Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 00:08, курсовая работа
Актуальность этой темы в том, что два начала - рынок и государственное экономическое регулирование составляют основу современной организации национального хозяйства. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определяет направленность нынешнего реформирования российской экономики, направленность на развитие «среднего класса» в России. В ходе российских реформ, предлагается развивать рынок со всеми присущими ему структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения многих вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства...
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА 4
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА 7
2.1. Типы рыночных структур 9
2.2. Виды рынка 11
2.3. Сегменты рынка 13
3. ЦЕНА, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ 16
3.1. Структура совершенной и несовершенной конкуренции 16
3.2. Монополия и олигополия 19
3.3. Рынок, как саморегулирующийся механизм 25
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
2
Ульяновский государственный технический университет
Институт авиационных технологий и управления
Кафедра экономики, управления и информатики
Взаимосвязь структур рынка
(Курсовая работа)
Специальность: «Менеджмент организации»
Дисциплина: «Экономическая теория»
Группа:
Руководитель:
Дата сдачи курсовой работы: «______» 20__г.
Оценка руководителя: ____ (____________) ______________________
«______» _________ 20__г.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА 4
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА 7
2.1. Типы рыночных структур 9
2.2. Виды рынка 11
2.3. Сегменты рынка
3. ЦЕНА, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ 16
3.1. Структура совершенной и несовершенной конкуренции 16
3.2. Монополия и олигополия 19
3.3. Рынок, как саморегулирующийся механизм
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы в том, что два начала - рынок и государственное экономическое регулирование составляют основу современной организации национального хозяйства. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определяет направленность нынешнего реформирования российской экономики, направленность на развитие «среднего класса» в России. В ходе российских реформ, предлагается развивать рынок со всеми присущими ему структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения многих вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства.
В данное время экономику нашей страны можно назвать развивающейся. В ходе нынешнего реформирования стабилизация экономики должна быть осуществлена с учётом не только российского, но и мирового опыта. В настоящее время все развитые страны ведут поиск новых моделей рыночной системы, способных более эффективно устранять провалы и несовершенства рынка, решать более сложные социальные и экономические задачи. Однако не только в российской экономической системе существуют различные проблемы, но и в любой развитой стране мира, по этому должна быть создана и разработана рыночная модель нового, более совершенного типа. Именно в этом случае российской экономической системе будет обеспечен паритет в будущей мировой экономике. Стабильное и благоприятное развитие экономики нашей страны непосредственно зависит от совершенствования структур рынка и их эффективного взаимодействия.
Цель работы: изучить и проанализировать структуры рынка, проследить их взаимосвязь.
Задачи работы: раскрыть и показать взаимосвязь цены, спроса и предложения, являющимися основными элементами рыночного механизма.
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА
Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.
В настоящее время Российское государство переживает период
структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее.
К определению рынка можно подойти через последование связей между производством и потреблением. Производство, как известно, существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведено не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других - обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.
Рынок представляет собой центральную категорию любого экономического механизма, основанного на обмене продуктами общественного труда. Он является конституирующей основой хозяйства товарно-денежного типа. Предпосылками его возникновения являются, с одной стороны, общественное разделение труда и специализация производства, а с другой, — индивидуальная частная собственность на продукты труда. Возникающая в связи с этим кооперация результатов труда объективно требует создания механизма, обеспечивающего эквивалентность обмена каждому экономическому агенту. Рынок может существовать только тогда, когда осуществляется обмен между хозяйствующими субъектами, а все рыночные процессы, выступающие как совокупные результаты взаимодействия отдельных экономических субъектов в лице производителей, потребителей, владельцев средств и факторов производства, протекают лишь в условиях разделения труда отдельных товаропроизводителей. Существует несколько определений рынка, каждое из которых характеризует ту или иную его сторону. Под рынком понимают совокупность производственных отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в связи с обменом продуктами человеческой деятельности. Рынок есть информационная система, увязывающая между собой спрос и предложение на товары и услуги. Он представляет собой специфическую перемычку между субъектом-производителем и субъектом-потребителем, между собственником товаров и собственником денег.
Домашние хозяйства, бизнес и правительство – это три основных субъекта рыночного хозяйства. Домашнее хозяйство является основной, структурной единицей, существующей и функционирующей в потребительской сфере экономики. Это потребители, как конечного продукта, так и сферы услуг. Бизнес – это деловое предприятие, которое функционирует с целью получения прибыли (дохода). Оно предполагает вложения заёмного или собственного капитала, является поставщиком услуг и товаров в рыночном хозяйстве. Правительство главным образом представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. [1, стр. 31]
В механизме рыночной экономики нет специального органа, который указывал бы, какие товары производить предпринимателю, где ему покупать ресурсы, как и никто не предписывает рабочему место, на котором он должен работать. Все они свободны в своём принятии решений. На первый взгляд создается впечатление, что подобная форма организации производства несет в себе хаос или полностью нежизнеспособна. Однако на самом деле это далеко не так. Сам рыночный механизм обеспечивает свою стабильность. Он обладает собственным внутренним порядком и подчинен определенным закономерностям. И делается это через задачи, которые ставит перед собой каждый участник рыночных отношений: стремление к максимуму прибыли и рационализм выбора.
Развитие рыночных отношений в России имеет не только положительные, но и негативные аспекты, такие как кризис неплатежей, недостаток денежных средств в расчетах и другое. Это тормозит развитие рыночных отношений, снижает эффект новых начинаний в реальном производстве. Решения данных проблем для отечественной экономики имеют приоритетное значение, поскольку развитие многих предприятий, особенно на периферии, задерживается высокими долгами перед бюджетами различных уровней, поставщиками, работниками фирм и другое.
Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции. Функции, которые выполняет рынок:
1) Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
2) Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.
3) Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
4) Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
5) Санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных, хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
6) Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА
Не зависимо от конкретного вида, любой рынок базируется на трёх основных элементах: цене, спросе, предложении и конкуренции. Непосредственно, анализируя эти элементы рынка, можно сделать вывод, что производить, как и для кого производить. [1, стр. 37]
В рыночной экономике формирование цены происходит не в сфере производства, а в сфере реализации продукции, то есть на рынке, под воздействием спроса и предложения. При этом сталкиваются противоположные экономические интересы покупателей и продавцов, поскольку первые стремятся к минимизации цены, вторые - к её максимизации. Именно это противоречие, обнаруживаемое в любой конкретной сделке в форме противопоставления цен покупателя (цена спроса) и цена продавца (цена предложения), лежит в основе закономерностей свободного рыночного ценообразования. Соотношение спроса и предложения постоянно меняется в условиях конкуренции и воздействует на уровень цен. По мере развития рыночных отношений функция сбалансирования цен спроса и предложения будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании цен на товары. В условиях планового ценообразования возможность выполнения цен функции сбалансированности спроса и предложения была ограничена, поскольку сбалансированность продукции и услуг производственно-технического назначения регулировалась планами производства и материально-технического снабжения.
Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им товары. Спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом. На спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, их число на рынке, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстаёт рынок, где имеется возможность выбора альтернативного количества одноимённых товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретёт больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.
Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определённый промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.