Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 12:10, курсовая работа
Цель исследования – определение отличительных особенностей японского менеджмента.
Для достижения цели ставятся задачи:
ознакомится с теоретическими основами японского менеджмента,
изучить особенности японского менеджмента,
рассмотреть практические аспекты японского менеджмента.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы японского менеджмента ……...……………………….. 5
1.1 Философия и приоритеты японского менеджмента …………………………. 5
1.2 Принципы японского менеджмента …...………………………..……………. 9
1.3 Поведение в организации ……………………………………………………..13 1.4 Система планирования в японском менеджменте ……………………….…. 16
1.5 Система контроля в японском менеджменте …………………………….…. 18
2. Особенности японского менеджмента …………..…………………………… 20
2.1 Особенности японского менеджмента в системе управления персоналом.. 20
2.2 Система пожизненного найма ……………………………………………….. 21
2.3 Система оплаты труда ……………………………..…………………………. 24
2.4 Система должностей …...…………………………………………………….. 25
2.5 Система мотивации ……...…………………………………………………… 27
2.6 Система непрерывного обучения ……………………………………………. 28
2.7 Особенности японского менеджмента в системе управления качеством .. 29
3 Практические аспекты японского менеджмента …………...………………… 35
3.1 Анализ внедрения японского менеджмента на примере
Альянса Renault-Nissan …...………………………………………………….. 35
3.2 Пути внедрения японского менеджмента в России …………...…………… 38
Заключение ………...……………………………………………………………… 42
Список использованных источников ……………
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Японский менеджмент»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы
японского менеджмента ……...………
1.1 Философия и приоритеты
японского менеджмента ……………………
1.2 Принципы японского
менеджмента …...………………………..………
1.3 Поведение в организации ……………………………………………………..13 1.4 Система планирования в японском менеджменте ……………………….…. 16
1.5 Система контроля в
японском менеджменте ………………………
2. Особенности японского менеджмента …………..…………………………… 20
2.1 Особенности японского
менеджмента в системе
2.2 Система пожизненного найма ……………………………………………….. 21
2.3 Система оплаты труда ……………………………..…………………………. 24
2.4 Система должностей …...…………………………………………………….. 25
2.5 Система мотивации ……...…………………
2.6 Система непрерывного обучения ……………………………………………. 28
2.7 Особенности японского менеджмента в системе управления качеством .. 29
3 Практические аспекты
японского менеджмента …………...…
3.1 Анализ внедрения японского менеджмента на примере
Альянса Renault-Nissan …...………………………………………………….. 35
3.2 Пути внедрения японского
менеджмента в России …………...……
Заключение ………...……………………………………………………………… 42
Список использованных источников ……………………………………………. 45
Приложения ……………………………………………………………………….. 47
ВВЕДЕНИЕ
Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую и другие системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета.
В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, так как быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире. Япония является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей; доминирует в производстве почти всех категорий массовых полупроводниковых микросхем; признана самой конкурентоспособной страной в мире; занимает лидирующие позиции в обеспечении грамотности, социальной политики, качества жизни. Эти и другие успехи во многом обусловлены высоким уровнем менеджмента, основателями которого были Мацусита, Курата, Исизака, Хонда, Морита, Ибука и др.
Актуальность исследования заключается в том, что в современном мире компании тщательно подходят к выбору стиля эффективного управления. Поэтому богатейший опыт японского менеджмента может помочь на практике с учетом адаптации этого опыта на российских предприятиях.
Теоретическая значимость исследования касается комплексного и всестороннего изучения японского менеджмента.
Цель исследования – определение отличительных особенностей японского менеджмента.
Для достижения цели ставятся задачи:
Объект исследования – японский менеджмент.
Предмет – особенности японского менеджмента.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента.
Исследованиями японского менеджмента занимались следующие ученые: Басовский Л.Е., Веретнов В., Волгин Н.А., Дорофеева Л.И., Дорофеев В.Д., Кабушкин Н.И., Кнорринг В.И., Кравченко А.И., Курицын А.Н., Леонтьева Е.Л., Пантелеева Е., Пивоваров С.Э., Рохмина Е.Б., Симхович В., Трегубов В., Чалых Я.Н. и др.
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования: изучения монографических публикаций и статей, аналитический, системный, обобщение.
Информационная база исследования: монографии, учебники, статьи отечественных и зарубежных авторов, ресурсы сети Интернет.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части работы, заключение, список использованных источников, приложения. Объем работы 46 страниц, список использованных источников состоит из 20 источников.
Япония – это островное государство, расположенное в Тихоокеанском регионе, обделенное природными источниками полезных ископаемых, с многочисленным населением, которое исторически было вынуждено бороться с природой за землю, отвоевывать которую приходилось у моря и других стихий.
Япония – это государство, которое Советский Союз победил во 2-ой мировой войне и которое подвергалось ядерной бомбардировке и американской оккупации. Япония – это страна, чьи товары сегодня являются символом высочайшего качества, лидер мировой экономики, страна, чьи золотовалютные резервы являются самыми большими в мире, это страна, давшая миру феномен своего стиля менеджмента [11, с.73].
Менеджмент в Японии, японская система менеджмента, или "нихонсикикэйхо", как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культурно-общественную психологию [9, с.8].
Анализ литературы показал, что японский менеджмент развивался частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны [1-2, 4-8, 11-15, 17-21].
На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект [6, с.92].
Таким образом, японский менеджмент формировался под влиянием двух факторов:
управления;
В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ национальных традиций Японии.
Этим вопросам уделил много времени В.И. Кноринг. По его мнению японское национальное мировоззрение, сложилось на гармоничном переплетении трех культур: китайской, ориентированной на групповую связь людей, индийской, обращенной к духовному абсолюту, и американской, основанной на свободной воле личности. В японцах не угасает глубокое уважение к «самурайскому духу», обязывающему добиваться победы упорством, силой воли в любых, самых тяжелых ситуациях, чему учит кодекс Вусидо, «Книга пяти колец» и другие произведения средневековых японских авторов [7, с.304].
Важнейшими чертами японского характера являются: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость, верность семейным традициям, глубокое чувство патриотизма и любовь к родине [20, с.91].
Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.
Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм (от лат. paternus – отцовский, pater – отец) – доктрина об «отеческом», «благотворительном» отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности [3, с.18].
Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам [11, с.74].
Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов [4, с.236].
Таким образом, японский менеджмент отличается от менеджментов европейских стран и США тем, что основным предметом управления по-японски являются, прежде всего трудовые ресурсы. Японцы верят, что ключом к успеху компании являются люди.
В. Вертенов обращает внимание на то, что цель, которая стоит перед японским менеджером – повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда. Между тем, в европейском и американском менеджменте основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды наименьшими усилиями [2].
Японский менеджмент основывается на философии «Мы все одна
семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров – установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры – одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха. Опросы работников всемирно известной фирмы «Сони Корпорэйшн» показали, что 75-85% опрошенных считают себя одной «командой», усиленные совместные действия которой принесут всем ее членам пользу [12, с.79].
Руководители всегда стремятся воссоздать в коллективе «семейную» обстановку: они интересуются жизнью своих служащих и при наличии проблем помогают в их решении, ведь они негативно сказываются на выполнении обязанностей, а значит, и на деятельности компании в целом. Подчиненные, также испытывают глубокое уважение к своему руководителю. Общаясь с ним, они также вправе высказать свое видение дела [16].
Японцы называют организацию «ути», что означает «дом, семья», и убеждены, что можно изменить мировоззрение, разводиться, менять фамилию и
имя – невозможно лишь изменить фирме.
Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Управление при этом носит в основном рекомендательный характер – в этих условиях не следует слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо. В любом коллективе существует четкая и всем понятная цель, которая сплачивает персонал фирмы в коллектив единомышленников, настроенных на решение центральной задачи, достижение цели, которой подчинено все [11, с.75].
Каждый японский служащий весьма тесно отождествляет себя с фирмой, в которой работает, и убежден в собственной значимости и незаменимости для своей компании. Не случайно для японцев слово «профессия» отождествляется с работой, а практически означает организацию (фирму), где они работают: японский работник в ответ на вопрос о его занятии называет компанию, где он работает [9, с.12].
Японский менеджмент основан на коллективизме. Он использует все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это дает возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно [17, с.304].
Фундамент конкурентности японского менеджмента имеет две цели:
1) быть лучше, не отставать;
2) быть если не лучше, то другим.
Быть лучше означает иметь лучший продукт или, по крайней мере, эквивалентный. Быть другим означает найти нишу, находящуюся вне основного потока конкуренции. Для этих целей поднимаются все ресурсы компании, от персонала до актива, все подчиняется единой идее. Третья фундаментальная основа – это создание и безжалостная эксплуатация конкурентных преимуществ. Основной целью японских корпораций является долгосрочный рост и отсутствие погони за краткосрочной прибылью. Это существенная особенность японского стиля менеджмента [9, с.8].
Таким образом, тщательное изучении японского менеджмента показало, что "нихонсикикэйихо" – это синтез традиционных, этнокультурных традиций и импортированных идей переосмысленных в соответствии с культурными ценностями. Японский менеджмент основан на коллективизме, использовании всех морально-психологических рычагов воздействия на личность. Прежде всего это чувство долга перед коллективом. Основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, – повысить эффективность работы предприятия главным образом за счет повышения производительности труда работников. Главная причина успеха японского менеджмента – умение работать с людьми.