Взаимодействие органов местного самоуправления и СМИ: состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

В отличие от государств, где демократия и свобода средств массовой информации насчитывает столетия, Россия делает лишь первые шаги по этому пути. Долгое время средства массовой информации находились под полным контролем государства и являлись проводником политики коммунистической партии. Сегодня, в связи с принятием Федерального закона «О средствах массовой информации» и других законодательных актов, они получили относительную независимость.
Однако средства массовой информации не выражают интересы граждан, а служат реализации интересов определенных финансовых, олигархических групп.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы взаимоотношений органов местного самоуправления и средств массовой информации ………………………..
Сущность и функции средств массовой информации
Модели взаимодействия средств массовой информации и власти региональный уровень……………………………………………………
Глава 2. Правовая база СМИ………………………………………………….
Перечень основных законов СМИ…………………………………………
2.2 Сотрудники СМИ ………………………………………………………….
2.3 Правовой статус журналиста …………………………………………….
Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и СМИ
1.3 Проблемы для СМИ и возможность их решения…………………………
Заключение………………………………………………………………………
Источники……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

рита.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

5. Рыночная  модель. Основные характеристики  данной модели: высокая медиа-насыщенность, богатый рекламный бюджет СМИ,  при этом независимые от государства  СМИ доминируют на медиа-рынке.  Власти приходится считаться со СМИ как с существенным и частично самостоятельным фактором в политике и экономике региона. Как правило, для данной модели характерен высокий уровень конфликтности в медиа-сфере, а уровень криминального насилия против журналистов выше среднего. При рыночной модели СМИ приобретают иную природу - они превращаются в бизнес.  
6. Конфронтационная модель. Данная модель возникает при «лобовом» столкновении авторитарной политики региональной власти с мощными, экономически независимыми СМИ, опирающимися на развитый рекламный рынок и сильные журналистские традиции. Основные характеристики этой «конфронтационной» модели: высокая медиа-насыщенность, большая доля независимых от власти СМИ, закрытая информационная политика власти, попытки проводить в регионе авторитарную политику в отношении СМИ. 
 
В отличие от советской модели, при которой власти иногда также ведут войну с независимыми СМИ, в случае конфронтационной модели у власти нет сколько-нибудь серьезного прикрытия в виде общественных ценностей, ради которых ведется война. При конфронтационной модели лидер или элитная группа борется за воспроизводство во власти себя лично, а не какой-то системы власти с сопутствующими базовыми ценностями. Конфронтационная модель может возникнуть как на базе рыночной, так и на базе советской модели.

7. Депрессивная  модель. Крайне низкая медиа-насыщенность, низкое качество СМИ, отсутствие  признаков рекламного медиа-рынка  - это информационные условия,  в которых живут 1,6% россиян  в 11 субъектах РФ.[5] 
Сегодняшняя модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство существующих медиа с видимым энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано в первую очередь с экономической выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем поддерживает действующую власть. 
 
Иную картину представляет собой региональный уровень. В субъектах РФ, существенно различающихся своей экономической и политической ситуацией, функционируют различные медиа-модели, своеобразными полюсами которых являются советская модель (авторитарная), и рыночная (коммерческая). В настоящее время в регионах идет процесс движения от авторитарной к коммерческой медиа-модели.[6]

Синтез информационной и политической деятельности, информационных и политических отношений формирует  еще один специфический вид общественных отношений - информационно-политические (а шире - коммуникативно-политические) отношения.

Сознательное использование  объективных требований законов  развития этих отношений в интересах  социума ставит задачу разработки теории и практики информационно-политического управления и управления политической коммуникацией.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовая база СМИ

    1. Перечень основных законов СМИ

 

 Закон РФ «О средствах  массовой информации»

· Конституция Российской Федерации

· Закон РФ «О средствах  массовой информации»

· Закон РФ «Об авторском  праве и смежных правах»

· Закон РФ «О государственной  тайне»

· Федеральный закон  «О рекламе»

· Федеральный закон  «Об информации, информатизации защите информации»

· Федеральный закон  «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»

· Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»

· Федеральный закон  «Об обязательном экземпляре документов»

· Федеральный закон  «Об экономической поддержке  районных (городских) газет»

· Федеральный закон  «О связи»

· Гражданский кодекс Российской Федерации

· Уголовный кодекс Российской Федерации

· Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [19]

2.2Сотрудники СМИ

Пресс-служба - группа людей, занятая сбором информации, хранением, обработкой и распределением информации. Такую характеристику работе пресс-служб  дал еще С. Блэк.

На данный момент пресс-службы, пресс-центры и различные их модификаций воплощают организационные формы отношений государственных, общественных, бизнес-структур.

В зависимости от объема работ связи со СМИ могут выполняться  следующими специалистами:

- пресс-специалистом (пресс-секретарем);

- пресс-бюро;

- отделом по работе  с прессой;

- пресс-службой или  пресс-центром;

- службой PR (непосредственно  ее руководителем);

- внештатным работником  или внешней консультативной  фирмой.

Штат пресс-службы может  колебаться от одного-двух до 20 человек и более. В крупных организациях пресс-службы чаще являются подразделениями отделов PR. Желательно, чтобы все запросы прессы направлялись через пресс-офис - двусторонний канал связи с прессой. В обычных случаях ответственный за связь с прессой выступает от имени организации. Однако необходимо, чтобы по вопросам, представляющим жизненно важный интерес для организации, выступал ее руководитель. Основная функция пресс-службы, пресс-группы или пресс-центра - информирование общественности через средства массовой информации. Эта работа должна строиться на основе пресс-стратегии, которая, в частности, координирует пресс-конференции, пресс-релизы, редакционные статьи, проведение встреч с потребителями, электоратом, избирателями.

Пресс-служба решает две задачи:

- обеспечивает полноту  и оперативность информации о  деятельности представляемой ею  организации;

- создает оптимальные  условия для работы (и отдыха) аккредитованных журналистов.

Также цель пресс-службы как структурного подразделения  заключается в передаче "нужной" информации в "нужное время" на самых разных уровнях.

В числе важных функций  пресс-службы - разработка стратегии  по отношению к прессе, информационные консультации, подготовка информационных бюллетеней, текстов и опубликованных документов. Важнейшим условием эффективности работы любой организации сегодня является своевременная и достоверная информация, и информационный центр становится ядром любой фирмы или учреждения, обеспечивая согласованность действий, выработку планов и достижение целей. Причем мало наладить документооборот или приобрести оргтехнику, а необходимо целенаправленно работать с информацией. Работа пресс-службы станет продуктивной:

- при наличии информационной  базы и доступе к необходимой  информации;

- при контакте с руководителями и ключевыми фигурами, участии в выработке стратегических решений;

- при получении всей  официальной информации;

- при возможности привлечения  аналитиков;

- при адекватном материально-техническом  обеспечении.

Крупная пресс-служба международной организации отличается солидным техническим оснащением. Она имеет телефоны, телетайпы, факсы, компьютеры, электронные банки данных, внутреннюю телевизионную и радиосеть; библиотеку текущей печати; автоматизированные информационно-справочные пункты; может издавать бюллетени, пресс-релизы и другую печатную продукцию; должна быть налажена работа службы сервиса (питание, экспедиция, транспорт и пр). Во время длительных мероприятий (конференций, симпозиумов, фестивалей и т.п.) в пресс-службе устанавливается автоматический информатор - телефонная аппаратура многоцелевого назначения, выдающая по запросам абонентов справочную информацию (программу мероприятий на текущий день, хронику прошедшего дня, экстренные объявления, изменения в составе жюри или президиума, официальные решения в самом кратком изложении и пр., а также сведения о погоде, точном времени, сервисных службах).

Группа аккредитации выдает журналистам аккредитационные карточки, а также документы, обеспечивающие работу творческих бригад телевидения, фотокорреспондентов и т.п.; вручает информационный пакет документов и, наконец, ключ от личного пресс-бокса, закрепленного на какое-то время за представителем СМИ (если, разумеется, служба может предоставить такие возможности). Квоты аккредитации представителей СМИ определяются руководством администрации, директором пресс-службы с учетом общего числа редакционных заявок и технических возможностей помещений (рабочие места журналистов, "мощность" средств связи и прочие). Аккредитационная анкета полагается для заполнения журналистам, контрольный список которых составляется в соответствии с заявками и квотами редакций СМИ.

Для журналистов руководители пресс-службы проводят пресс-конференции  и организуют культурную программу.

Творческая группа пресс-службы включает собственных корреспондентов, ТВ-репортеров и операторов, способных самостоятельно подготовить материалы для редакции СМИ.

Пресс-центры по масштабу деятельности уступают пресс-службам, хотя и решают те же задачи (аккредитация, освещение деятельности "своей" структуры, организация пресс-конференций, подготовка информационных материалов, выпуск бюллетеней т.п.). Они создаются на ведомственном уровне (министерство, государственный комитет, управление), а также в структуре местного управления (пресс-центр городской или областной администрации).

Близки к пресс-центрам по функциональному  назначению ведомственные структуры, ориентированные на PR, на поддержание  оптимальных связей не только со средствами массовой информации, но и ос всеми  социальными институтами, с общественностью в целом. . [12]

Стоит более подробно рассмотреть  правовой статус одного из важнейшего отрудника СМИ-журналиста.

2.3 Правовой статус журналиста

Понятие «правовой статус журналиста» является одним из основополагающих в рамках журналистской профессии. В глобальном смысле статус основан на фундаментальных правах и концепции так называемых естественных прав человека.

Правовой статус журналиста (как  отдельное от статуса гражданина понятие, обладающее своими особенностями) не мог развиваться в отрыве от демократических ценностей, признания необходимости свободы слова и запрета цензуры, возможности свободно получать и распространять информацию. Поэтому одним из основополагающих оснований.

Правовой статус журналиста является комплексным понятием и  может быть определен с разных сторон. Можно условно разделить  аспекты правового статуса журналиста на две большие группы:

1  Права и обязанности  журналиста (регламентируемые Законом  РФ «О средствах массовой информации» и законами, касающимися сферы массовой информации). Эта группа способна определять статус журналиста извне.

2  Правосознание журналиста  как субъекта своей профессии;  правовая культура журналиста. Эту  группу можно назвать определяющей статус журналиста изнутри. 

 Анализируя первую группу, стоит отметить, что фундаментальным достоянием любой личности в современном демократическом обществе является свобода искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. У нас в стране применительно к гражданину такую формулировку предоставляет Конституция: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29). Одной из важнейших формулировок Закона РФ «О средствах массовой информации» является определение понятия «журналист»: «Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию».

Закон не только перечисляет  виды деятельности журналиста, но и  четко определяет, кто же может  им считаться – лицо, связанное с редакцией договором. Журналист в данном смысле действительно отличается от других граждан, так как в профессиональные обязанности журналиста входит не только поиск и получение информации, но и ее распространение по каналам связи, что ведет к доступности информации широким массам. Потому Закон о СМИ не только закрепляет за журналистами определенный перечень прав, но и регламентирует его обязанности . Таким образом, журналист, с одной стороны, выделяется в отдельную правовую категорию со своим спектром прав или же обладает неким правовым приоритетом, а с другой стороны, имеет обязанности и некоторые ограничения своей деятельности.

В ст. 47 и 49 (гл. V) Закона о  СМИ определяются права и обязанности  журналиста. Согласно им журналист  имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, а также ряд других прав.

Журналист обязан соблюдать  устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; проверять достоверность сообщаемой им информации; удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника, а также выполнять ряд других обязанностей.

Закон о СМИ не только формулирует конкретные специальные  правомочия журналистов, вытекающие из конституционной свободы массовой информации, но и предусматривает возможность ограничения этих правомочий. Так, Закон о СМИ закрепляет право журналиста «искать, запрашивать, получать и распространять информацию», а в ст. 58 определена ответственность за ущемление свободы массовой информации. Вместе с тем в других федеральных законах РФ установлены естественные ограничения на доступ и распространение информации. Может показаться, что такие нормы не соответствуют положениям Конституции РФ, которая в п. 4 ст. 29 увязывает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию с ограничением этого права посредством установления перечня сведений, составляющих государственную тайну. А также нормам ст. 55, которая запрещает издавать законы, умаляющие права и свободы гражданина. Но ведь защита информации не ограничивается лишь государственными тайнами. Существуют и другие категории конфиденциальной информации. Вот почему часть первая ст. 4 Закона о СМИ запрещает использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих не только государственную, но и иную специально охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную, тайну судопроизводства, следствия и др.).

Информация о работе Взаимодействие органов местного самоуправления и СМИ: состояние и перспективы развития