Задачи и функции управления инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Состав рынка услуг – это набор переменных величин, которые могут быть творчески скомбинированы для решения задач организации на рынке. Если для рынка товаров традиционно характерны четыре составляющие – продукт, цена, место и стимулирование, то для рынка услуг добавляются еще три элемента:
• участники, в качестве которых рассматриваются все люди, вовлеченные в сферу услуг (продавцы услуг, клиенты, а также будущие клиенты);
• физические факторы, т.е. внешняя среда, в которой оказываются услуги и в которой взаимодействуют продавец и клиент (сюда включаются любые материальные элементы, которые помогают предоставлять услуги и служат связующим звеном между ними – одежда служащих, оборудование и др.);
• процесс, процедуры и деятельность, необходимые для предоставления услуги, т.е. технологический процесс, включающий этапы производства услуги, требуемые технические условия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
1.2 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
1.3 СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.4 КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ ЗАВЕРШАЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО "____"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "__"
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "___"
2.3 ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ОАО "___"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

2. задачи и функции управления инновациями.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)


Тема 2. задачи и функции управления инновациями

             

 

 

1. Предпринимательское управление на рынке услуг

 

Состав рынка услуг – это набор переменных величин, которые могут быть творчески скомбинированы для решения задач организации на рынке. Если для рынка товаров традиционно характерны четыре составляющие – продукт, цена, место и стимулирование, то для рынка услуг добавляются еще три элемента:

      участники, в качестве которых рассматриваются все люди, вовлеченные в сферу услуг (продавцы услуг, клиенты, а также будущие клиенты);

      физические факторы, т.е. внешняя среда, в которой оказываются услуги и в которой взаимодействуют продавец и клиент (сюда включаются любые материальные элементы, которые помогают предоставлять услуги и служат связующим звеном между ними – одежда служащих, оборудование и др.);

      процесс,  процедуры и деятельность, необходимые для предоставления услуги, т.е. технологический процесс, включающий этапы производства услуги, требуемые технические условия.

Стратегия предприятия отражается в уникальной комбинации всех этих элементов.

Развитие организации следует определить как перемену состояния, т.е. переход из одного состояния в другое, которое считается лучшим, более эффективным или целесообразным для деятельности. Под переменой подразумевается достигнутое улучшение, когда руководители оценивают организацию как более успешную, чем ранее, что в свою очередь дает всем сотрудникам организации важное ощущение успеха. Здесь особо следует выделить социально-психологические эффекты этого процесса, которые, выступая на определенном этапе результатом деятельности, в свою очередь, являются необходимым условием для ее продолжения.

Основная трудность в осуществлении изменений на предприятии – совмещение и определение рационального соотношения между поддержанием стабильности существующей системы  и осуществлением необходимых преобразований. На предприятиях социально-культурной сферы возможно сохранение как «старых» технологий, так и постоянное освоение новых. Например, несмотря на развитие информационных технологий, бронирование мест в гостинице может осуществлять и лично, и по телефону, и посредством Интернета, но вот оформление заявок, договоров, других документов «вручную» уже вызовет неудовольствие клиента вследствие значительных потерь времени при обслуживании.

 

 

 

2. Концепции развития организации

 

Выделяется две концепции развития организации:

      концепция «втягивания рынком»: предприятия  предлагают продукты и услуги, вызванные потребностями рынка (пример 6);

      концепция «технологического проталкивания»: используя идеи и творческие предложения сотрудников и заимствуя новшества в других сферах жизнедеятельности, предприятия предлагают принципиально новые продукты и услуги, формируют новые потребности человека и способы их удовлетворения (пример 6). Этот подход основан на НИОКР и разработках, проводимых как в научных организациях, вузах и на предприятиях, технологических прорывах, так и собственных исследованиях.

Пример 6

Hilton установил новый стандарт деловых услуг (маркетинговая концепция развития)

В соревновании ведущих гостиничных корпораций за создание лучших условий для деловых путешественников ведущее место принадлежит Hilton. В любом отеле корпорации бизнесменам предлагается целый комплекс услуг, способствующих успешной работе:

       высокоскоростной доступ в Интернет в гостевых номерах, где проживают бизнесмены, комнатах для переговоров и конференц-залах;

       наличие зон, где имеется высокоскоростной выход в Интернет, в общественных помещениях гостиниц – лобби, ресторанах, гостиных;

       круглосуточно работающий бизнес-центр, где гости могут воспользоваться оборудованными рабочими местами, принтерами, копировальными машинами, канцелярскими принадлежностями, устройствами для уничтожения CD;

       услугу «удаленный принтер»;

       круглосуточные почтовые услуги, в том числе курьерской почты;

       оборудованное рабочее место в гостевом номере.

Источник: Отель Hotel. – 2005. - №7. – С.44.

Автоматизированная система бронирования (концепция технологического проталкивания)

Автоматизированные системы бронирования представляют собой технологические прорывы в туристском бизнесе, Пример – система TEZ TOUR, которая была запущена в марте 2005 г. Она коренным образом облегчает работу агентств и экономит время туристов.

Все офисы TEZ TOUR (московские, региональные, зарубежные) существуют в едином информационном пространстве (в апреле 2005 г. к системе было подключено 4,5 тыс.агентов). Система обеспечивает 2000 бронирований в день. Наиболее полно автоматизированы операции со стандартными заявками (их доля в общей массе заявок составляет 75%). Оператору необходимо выбрать отель, тур, срок и нужную пакетную цену, и в системе он-лайн-бронирования появляется заполненная заявка, в которую остается внести даты, фамилию и имя туриста. Система  предусматривает «время сессии» для работы над заявкой (20 мин.). Сложные индивидуальные туры требуют для оформления, как правило, не более суток.

Система бронирования TEZ TOUR позволяет произвести изменения в ранее заказанном туре (рейса, категории номера в отеле, типа питания и др.).

В TEZ TOUR имеются возможности быстрого поиска:

       отелей (по названию, классу, городу, определенным услугам);

       информации по забронированным билетам;

       данных по забронированным агентствами заявкам (по номерам, датам, началу действия договора, именам и фамилиям туристов, по стране и т.д.);

       списков туристов, отправляющихся в тур в определенный день;

       координат туриста за рубежом в случае необходимости.

Система позволяет вести  учет не только в TEZ TOUR, но и в агентских компаниях. Более того, предусмотрена возможность работы в прежнем режиме по желанию персонала.

Источник: Туризм. – 2005. - № 4. – С.26-27.

 

В зависимости от характера концепции, на которой основано нововведение, различают:

      инновации с технологической доминантой, изменяющие  физические свойства продукта и услуги на уровне производства, применения новой компоненты или нового материала, создания принципиально новых продуктов, новых изделий, нового физического состояния или новых комплексных систем. Они возникают в результате применения точных наук в производственной практике и рождаются в научных организациях и подразделениях НИОКР (например,  новый материал – пенополиуретан, новое изделие – цифровой фотоаппарат, новое физическое состояние – растворимый кофе, новая комплексная система – современный кинотеатр);

      нововведения с коммерческой или маркетинговой доминантой, касающиеся в основном вариантов управления сбытом продукта и услуги и коммуникациями, как составляющих процесса их реализации (пример 7).

 

Пример 7

Инновации с маркетинговой доминантой

Новое средство платежа

Кредитная карточка

Новая комбинация эстетических и функциональных   свойств

Информация об отелях на сайте турфирмы

Новая презентация продукта

Workshop – мероприятия, организуемые правительственными организациями и ассоциациями делового туризма, в которых туристические представительства разных стран, туроператоры, крупные отели, представляют свои возможности для туризма

Новый вид рекламы

Плакаты на автобусных остановках

Новое применение известного продукта

Туры «отдых + обучение»

Новый способ продаж

Интернет-магазин

 

Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в финансовых ресурсах. Так, например, на рынке туристических услуг появился фальш-туризм. Клиенту предлагается «легенда его пребывания в любой стране», подкрепленная фотографиями, произошедшими с ним приключениями и историями, приобретенными сувенирами и т.п. Стоимость услуги – от 500 евро. Услуга пользуется спросом среди бизнесменов-трудоголиков, которым трудно выделить время на турпоездки, но статус которых требует посещения различных стран.

Граница между этими формами инноваций размыта, и технологические нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим. Например, прогресс в обработке информации позволил разработать систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслуживания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но известна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Так, распространение идеи самообслуживания способствовало созданию торговых автоматов.

 

 

3. Развитие продукта

 

Т. Левитт ввел в научный оборот понятие интегрального продукта, или динамичной модели продукта (рис.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 3. Модель интегрального продукта

 

Характеристика видов продуктов представлена в табл. 8. С помощью данной модели можно прояснить многое из того, что происходит в сознании потребителя и от чего, в конечном итоге, зависит, какое решение он примет.

 

Таблица 8

Характеристика видов продуктов в соответствии с моделью Т.Левитта

 

Вид продукта

Характеристика продукта

Пример

Родовой продукт

Это базовый, качественно опреде-ленный продукт, элементарный набор качественных признаков, делающий товар или услугу средством удовлетворения конкретной потребности

Традиционная экскурсия по собранию экспонатов

Ожидаемый продукт

Включает в себя родовой продукт как минимум плюс все то, что ждет от продукта потребитель. В характе-ристике ожидаемого продукта играет роль ситуативный фактор

Экскурсионная программа + продажа сувениров и предметов, имеющих отношение к экспозиции

Продукт с подкрепле-нием

Предложение клиенту нечто сверх ожидаемого, сверх того, что стало привычным, поражая его воображение каким-либо новшеством 

Музейная экспозиция, воссоздающая натуральную обстановку прошлого. Восковые фигуры жителей деревни заняты привычным делом. Экспонаты, которые ранее в музее были обособлены, теперь являются элементами общей экспозиции быта людей.

Потенци-альный продукт

Богатство дополнительных приманок, диверсификация «подкреплений» продукта, что может до неузнаваемости изменить ядро родового продукта

Реальность музейной экспозиции усиливается  «голосами жителей деревни, звуками», запахами, сопровождающими быт людей. Показываются археологические раскопки, материальные предметы в том виде, в каком они были обнаружены, а также работы по их реставрации. Сравнение некоторых экспонатов с современными (жуки, зерна злаков, растения…). Посетителям вручаются карточки, после заполнения которых им предоставляется информация об археологических раскопках и публикациях по тематике музея.

 

Примерно 60-80% удачных инноваций имеет рыночное происхождение, и именно эти новшества являются более успешными. Но следует учесть, что маркетинговые исследования осуществляются не только предприятием, но и его конкурентами, что может привести в и итоге к появлению очень похожих продуктов и услуг. Более того, при таком подходе продукт с подкреплением очень быстро становится родовым продуктом.

Стратегия, основанная на технологическом продвижении, скорее приведет к инновационному прорыву и создаст основу для долговременного конкурентного преимущества. Большинство инновационных прорывов зарождается в научно-исследовательских организациях и подразделениях предприятий, осуществляющих научные изыскания,  а не на рынке, а также предлагаются творческими сотрудниками, которые реализуют инициативные  исследования.  Это свидетельствует об ограниченности маркетинговой концепции, и поэтому необходимо сохранять баланс между этими двумя концепциями. Акцент на следование запросам потребителей, клонирование чужих новшеств может привести к трудно устранимому технологическому запаздыванию.

Перемены на предприятии не являются самоцелью. Это только средство, позволяющее приспособиться к новым условиям и сохранить или повысить конкурентоспособность организации в постоянно меняющейся внешней среде.

 

4. Задачи менеджмента инноваций

 

Управление нововведениями, является подсистемой общего управления предприятием. Под менеджментом инноваций следует понимать совокупность принципов, методов и форм управления целенаправленными изменениями в организации, инновационными процессами, организационными структурами и их персоналом.

Управление инновациями призвано обеспечить:

      эффективный процесс создания новых знаний,  поиск инноваций. При этом необходимо обеспечить поиск новых знаний с меньшими эвристическими затратами и с большей вероятностью достижения цели;

      развитие творческого потенциала сотрудников, т.к. эффективное решение многих практических проблем может быть найдено только с помощью привлечения знаний и опыта из других областей деятельности (пример 8);

 

Пример 8

Новые представления о технологических возможностях

     Сегодня технологии развиваются параллельно. Они постоянно пересекаются. Все чаще кардинальным образом индустрию развлечений и ее технологии изменяют технологические новинки, о которых специалисты данной индустрии имеют самое общее представление. Например, истоки лазерного шоу лежат в квантовой физике. Сплошь и рядом эти «чужие» технологии заставляют специалистов изучать, приобретать, применять и изменять не только технологические знания, но и само отношение, общий подход к своей деятельности.    

Так, программа обслуживания постоянных клиентов в отелях Marriott International была заимствована из программы обслуживания постоянных клиентов американской авиакомпании. У клиентов, постоянно останавливающихся в отелях системы Marriott и покупающих какие-либо услуги (например, питание в ресторане), на особом счете накапливаются средства, которые потом они могут использовать для бесплатного проживания и получения других льгот.  

Информация о работе Задачи и функции управления инновации