Взаимосвязь структур рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы в том, что два начала - рынок и государственное экономическое регулирование составляют основу современной организации национального хозяйства. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определяет направленность нынешнего реформирования российской экономики, направленность на развитие «среднего класса» в России. В ходе российских реформ, предлагается развивать рынок со всеми присущими ему структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения многих вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА 4
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА 7
2.1. Типы рыночных структур 9
2.2. Виды рынка 11
2.3. Сегменты рынка 13
3. ЦЕНА, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ 16
3.1. Структура совершенной и несовершенной конкуренции 16
3.2. Монополия и олигополия 19
3.3. Рынок, как саморегулирующийся механизм 25
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь структур рынка.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Существуют четыре основных типа рыночных структур: первая носит название совершенной чистой конкуренции, вторая – несовершенная конкуренция, третья – олигополия, четвёртая – чистая монополия. [7, стр. 74]

Существует прямое, неразрывное взаимодействие между ценой, спросом и предложением. Изменения только в одной величине незамедлительно влекут за собой изменения в других величинах. Нецелесообразное регулирование этих величин ведёт к нарушению развития предприятия.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К таким потребностям, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

3.1. Структура совершенной и несовершенной конкуренции

Наиболее эффективно рыночный механизм может действовать в условиях свободной и совершенной конкуренции, когда ситуация на рынке характеризуется:

- высокой мобильностью факторов производства;

-     множеством покупателей и продавцов;

-    однородностью продаваемой продукции;

-  отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

- равным доступом всех участников рыночных отношений к информации. [1, стр. 42]

Совершенно конкурентный рынок состоит из множества продавцов, ни один из которых не оказывает никакого влияния на цену, по которой поставляет продукцию. Хорошим примером совершенно конкурентной фирмы может являть собой индивидуальный фермер. Фермер, конечно же,  не рассчитывает на то, что продажа им дополнительной тонны пшеницы, картофеля или кукурузы окажет воздействие на рыночную цену этих товаров. Фермер принимает цены такими, какие они есть и справедливо полагает, что при существующей цене, какой бы она не была, он может продавать столько, сколько сам решит продать.

Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, и эта цена не зависит от продаваемого ею, объёма продукции.

Совершенно конкурентная фирма, пытаясь поднять цены, может потерять всех своих клиентов. Можно сказать, что совершенно конкурентная фирма «принимает цену», являясь «ценополучателем». А так как она принимает рыночную цену как данную, то всегда при выборе объёма выпуска в целях максимизации своей прибыли она будет рассматривать свой выпуск как постоянную величину. Поведение «ценополучателя» достаточно адекватно отражает поведения фирм в рыбной промышленности, сельском хозяйстве, лесной промышленности и некоторых других отраслях, в которых действует много продавцов, а продукция совершенно стандартная. Так же примерами «ценополучателей» являются некоторые производители первичной металлопродукции и определённые отрасли текстильной промышленности.

Таким образом, рынком совершенной конкуренции считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена, на один и тот же продукт, в одно и то же время, для чего необходимы:

-    неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;

-    абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

-   абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

-   абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) невозможно без наличия полной информации);

- абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);

- наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

-   стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;

-   отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.

Совершенную конкуренцию можно так же рассматривать как, своего рода научную абстракцию, но анализ которой, тем не менее, необходим, как первый шаг для устранения принципов функционирования рыночного механизма.

              Рыночная структура называется несовершенной конкуренцией, если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует. Различают три основные вида несовершенной конкуренции – это чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. [1, стр. 47]

 

              3.2. Монополия и олигополия

              Монополия (от греч. «монос» - один, «полео» - продаю)  - это исключительное право торговли, производства и других видов деятельности, принадлежащей одному лицу, определённой группе лиц или государству.

              Издавна известна, прежде всего, естественная монополия, которой обладают собственники, хозяйствующие субъекты, которые имеют в своём распоряжении редкие и свободно не производимые элементы производства. Такая монополия называется устойчивой. Искусственная монополия – сосредоточение в чьих-то руках либо только рынка, либо производства и рынка сбыта, того или иного продукта. [5, стр. 80]

              Монополистической конкуренции свойственны черты и монополии, так  и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждое предприятие производит продукт, который покупатели полагают отличным от продукта других продавцов. Но здесь имеет место конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые продукты. По существу, монополистическая конкуренция – совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции. [3, стр.55]

                Монополия – это рынок, на котором присутствует один продавец, и исключается возможность вхождения в него других. К примеру, до начала 80-х годов компания «Объединённые прииски «Де Бирс» фактически контролировала все источники поставок алмазов в капиталистическом мире. Другой пример, монополия на «Полароид», моментальная фотография, единственный бакалейный магазин в уединённом маленьком городке и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения. Практически во всех крупных городах, услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством обеспечивается также монополиями, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями. [10]

              В реальной жизни, монополия – это практически всегда вопрос власти над рынком. Монополия является фактором торможения экономики.

Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:

1) Эффект масштаба:

Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производств, производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют «естественной монополией», т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок (пример – добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2) Исключительные права:

В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов.

3) Патенты и лицензии:

Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительное право на владение рынком данного товара.

4) Собственность на важнейшие виды сырья:

Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, «Алюминиум компани оф Америка» является владельцем всех основных источников бокситов в западном мире. И компания, о которой мы говорили выше, большинство алмазных рудников контролируется южноафриканской компанией «Де Бирс». [11]

Между тем можно сказать, что монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже имеет место тот факт, что производство и реализация какого-то товара захвачены, и определённая группа лиц получает сверхприбыли, вызывает острое соперничество и стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. А с другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведёт к монополии, если какой то бизнесмен упорно стремится победить своих соперников, он, добившись своей цели, начинает господствовать на рынке. В современных условиях крупные объединения не уничтожили конкуренцию, а в полной мере сосуществуют вместе с ней, обостряя и углубляя общее соперничество. [5, стр. 82]

Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.

Характерные черты олигополии:

-     на рынке доминирует небольшое количество фирм;

-   олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой;

-     кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер;

-  главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга, каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска продукции;

-     существуют значительные барьеры для входа новых фирм

в отрасль.

Таким образом, в олигополистической отрасли производителей товара меньше чем в условиях совершенной конкуренции, но больше, чем в монополистической области. Из этого может следовать, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определённой властью над ценой, но при этом его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Ценовое поведение олигополистов, можно сказать, сковано между собой взаимозависимостью, и они являются конкурентами. [5, стр. 83]

Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения.

В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.

Можно выделить следующие типы олигополистического поведения:

1)                 Картельное соглашение:

Тайный сговор – форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель – группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией. Установление единой цены увеличивает выручку всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены в тайне от других. Это разрушает картель.

2)    Лидерство в ценах:

Лидерство в ценах (молчаливый сговор) – это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл в том, что фирмы отрасли ориентируются на цены, установленные одной компанией - лидером. Как правило, в качестве лидера выступает фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. Тактика лидера при корректировке цен:

-  корректировка цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках;

-    о надвигающемся пересмотре цен сообщается часто через СМИ;

-     ценовой лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

3)     Практика сдерживания цен:

Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента. Механизм такой практики – фирмы оценивают возможные минимальные средние издержки потенциального конкурента и устанавливают цену ниже этого уровня.

Информация о работе Взаимосвязь структур рынка