации исполнения решений.
Лидер добивается поддержки
всей группы или ее подавляющей части
для организации исполнения принятых
решений, что предусматривает:
1) подбор и расстановку исполнителей;
2) доведение до них решений;
3) уточнение и адаптацию решений применительно
к месту исполнения;
4) создание внешних и внутренних условий
исполнения;
5) координацию деятельности исполнителей;
6) подведение итогов и анализ результатов.
Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого, руководителем.
Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим).
Недостатков больше, чем
достоинств:
1) высокая вероятность ошибочных решений;
2) подавление инициативы, творчества
подчиненных, замедление нововведений,
застой, пассивность сотрудников;
3) неудовлетворенность людей своей работой,
своим положением в коллективе;
4) неблагоприятный психологический климат
("подхалимы", "козлы отпущения",
интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую
нагрузку, вреден для психического и физического
здоровья. Этот стиль управления целесообразен
и оправдан лишь в критических ситуациях
(аварии, боевые военные действия и т.п.).
Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников ("максимум демократии"), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками ("максимум контроля"), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей. Демократический стиль является наиболее эффективным, т.к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.
Либерально-анархический
(или попустительский, или нейтральный)
стиль руководства
Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т.п.), что обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Стиль управления эффективного менеджера отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом.
В зависимости от направленности
руководителя на интересы дела или
на заботу о взаимоотношениях с людьми
можно построить "управленческую матрицу",
выделив пять типов руководителей: либерал,
организатор, манипулятор, пессимист и
диктатор.
В зависимости от особенностей
мыслительно-интеллектуальной деятельности
выделяют следующие четыре типа руководителей
(согласно японскому автору Т. Коно):
1) Консервативно-интуитивный тип.
2) Консервативно-аналитический тип.
3) Новаторско-интуитивный.
4) Новаторско-аналитический тип.
В преуспевающих японских
фирмах наиболее популярен и эффективен
новаторско-аналитический
Эффективным стилем управления
является партисипативный (соучаствующий)
стиль, которому свойственны следующие
черты:
1) регулярные совещания руководителя
с подчиненными;
2) открытость в отношениях между руководителем
и подчиненными;
3) вовлеченность подчиненных в разработку
и принятие организационных решений;
4) делегирование руководителем подчиненным
ряда полномочий, прав;
5) участие рядовых работников как в планировании,
так и в осуществлении организационных
изменений;
6) создание особых групповых структур,
наделенных правом самостоятельного принятия
решений ("группы контроля качества");
7) предоставление работнику возможности
автономно (от других членов организации)
разрабатывать проблемы, новые идеи.
Вероятностная модель эффективности руководства (Ф. Фидлер) опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует.
Результаты исследований - показали, что руководитель директивного типа наиболее эффективен в ситуациях с высоким или низким ситуативным контролем (СК), т.е. для него крайне благоприятных или неблагоприятных. Руководитель с демократически-коллегиальным стилем наиболее эффективен в ситуациях с умеренным СК.
В зависимости от особенностей
поведения руководителя в конфликтных,
сложных ситуациях можно
1) доминирование, утверждение своей позиции
любой ценой;
2) уступчивость, подчинение, сглаживание
конфликта;
3) компромисс, позиционный торг ("я
тебе уступлю, ты - мне");
4) сотрудничество, создание взаимной
направленности на разумное и справедливое
решение конфликта с учетом обоснованных
интересов обоих сторон;
5) избегание конфликта, уход из ситуации,
"закрывание глаз, как будто ничего
не произошло").
Наиболее эффективным,
хотя и трудно реализуемым стилем
поведения руководителя в конфликтной
ситуации является стиль "сотрудничества". Крайне неблагоприятными
стилями являются "избегание", "доминирование",
"уступчивость", а стиль "компромисс"
позволяет достичь лишь временного недолговечного
решения конфликта, позднее он может появиться
вновь.
Выделяют три формы
авторитета руководителя:
1) формальный авторитет, обусловлен тем
набором властных полномочий, прав, которые
дает руководителю занимаемый им пост.
Формальный, должностной авторитет руководителя
способен обеспечить не более 65% влияния
руководителя на своих подчиненных, 100%-ю
отдачу от работника руководитель может
получить, лишь опираясь еще дополнительно
и на свой психологический авторитет;
2) морального;
3) функционального авторитета.
Моральный авторитет зависит
от нравственных качеств руководителя.
Функциональный авторитет определяется:
1) компетентностью руководителя;
2) его деловыми качествами;
3) его отношением к своей профессиональной
деятельности.
Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.
Всю работу по управлению
можно разделить на две части:
управление деятельностью фирмы и управление людьми (персоналом).
Руководитель должен иметь:
- широкое общее представление
о положении дел за пределами
своего подразделения,
- творческий подход и умение мотивировать
себя и персонал;
- желание и способность сотрудничать;
- понимание результатов, умение планировать
и выполнять планы;
- способность идти на риск;
- способность принимать решения;
- готовность дать оценку полученным
результатам и определить программу развития
фирмы и ее персонала.
В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.
Часть 2.
Власть как отношение между людьми имеет определенную структуру. Ее основными компонентами являются: субъект (руководитель), объект (подчиненные), средства (ресурсы), основания и механизм. Кроме того, важными характеристиками власти являются ее сфера, или радиус распространения; величина (сила), объем и временная продолжительность; техника то есть способы и процедуры реализации власти затраты (материальные и психические) которые необходимы руководителю для того, чтобы добиться подчинения сотрудников и преодолеть их сопротивление. Таким образом, власть в организации представляет собой сложный организм, каждая из частей которого взаимосвязана с другими.