Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 00:08, курсовая работа
Актуальность этой темы в том, что два начала - рынок и государственное экономическое регулирование составляют основу современной организации национального хозяйства. Рациональность такой организации доказана практикой, что в немалой степени определяет направленность нынешнего реформирования российской экономики, направленность на развитие «среднего класса» в России. В ходе российских реформ, предлагается развивать рынок со всеми присущими ему структурами и функциями макроэкономического регулирования для решения многих вопросов социальной политики, поддержания стабильности и экономической эффективности национального хозяйства...
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА 4
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА 7
2.1. Типы рыночных структур 9
2.2. Виды рынка 11
2.3. Сегменты рынка 13
3. ЦЕНА, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ 16
3.1. Структура совершенной и несовершенной конкуренции 16
3.2. Монополия и олигополия 19
3.3. Рынок, как саморегулирующийся механизм 25
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.
Термин «конкуренция» (от латин. «конкурро»)— сталкиваться. Речь идет о соперничестве, в котором, как принято считать, побеждают наиболее эффективные участники рынка.
Конкуренцию считают самым важным элементом рынка как хозяйственной системы. Именно благодаря конкуренции «невидимая рука» рынка вынуждает каждого участника хозяйственных отношений в погоне за личной выгодой производить экономические блага, нужные обществу.
В рыночном хозяйстве участниками конкурентной борьбы являются, прежде всего, фирмы, которые соревнуются, друг с другом за рынок сбыта. Однако в конкуренции участвуют и отдельные люди - они соперничают на рынке труда, предлагая работодателям свой труд разной квалификации за различную заработную плату. Наконец, в рамках мирового хозяйства происходит конкуренция разных стран, каждая из которых стремится опередить другие страны (или догнать ушедших вперед) в борьбе за лучшие условия для своих граждан и для отечественных предпринимателей.
2.1. Типы рыночных услуг
Различия в характере рыночной конкуренции неразрывно связаны с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга. Эти отличия могут быть по количеству и размерам, действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможностями входа на рынок новых фирм и выхода из него, а так же доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм может действовать в условиях свободной или совершенной конкуренции, но в чистом виде в мировой практике экономики она никогда не существовала. Эта теория – идеал, к которому нужно стремиться направлять развитие рынка. В настоящее время действует рыночная структура, которая носит название - несовершенная конкуренция. [8, стр. 99]
Охватывая своим влиянием все сферы экономики, рынок имеет очень сложную структуру. Экономическая структура подразделяется:
- формами собственности (частная, коллективная, смешанная, государственная);
- структурой товаропроизводителей (частные, индивидуальные, кооперативные, арендные, государственные), данная структура зависит от удельного веса в целостной экономики той или иной формы хозяйствующих субъектов;
- уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;
- особенностями сферы товарного обращения;
- видами торговли страны.
Все эти особенности непосредственно накладывают отпечаток на рыночную систему, которая в свою очередь приобретает специфические черты, присущие экономике отдельного государства – России.
По своей структуре все рынки можно подразделить:
1) По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- рынки рабочей силы;
- рынки средств производства;
- рынки благ и услуг;
- рынки ценных бумаг;
- рынки научно-технических разработок.
В современном мире невозможно себе представить функционирование каждого из этих рынков отдельно. Все эти рынки тесно взаимодействуют между собой, на первый взгляд, являясь независимыми. Для того, чтобы произвести какой либо товар, востребованный конечным потребителем (блага и услуги), необходима организация производства. При этом взаимодействуют почти все элементы, в виде займов на закупку материалов, нанятых рабочих для исполнения необходимых работ, научно-технические разработки, для эффективного развития и усовершенствования производства.
2) По товарным группам:
- товары народного потребления (продовольственные товары);
- рынки товаров производственного назначения;
- рынки сырья и материалов и т.д.
В данной группе, для того, чтобы довести конечный, единичный результат до потребителя, необходимо сырьё, из которого возможно произвести оборудование производственного назначения, с помощью которого, будут изготовлены товары народного потребления.
3) По пространственному признаку:
- внутрирегиональные;
- межрегиональные;
- республиканские;
- межреспубликанские;
- международные.
Формирование данных рынков обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.
Вся взаимосвязь по этому признаку происходит в обмене услугами и специфическими товарами, стремлении расширить и качественно улучшить рынки потребляемых товаров, создании конкуренции, которая в свою очередь способствует развитию экономики.
4) По степени ограничения конкуренции различают:
- монопольный;
- олигопольный;
- межотраслевые рынки.
Рынки имеют многообразную и сложную структуру, затрагивая все жизненно важные сферы потребностей человека, являясь основным двигателем экономической системы страны. [8, стр. 102]
2.2. Виды рынка.
Существует так же разделение рынка по видам субъектов. Рынок оптовой торговли, когда в качестве продавцов и покупателей выступают организации и предприятия, используется при устойчивой кооперации труда. Рынок розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане. Существует рынок государственных закупок.
Розничная торговля, по своей сути, формирует основной анализ спроса конечного потребителя, ориентируя оптовую торговлю.
Оптовая торговля может существовать в двух видах: установление прямых связей между поставщиками и покупателями, и коммерческие центры и биржи.
Для развития оптовой торговли существуют экономические и социальные предпосылки, наличие обоснованной системы цен, учитывающей соотношение спроса и предложения, создание развитой инфраструктуры (транспортное обслуживание, складские помещения, базы и т.д.). [4, стр. 64]
Исследуя структуризацию, с экономической точки зрения можно выделить основные виды рынков.
Рынки товаров и услуг:
- рынки услуг (коммунальные, бытовые, транспортные);
- рынки потребительского назначения (продовольственные, непродовольственные);
- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства:
- сырья и материалов;
- орудий труда;
- энергетических ресурсов;
- полезных ископаемых;
- рынки недвижимости.
Финансовые рынки:
- рынки капиталов (инвестиционные);
- рынки ценных бумаг (акции, облигации и т.д.);
- кредитные рынки;
- валютно-денежные рынки.
Существуют также рынки рабочей силы (их можно было бы назвать и рынками труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью). Существуют рынки интеллектуального продукта - это инновации, изобретения. Эти рынки так же включают идеи, замыслы, творческую информацию, представленную не только в форме цифр и слов, но и в виде образов, звуков, изображений, моделей, все это интеллектуальная собственность. [6, стр. 147]
2.3. Сегменты рынка
Для успеха в бизнесе мало иметь хороший продукт и знать, что он нужен на рынке. Чтобы четко определить возможную долю рынка, точнее составить прогноз сбыта и выстроить стратегию продаж, нужно более четко представлять нужды и запросы потребителей, знать, на кого в первую очередь рассчитана производимая продукция. Сегментация рынка — первый шаг в этом направлении.
Основные виды рынков могут подразделяться на различные субрынки и рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей того или иного товара на отдельные группы, предъявляющие к данному товару неодинаковые требования. Сегмент рынка – это часть рынка, группа потребителей продуктов или предприятий, которые образуются на основе общих определённых признаков. Сегментация может быть произведена различными путями с использованием множества факторов. [3, стр. 84]
Основными из них являются:
Географические факторы:
- по плотности населения;
- по регионам страны;
- по административному делению (республика, край и т.п.);
- по климатическим условиям.
Демографические факторы:
- по полу;
- по размеру семьи;
- уровню дохода;
- группировка населения по возрасту;
- по уровню образования;
- по профессиональному составу;
- по национальному признаку.
Психологические факторы:
- по личным качествам;
- по стилю жизни;
- группировка населения по социальному составу.
Поведенческие факторы:
- поиск выгод при покупке товаров (высокое качество, хорошее обслуживание, низкие цены);
- приобретение товаров носит случайный характер;
- статус постоянного клиента;
- эмоциональное отношение к продукции.
Взаимосвязь сегментов и видов рынка происходит путём взаимного дополнения каждого элемента другим. В ином случае эффективность в целом всей экономической системы не представляется возможной. Например: невозможно представить, каким образом будут изготавливаться товары при наличии станков, но при недостатке рабочей силы. Проследить спрос, невозможно без анализа по географическим, демографическим, психологическим и географическим (климатическим) признакам рынка, следовательно, нет возможности соотнести и просчитать предложение, в результате чего любое предприятие может понести убытки. [2, стр. 71]
При проведении сегментации важно иметь в виду, что в целом смысл сегментации состоит не просто в выделении групп потребителей (тем или иным образом) как таковых, а непосредственно в поиске целевого сегмента рынка, для которого продукт конкретной компании в данном месте, в данное время и в данных условиях подходит наилучшим образом. Это позволит руководству предприятия или фирмы обратить внимание на конкретные нужды и запросы потребителей, соответствующим образом выстроить свою стратегию маркетинга, производства, продвижения и сбыта продукции на рынке. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависят успех предприятия или фирмы в конкурентной борьбе, степень использования своих сравнительных конкурентных преимуществ. Для этого и осуществляется сегментация рынка, в этом ее главная цель и назначение: оценить каждую часть рынка и учесть условия работы с каждой из групп потребителей, представленных на этой части рынка.
Для того чтобы процедура сегментации была действительно полезной на практике, она должна отвечать ряду требований:
- нужно, чтобы выделенные с её помощью сегменты рынка можно было измерить, оценить количественно (определить долю сегмента в общей потенциальной ёмкости рынка, оценить платежеспособный спрос);
- сегменты должны быть существенными, представлять собой действительно крупную часть рынка (ёмкость каждого из них должна быть достаточной для того, чтобы производство и реализация того или иного продукта были рентабельными);
- необходимо, чтобы выделенные сегменты были доступны для предприятия или фирмы, была возможность успешно организовать сбыт (информировать конечных потребителей о достоинствах данного продукта и обеспечить им его доставку через сбытовую сеть);
- важно, чтобы определенные сегменты рынка позволяли предприятию или фирме действовать, т.е. обладали в достаточной мере возможностями активного воздействия на потребительский спрос, чтобы у компании всегда была возможность увеличивать в перспективе емкость рынка по каждому из сегментов, привлекая всё новых потребителей.
3. ЦЕНА, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Можем теперь перейти к вопросу о том, как действует механизм спроса и предложения на конкурентном рынке любого товара, каким образом рыночная цена устанавливается на таком уровне, когда спрос и предложение равны. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определённое соотношение: это, как правило, чем выше цена, тем меньше число покупателей, кто соглашается купить данный товар и наоборот.