Взаимодействие органов местного самоуправления и СМИ: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Долгое время средства массовой информации находились под полным контролем государства и являлись проводником политики коммунистической партии. Сегодня, в связи с принятием Федерального закона «О средствах массовой информации» и других законодательных актов, они получили относительную независимость.
Однако средства массовой информации не выражают интересы граждан, а служат реализации интересов определенных финансовых, олигархических групп.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы взаимоотношений органов местного самоуправления и средств массовой информации ………………………..
Сущность и функции средств массовой информации
Модели взаимодействия средств массовой информации и власти региональный уровень……………………………………………………
Глава 2. Правовая база СМИ………………………………………………….
Перечень основных законов СМИ…………………………………………
2.2 Сотрудники СМИ ………………………………………………………….
2.3 Правовой статус журналиста …………………………………………….
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ
1.3 Проблемы для СМИ и возможность их решения…………………………
Заключение………………………………………………………………………
Источники……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

рита.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

                          МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайский государственный  аграрный университет»

 

Факультет экономический

Кафедра экономической  теории и статистики

 

Чернавина

Взаимодействие  органов местного самоуправления и  СМИ: состояние и перспективы  развития

 

 

Специальность: «Государственное и муниципальное управление»

 

Дисциплина 

 

 

 

 

 

                                                                                   Ведущий преподаватель –

 

 

 

Курсовая работа

 

                                                                                   Студент группы 4142 курса 3

                                                                                   

 

                                                                                  Очной формы обучения  

 

                                                     

                                                                                  Номер зачетной книжки

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2013

                                                Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические  основы взаимоотношений  органов  местного самоуправления и средств  массовой информации ………………………..

    1. Сущность и функции средств массовой информации
    2. Модели взаимодействия средств массовой информации и власти региональный уровень……………………………………………………

Глава 2. Правовая база СМИ………………………………………………….

    1. Перечень основных законов СМИ…………………………………………

2.2 Сотрудники СМИ ………………………………………………………….

2.3 Правовой статус журналиста …………………………………………….

Глава 3. Совершенствование  взаимодействия органов государственной  власти и СМИ 

1.3 Проблемы для СМИ  и возможность их решения…………………………

Заключение………………………………………………………………………

Источники……………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

                                                    Введение  
А ктуальность темы исследования определяется множеством факторов. Роль, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения об органах власти. 
        В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Долгое время средства массовой информации находились под полным контролем государства и являлись проводником политики коммунистической партии. Сегодня, в связи с принятием Федерального закона «О средствах массовой информации» и других законодательных актов, они получили относительную независимость. 
Однако средства массовой информации не выражают интересы граждан, а служат реализации интересов определенных финансовых, олигархических групп. 
        Сегодня органы власти совершенно четко осознают ту роль, которую играют средства массовой информации в обществе. Следует заметить, что в период с 1991 по 1992 годы на уровне государственных органов власти активно создаются пресс-службы, в задачи которых входят не только обеспечение взаимодействия между средствами массовой информации и властью, но и упорядочение этого взаимодействия через возрождение взаимного доверия. 
Цель работы – на основе анализа в обществе изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации, определить состояние этих отношений, найти новые перспективы развития. 
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть  сущность и функции средств массовой информации
  2. Изучить модели взаимодействия средств массовой информации и власти (региональный уровень).
  3. Изучить перечень основных законов СМИ
  4. Рассмотреть перечень сотрудников СМИ
  5. Изучить правовой статус журналиста
  6. Выявить проблемы СМИ и найти пути решения

 
Объект исследования – формы взаимодействия средств массовой информации и власти (правовая сторона) 
Предмет исследования – отношения, складывающиеся между органами власти и средствами массовой информации в процессе взаимодействия. 
 
Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации недостаточно освещена в современных изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел. 
В ходе работы были изучены разные источники: законы, Указы Президента Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. 
При написании работы используются следующие методы исследования:

  1. Метод совместного анализа;
  2. Формально-правовой метод;
  3. Метод сравнительного анализа;
  4. Метод традиционного анализа документов;
  5. Метод наблюдения;
  6. Метод анализа

Практическая  значимость заключается в том, что в ней обобщены различные формы взаимодействия органов исполнительной власти и средств массовой информации в России, показана роль конкретного структурного подразделения пресс-службы города Барнаула.

Глава 1. Теоретические  основы взаимоотношений  органов местного самоуправления и средств массовой информации

1.1 Сущность и функции средств массовой информации

СМИ- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое  печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) [1]

Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. СМИ выступают  основным гарантом информационного  обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан о всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путем его всестороннего информирования предполагает представление точек зрения различных общественных групп и сил. Представление различных точек зрения, которые должны стать доступными аудитории, служит тому, чтобы они смогли увидеть свою позицию в ареале других точек зрения, соотнести свои интересы с интересами других сил и групп в целях обсуждения, согласования и выработке взаимоприемлемой позиции по тому, или иному вопросу (проблеме). СМИ не навязывают свое видение, свое решение проблемы, а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию (если в этом есть необходимость), проявляя при этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра, имея (в качестве сверхзадачи) цель в обеспечении конструктивного взаимодействия различных сил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.

Вторая составляющая демократического потенциала СМИ состоит  в их возможности делать достоянием общественности все значимые факты  отклонения от закона, норм общественной морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес, и властных структур, тех или иных социальных институтов.

По отношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся  в рамки закона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в роли своего рода не парламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего направлена на действия властей различного уровня. [5]

Функции СМИ

I. Информационная:

– информирование о событиях и условиях жизни в обществе и  мире;

– информационное обеспечение  инновационных процессов.

II. Социальной связи:

– комментирование и  интерпретация происходящего;

– поддержка существующих норм и властных отношений;

– социализация;

– координация разнонаправленной  социальной активности, формирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности:

– выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение  «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

– поддержание общности социальных ценностей.

IV. Рекреативная:

– создание возможностей для отдыха и развлечения;

– снижение социальной напряженности.

V. Мобилизации:

– организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

Применительно к индивидууму структура функций СМИ будет иметь вид:

1. Информационная функция:

– нахождение информации о событиях и условиях жизни непосредственного  окружения, общества, мира в целом;

– удовлетворение общих  интересов и любознательности;

– обучение и самообразование;

– поиск советов, необходимой  информации для принятия решений.

2. Функция личностной  идентификации:

– подкрепление индивидуальных ценностей;

– получение сведений о моделях поведения;

– идентификация с  ценностями других;

– достижение понимания самого себя.

3. Функция интеграции  и социального общения:

– понимание положения  другого, переживание;

– формирование основы для  диалога, социального общения;

– помощь в реализации социальных ролей;

– возможность общения  с семьей, друзьями, обществом.

4. Функция развлечения:

– эмоциональная разрядка;

– заполнение свободного времени;

– эскапизм, уход от проблем;

– получение эстетического  наслаждения;

– сексуальное возбуждение.[7]

 функции СМИ далеко  не одинаковым образом реализуются  в различных общественно-политических системах . средства массовой информации – это, прежде всего, институт гражданского общества, именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур. Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества притом, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов – организационная, агитационно-пропагандистская.

1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и власти региональный уровень.

СМИ, включаясь  во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти). Таким образом, мы можем утверждать, что взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов. 
 
В современной науке существуют различные классификации моделей функционирования СМИ и их взаимодействия с властью [20]. 
 
В основе классификации региональных медиа-моделей лежит семь параметров: информационная открытость власти (открытая, средняя, закрытая); уровень свободы производства информации; уровень свободы распространенности информации, медийная насыщенность региона; развитие регионального рекламного медиа-рынка; уровень медиа-конфликтности региона; характер конфликтов (правовой, внеправовой); уровень и характер сомоорганизации медиа-сообщества. 
 
Из первых трех параметров складывается типологическая характеристика информационной политики власти. Четвертый и пятый характеризуют потенциал и совокупную мощность, характер (рыночный или внерыночный) местных СМИ. Шестой параметр, уровень конфликтности, во многом является производным взаимодействия первых пяти. Седьмой - степень и направленность самоорганизации медиа-сообщества - тесно связан со всеми шестью предыдущими факторами, но имеет свою внутреннюю логику развития. На основе указанных критериев выделяются семь региональных моделей [10]. Рассмотрим характеристики каждой из них. 
 
1. Авторитарный вариант советской модели. Эта модель характерна, прежде всего, для регионов со сравнительно низким уровнем медиа-запросов населения, общим невысоким уровнем экономического развития. Её образует сочетание жесткой авторитарной политики власти в отношении СМИ с низкой медиа-насыщенностью. Практически отсутствует рекламный рынок. Конфликтов в сфере СМИ немного, поскольку большинство местных масс-медиа контролируется местной властью. Органы власти информационно закрыты; журналистское сообщество несамоорганизованно и не играет какой-либо роли. В местных законах и нормативных актах имеются положения, ущемляющие свободу СМИ; возможен вариант, когда информационная политика осуществляется без всяких законов

2. Патерналистский  вариант советской модели. Это  сохранившаяся в нетронутом виде советская модель СМИ в варианте 30-х - 50-х годов. Характерной чертой данной модели является высокая медиа-насыщенность региона. Вместе с тем рекламный рынок развит слабо, существует большой объём государственных дотаций на лояльные СМИ. Региональная власть сохраняет практически полный контроль над массовой информацией, опираясь на высокую долю зависимых государственных СМИ, механизм дотаций, фактическую цензуру. Власть остается информационно закрытой.  
3. Модернизированный вариант советской модели. Данная модель складывается при взаимодействии следующих характеристик региона: высокой медиа-насыщенности, наличия большого сектора негосударственных СМИ, большого регионального бюджета СМИ. Местная администрация стремится поставить под контроль основные потоки массовой информации, при этом она действует не методами прямой цензуры, а с помощью экономических рычагов и создания сильной собственной информационно-имджевой политики. Эта модель возникает при власти харизматически сильного лидера в регионе с большими бюджетными возможностями и хорошим потенциалом рынка СМИ. Наличие реального или потенциального рынка рекламы создает определенный противовес мощному государственному воздействию. Главное отличие от модели перехода к рынку в практически полном контроле власти над основными информационными потоками.  
4. Модель, переходная к рыночной. Её основной признак - разделение медиа-пространства на равные или сопоставимые по масштабу части: государственную и негосударственную. Местные власти, поддерживая государственные СМИ, отношения к негосударственным строят в диапазоне от умеренной дискриминации до сдержанной настороженности. Главное отличие переходной модели от всех вариантов советской медийной модели в том, что власть уже не может или не хочет создавать целостную систему командования СМИ.

Информация о работе Взаимодействие органов местного самоуправления и СМИ: состояние и перспективы развития