Взаимосвязь структур рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 00:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы в том, что два начала - рынок и государственное экономическое регулирование составляют основу современной организации национального хозяйства. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определяет направленность нынешнего реформирования российской экономики, направленность на развитие «среднего класса» в России. В ходе российских реформ, предлагается развивать рынок со всеми присущими ему структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения многих вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства...

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА 4
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА 7
2.1. Типы рыночных структур 9
2.2. Виды рынка 11
2.3. Сегменты рынка 13
3. ЦЕНА, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ 16
3.1. Структура совершенной и несовершенной конкуренции 16
3.2. Монополия и олигополия 19
3.3. Рынок, как саморегулирующийся механизм 25
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь структур рынка.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

4)     Ценообразование по принципу «издержки плюс»:

Такое ценообразование означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свои средние переменные издержки при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли. [11]

Конкуренция (латин. «конкурро» - сталкиваюсь) – это соперничество между всеми участниками рыночного хозяйства за лучшие условия для производства, купли и продажи продукции (товаров). Такое столкновение практически неизбежно и порождается объективными условиями –  зависимостью производителя от коньюктуры рынка, полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за экономическое процветание и даже за выживание – экономический закон товарного хозяйства. Конкуренция – это мощный двигатель экономического прогресса. [4, стр. 70]

                      Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций.

Основные черты

Совершенная конкуренция

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

количество фирм

на рынке

множество независимых

одна крупная

несколько крупных

достаточно

много

Тип продукта

стандартизиро-ванный

уникальный

стандартизиро-ванный

дифференциро-ванный

контроль

над ценой

отсутствует

полный контроль

влияние ценового лидера

влияние

ограничено

вход

в отрасль

Относительно легкий

очень трудный

трудный

вход и выход возможны

             

              Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

 

3.3. Рынок, как саморегулирующийся механизм             

Можно сказать, что все рыночные системы находятся в постоянном взаимодействии. Показатели цены, спроса и предложения зависят друг от друга. Каждая из величин незамедлительно реагирует соответствующим образом на увеличение или уменьшение одного из них. К примеру, если возрастёт цена на единицу товара, неуклонно снижается спрос и производитель вынужден сократить объём выпускаемого товара либо снизить на него цены, так как образуются излишки товара и предприятие неизбежно несёт убытки. [1, стр. 142]

Спрос на товары, услуги и ресурсы меняется под воздействием предпочтений и вкусов, новых технологий и т. д. На рынке практически любого товара происходит постоянная подстройка предложения под изменяющийся спрос при помощи гибкого ценового сигнала. Время от времени предложение всё же находит свой спрос и рынок приходит в сбалансированное состояние. Сбалансированность рынка  - это равенство между спросом и предложением, оно называется рыночным равновесием.

Но, при изменении коньюктуры снова возникает дисбаланс между предложением и спросом. В неоклассической экономической теории существуют два подхода к исследованию рыночного равновесия.

В подходе Л. Вальраса акцент делается на том, что равновесие устанавливается под непосредственным влиянием давления избыточного объёма предложения, или избыточного объёма спроса на цену, т.е. посредством количественной (объёмной) подстройке рыночного механизма. Можно сказать другими словами механизм подстраивает производство под спрос, двигая рынок к оптимизации.

Представитель неоклассической школы А. Маршалл полагал, что силой, движущей рынок к равновесию, является всё же цена. Если цена спроса превышает цену предложения, то такая разница цен может заставить производителей увеличить предложение, и покупатели смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на оптимальном уровне. И наоборот, если цена спроса окажется ниже цены предложения, то производители начнут сокращать предложение продукции, а покупатели сократят спрос до объёма, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия по А. Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения. Трактовка А. Маршала звучит так, равновесие устанавливается автоматически под влиянием и давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду. Эти подходы, каждый по-своему, наглядно показывают взаимодействие спроса, цены и предложения, как регулирование рынка. [1, стр. 49]

Равновесие на «не производимые блага» (к примеру, товары, производство которых технологически возможно, но экономически нецелесообразно либо нерентабельно), характеризуются нулевым объёмом спроса и предложения. Так может происходить по тому, что цена предложения всегда будет превышать цену спроса, при их положительном значении. Можно конечно предположить, что найдётся эксцентричный бизнесмен – миллиардер, который закажет себе такой товар, но в данном случае речь о серийном производстве будет слишком смелой.

Рассмотрим вопрос общего равновесия. Или можно сказать так, равновесного состояния всей рыночной системы, что в микроэкономике означает одновременное достижение равновесия на всех рынках, рынках ресурсов и рынков благ. Взаимосвязь всех рынков экономической системы исследуется с помощью модели общего экономического равновесия. Идеальным проводником информации в условиях совершенной конкуренции является ценовой сигнал, который распространяет сведения об изменении рыночной ситуации по всем рынкам. Закодированные в цене сведения, продвигаясь от рынка к рынку, корректируются, вбирая в себя всё новые и новые коньюктурные данные. На рынок первичной информации возвращается уже преобразованный ценовой сигнал, и он оказывает на рынок уже внешнее воздействие. Такое явление называется эффектом обратной связи. Ценовые сигналы получают и издают одновременно все рынки, следовательно, эффект обратной связи включает в себя многократные преобразования и отражения ценовых сигналов в единицу времени. Рассмотрим вопрос: почему рынки товаров, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения друг к другу, так реагируют на взаимные ценовые сигналы – взаимосвязываются?

В микроэкономическом плане все товарные рынки связаны. С одной стороны они связаны рынком ресурсов, а с другой стороны – платёжеспособным спросом на блага, производимые с помощью ресурсов. Действительно, платёжеспособный спрос и рынок труда, как дно сообщающихся сосудов, связывают рынки товаров и услуг: если увеличивается спрос на одну группу товаров, может уменьшиться спрос на другие товары, в силу ограничения его платёжеспособности. Это так же относится к рынку ресурсов,  а в особенности к рынку труда, в силу его сегментации по различным специальностям. [9, стр. 64]

Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.
              Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются фирмы, специализирующиеся на сборе информации о спросе и предложении.

Во всяком случае, бизнес, прежде всего, заинтересован в быстром представлении, получении и обработке наиболее полной и достоверной рыночной информации, иначе затрудняется минимизация убытков и максимизация прибыли. Важное преимущество рынка, это отсутствие, у экономических агентов, по крайней мере, в долгосрочном плане, стимулов к искажению информации, стремление к минимизации трансакционных издержек, связанных с её поиском. Условием для эффективного производства продукта является эффективное распределение. Следовательно, именно конкуренция, как одна из механизмов регулирования рынка, является естественным стимулом, а так же организатором эффективного распределения ресурсов. Это очередная взаимосвязь. [9, стр. 70]

Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса. Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства.
Объектом конкуренции являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн.

Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны: она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя производителей применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

              К числу негативных сторон можно отнести: придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства; ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения; ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

 

4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Если спрос - это количество продукции, которое покупатель желает и имеет возможность купить, то есть платежеспособная потребность, то предложение - это то количество благ, которое продавцы готовы предложить в конкретное время в конкретном месте. Взаимосвязь, как видим, налицо. Объектом изучения в данном случае может стать как раз то количество благ, при котором и спрос и предложение совпадут.

В рыночном взаимодействии участвуют продавцы и покупатели. Поведение продавцов описывается с помощью функции предложения, покупателей  - с помощью функции спроса. Величина предложения представляет собой то количество товаров, которое возможно будет продано на данном рынке и в данное время по определённой цене. Закон предложения состоит в том, что при повышении цены товара величина предложения при прочих равных условиях увеличивается.  «Продавец» ориентируется на предпочтения и вкусы «Покупателя». Прежде чем продать, товар необходимо произвести, используя ограниченные ресурсы. Функция предложения выстраивается, как вывод, следующий из исследования производственных возможностей. Для того чтобы произвести и получить первую единицу товара, производитель отказывается от некоторого количества каких-либо других товаров. Альтернативная стоимость следующей единицы товара, несомненно, будет выше, это следует из свойств, производственных возможностей. Предельная норма замещения также возрастает при увеличении количества поставляемого товара на рынок. Значит, увеличивается предельная полезность и альтернативная стоимость, которую теряет продавец при производстве дополнительной единицы товара. Из этого следует, что затраты должны быть компенсированы более высокой ценой (Р), которую продавец получит от её продажи на рынке. Получаем, что количество (Q) предлагаемых  продавцом товаров будет расти только при увеличении цены. Это и есть закон предложения. Рассмотрим данное взаимодействие предложения (SS) и спроса (DD) в графическом изображении на Рис. А.

              На Рис. А изображена линия предложения (SS) и линия спроса (DD). Координаты точки пересечения этих линий (Е) определяют равновесную цену и равновесный объём. Равновесие понимается в том смысле, что предложенное по цене (РЕ) всё количество товара, оказывается проданным, т.е. совпадает с количеством товара, которое покупатели имели возможность и желали купить по данной цене. Если цена выше равновесной (Р1), неизбежно образуется излишек товара, а если цена ниже равновесной (Р2), то образуется дефицит товара.

Если нет возможности хранить товар, в ситуации излишка, продавец вынужден снижать цену до тех пор, пока весь товар не будет распродан. В следующем периоде продавцу необходимо будет сократить величину предложения, чтобы не нести убытков.

И в другом случае, при наличии дефицита у продавца появляется стимул и возможность поднять цену, а в следующем цикле увеличить выпуск продукции. Таким образом, по взаимодействию цены, спроса и предложения осуществляется рыночная саморегуляция.

Избыточный спрос или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет: побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и вытеснять некоторых потребителей с рынка.

Информация о работе Взаимосвязь структур рынка