Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа
Состав рынка услуг – это набор переменных величин, которые могут быть творчески скомбинированы для решения задач организации на рынке. Если для рынка товаров традиционно характерны четыре составляющие – продукт, цена, место и стимулирование, то для рынка услуг добавляются еще три элемента:
• участники, в качестве которых рассматриваются все люди, вовлеченные в сферу услуг (продавцы услуг, клиенты, а также будущие клиенты);
• физические факторы, т.е. внешняя среда, в которой оказываются услуги и в которой взаимодействуют продавец и клиент (сюда включаются любые материальные элементы, которые помогают предоставлять услуги и служат связующим звеном между ними – одежда служащих, оборудование и др.);
• процесс, процедуры и деятельность, необходимые для предоставления услуги, т.е. технологический процесс, включающий этапы производства услуги, требуемые технические условия.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
1.2 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
1.3 СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.4 КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ ЗАВЕРШАЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО "____"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "__"
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "___"
2.3 ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ОАО "___"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Решение идти вторым путем (добавляя, модифицируя, исключая существующие услуги) связано с риском. Хотя определенной части риска можно избежать, позволив кому-либо быть первым, а самому стать вторым или третьим, полностью исключить риск нельзя.
Организация эффективного сервиса начинается с представления о жизненном цикле услуги, т.е. совокупности временных периодов от начала разработки услуги до исключения ее из комплекса услуг.
Ф.Котлер жизненный цикл услуги рассматривает относительно процесса развития ее продаж и получения прибыли, который состоит из четырех этапов:
этап выведения на новшества на рынок, начало предоставления услуги;
этап роста;
этап зрелости и замедления роста;
этап спада.
Каждая из стадий получила образное название, помогающее лучше понять происходящие процессы (рис. 4).
1. Название первой стадии - «Большая авантюра» - удачно характеризует риск, связанный с решением начать работу по оказанию какой-либо услуги. В связи с тем, что новая услуга почти всегда предлагается единственным предприятием, она может быть уникальной. Эта стадия характеризуется следующим образом:
поскольку на стадии предоставления еще нет конкурентов, то нет необходимости придумывать много вариантов;
на установление цены влияет отсутствие конкуренции, и цена обычно бывает выше, чем в период зрелости;
так как новая услуга предлагается единственным предприятием, рынок пока ее еще не знает и не понимает, то в стратегию организации должен быть включен вопрос о рекламе данного вида услуг. Затраты на рекламу, как правило, непропорционально велики;
предложение новой услуги потребует значительных средств.
Длительность данного этапа зависит от удельного веса «новаторов» и «ранних последователей» среди потребителей (табл.10).
Таблица 10
Классификация пользователей по относительному времени принятия инновации
Классификационная группа | Характеристика | Удельный вес |
1. Новаторы | Люди, склонные к риску, готовы опробовать новинку | 2,5 |
2. Ранние последователи | Лидеры мнений в своей среде, воспринимающие новые идеи легко, но проявляющие осторожность |
13,5 |
3. Раннее большинство | Осмотрительные люди, нуждаются в информации | 34,0 |
4. Запоздалое большинство | Люди, настроенные скептически. Следуют правилу большинства. | 34,0 |
5. Отстающие | Приверженцы традиций, подозрительно относящиеся к переменам и сопротивляющиеся им |
16,0 |
2. Стадия роста – «Время солнечного света» – характеризуется следующим:
значительный рост спроса, поскольку другие предприятия начинают предлагать такую же услугу, то осведомленность общего рынка достигает некоторой критической массы, а продажи достигают больших размеров;
на этом этапе новые конкуренты не создают больших проблем. Наоборот, другие предприятия, предлагающие подобную услугу даже по более высокой цене, расширяют рынок, поскольку осведомленность об этой услуге делает ее еще более популярной;
несмотря на конкуренцию объем продаж растет. Основные проблемы могут быть связаны с тем, как удовлетворить спрос. В течение этого периода конкуренция цен практически отсутствует;
растет количество разных вариантов услуг, т.к. конкуренты пытаются утвердиться на рынке;
направленность усилий по рекламе услуги меняется. В течение первого периода (знакомство с услугой) нужно преодолеть информационный барьер. На этом этапе необходимо доказать предпочтительность обращения именно на данное предприятие.
Тактически модификация услуги предусматривает следующие специфические изменения:
функциональность – изменение, которое повышает полезность и значимость услуги для заказчика;
стиль – осознание того, что клиент покупает продукт или услугу не только из-за ее функциональных возможностей;
качество – подразумевает изменение в восприятии клиентом значимости услуг (пример 13).
Пример 13 В Новосибирске открывается микроаналог американского Диснейленда В 2006 г. на 4-ом этаже нового торгово-развлекательного комплекса «Москва» начал работу Детский развлекательный Центр Crazy Park, микромодель известного американского Центра Disney World. Аналогов этому заведению в Новосибирске пока нет. Crazy Park является проектом московской компании «Премьер Парк», которую, в свою очередь, финансирует международная инвестиционная компания «Бронсард Альянс Инкорпорэйтед». На данный момент в России функционирует семь Crazy Park’ов, к концу 2006 г. запланирован запуск еще 23-х. Crazy Park разделен на несколько секторов: игровой зал; двухэтажный лабиринт внушительных размеров; кинозал, оборудованный для просмотра 4D-фильмов; детский боулинг; сценическая площадка, кафе и небольшой зал, предназначенный для проведения праздников. Особенность кинотеатра в том, что когда мы приходим в стерео-кинотеатр, ощущение реальности усиливается за счет визуальных эффектов, тут же прибавляются другие спецэффекты. Когда в фильме начинается дождь, вы будете чувствовать, как влага течет по вашему лицу. Тут будет и дождик, и ветер, и туман, и вибрация, и качание. Зал для просмотра оборудован специальными креслами с гидравлической системой, разными рычажками. На входе посетитель Crazy Park’a за 10 руб. покупает карту для оплаты всех видов услуг – ее пользователь имеет возможность в любой момент пополнять баланс карты, причем неизрасходованные средства оказываются действенными для следующих посещений. Самым дорогим будет лабиринт «Заплутаун». Причем внутри будут обязательно находиться взрослые, способные организовать игру или, если будет необходимость, разрешить конфликтную ситуацию. День рожденья для ребенка и его 6-7 друзей (еда, т.е. пицца, сок и торт; развлекательная программа, учитывающая индивидуальные особенности именинника и его друзей; возможность бесплатно поиграть в некоторые игры) будет стоить 800-1000 руб. Источник: НГС.НОВОСТИ |
3. На стадии зрелости общий объем продаж начинает характеризоваться тенденцией к снижению. Он может немного возрасти, если увеличится население. В данный период борьба переходит «в окопы», что проявляется в следующем:
сильное давление со стороны конкурентов серьезно осложняет борьбу за место на рынке и получение прибыли;
затраты возрастают, т.к. нужно вкладывать деньги в развитие различных вариантов предоставления данной услуги;
конкуренция цен усиливается;
затраты на рекламу услуги становятся менее эффективными.
4. Для стадии спада – «Извлечение выгоды из прошлого» – характерны следующие черты:
объем продаж фактически начинает уменьшаться, возможно, из-за предложения новой услуги или отсутствия спроса, что свидетельствует о потере актуальности этой услуги. Часто стадия спада необратима;
развивается ожесточенная конкуренция, т.к. предприятия отчаянно стараются выжить или свести убытки к минимуму;
на этом этапе прибыль получают только те предприятия, которые смогут приспособиться к новым обстоятельствам умирающего дела до самого конца.
Стратегия продления жизненного цикла продукта или услуги может иметь как наступательный, так и оборонительный характер. Цель наступательных действий – оживить спрос или открыть для него новый рынок. Оборонительный план состоит в стремлении отодвинуть момент устаревания продукта или услуги.
Обычно продукты и услуги проходят все этапы жизненного цикла, но скорость прохождения каждого из этапов у разных продуктов своя. Бывают и исключения: когда продукт переходит сразу в фазу зрелости или упадка, минуя промежуточные стадии. Возможно, что продукт, достигший стадии упадка «вдруг», совершенно неожиданно, становится вновь популярным и возвращается в стадию роста (такая ситуация характерна для туров к достопримечательностям, когда новые находки «оживляют» спрос).
Факторами, влияющими на продолжительность жизненного цикла продукта и услуги, являются:
долговечность: если достаточно единственного посещения экспозиции (так как она практически остается неизменной), то скорое снижение интереса к данному музею очевидно;
мода;
технологический прогресс.
Наличие жизненного цикла продукта и услуги ставит перед предприятием следующие проблемы:
необходимость эффективной организации работы с производимыми продуктами и услугами на каждом этапе их жизненного цикла с учетом морального старения;
своевременное изыскание новых продуктов и услуг для замены находящихся в стадии упадка.
Обеспечение баланса между совершенствованием существующих продуктов и услуг и разработкой новых является для любой организации задачей важной и, в то же время, чрезвычайно трудной.
Особенностью современной деятельности в любой сфере является сокращение продолжительности жизненного цикла продукта и технологии. Это обусловлено усилением конкуренции, ускорением процесса разработки новых продуктов и технологий, улучшением организации маркетинга и сбыта, совершенствованием управления и повышением эффективности деятельности предприятий.
8. Управление технологическими разрывами
С начала 80-х годов ХХ века основным объектом управления становится выбор стратегии в области новых технологий. Едва на смену одной технологии приходит другая, проблема их соотношения становится для предприятия важнейшей стратегической проблемой: сохранять (и как долго?) традиционную технологию, из-за которой часть продуктов и услуг оказывается затратной и морально устаревшей, или переходить на новую.
Решение проблемы основано на построении зависимости между затратами на улучшение процесса или продукта и полученными при этом результатами. Она изображается в виде логистической (S-образной) кривой (рис.5). Под результатами понимаются не прибыль или объем продаж, а показатели, характеризующие уровень параметров технологии и качества продукта (например, скорость обслуживания клиента, степень усвоения новых знаний при посещении музейной экспозиции и т.д.).
При описании этапов развития технологии эта зависимость отражает зарождение, интенсивный рост и постепенное достижение стадии полной зрелости технологического процесса или продукта. Первоначальные вложения в разработку новой технологии обеспечивают весьма незначительные результаты. Затем, когда происходит накопление и использование ключевых знаний, результаты улучшаются быстро. И, наконец, наступает момент, когда технические и социально-экономические возможности технологии исчерпаны и прогресс в этой области становится все более трудным и дорогостоящим, а дополнительные вложения средств лишь незначительно улучшают результаты (верхний участок логистической кривой).
Пределы технологии обусловлены естественными законами, на которых она основана, и проявляются в невозможности улучшить социально-экономические и технические характеристики технологии и получить экономическую отдачу, т.е. создание различных модификаций не обеспечивает прироста эффекта, воспринимаемого потребителями.
Достигнутый предел в развитии какой-либо технологии не означает завершения ее жизненного цикла, что связано:
во-первых, с отсутствием в завершенном виде новой эффективной технологии и продолжением производства продуктов и предоставления услуг, которые пользуются спросом;
во-вторых, с возможностью создания на основе этой технологии новых для рынка продуктов и услуг.
Когда появляется новая технология, она замещает устаревшую и имеет свою S-образную кривую. Промежуток между двумя кривыми представляет собой технологический разрыв, где одна технология замещает другую (рис.6).
Трудности осознания наступающего предела существующей технологии и принятия решения о переходе на новую заключаются в том, что, как правило, переход к новой технологии представляется менее экономичным, чем сохранение старой.
Эффективное управление технологическими разрывами основано на определении пределов действующей технологии, оценке скорости приближения к технологическому пределу, своевременной разработке и освоении новой технологии (пример 14).
Пример 14 Выставочный дизайн и новые информационные технологии В музее может применяться традиционная технология проведения экскурсии: экскурсовод рассказывает группе об экспозиции, и слушатели, даже задавая вопросы, остаются пассивными слушателями при получении знаний. В музее ведется работа по улучшению информационного сопровождения, расположению экспозиционных материалов и т.д., но без использования качественно новых методов социальных коммуникаций результативность такой экскурсии повысить сложно. Интерактивная технология, когда экскурсанты сами становятся представителями различных эпох и мест (например, в австрийских музеях в год празднования 250-летия со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта группа в соответствующих костюмах воспроизводит элементы танцев XIX века) характеризуется принципиально иными социально-экономическими и техническими результатами обслуживания. Но это, в свою очередь, не означает, что в музее откажутся от традиционной технологии. Музей Regenwaldhaus, построенный в 1995 г. по проекту британского архитектора Гордона Уилсона, расположен в городской черте. Гуляешь по парку Ганновера, наслаждаешься мягкостью континентального климата… и вдруг попадаешь в джунгли. В крытом павильоне на площади 3000 м2 воссоздан участок тропического леса Mata Atlantica, прибрежной области Бразилии, послужившей моделью для экспозиции Regenwaldhaus. По идее создателей музея, посетители должны получать полный спектр впечатлений – видеть, нюхать, ощущать и слушать. Ко всем четырем факторам восприятия создатели подошли основательно, с применением смелых и недешевых технологических решений. Аппаратное обеспечение процесса – группа парогенераторов, ежечасно выдающих порцию «мистического тумана», и «настоящий» водопад, действующий как естественный увлажнитель воздуха и т.д. Под куполом Regenwaldhaus сегодня живут 6 тыс. экзотических растений и животных, в самых неожиданных местах расставлены плазменные панели, оформленные как «информационные станции». На дисплеях в режиме бесконечного воспроизведения демонстрируются компьютерные и видеоролики о географии, биологии, джунглях и их бесстрашных исследователях. В «Доме дождливого леса» живут лягушки, змеи, бабочки. Собирать живую коллекцию для Regenwaldhaus начал Фриц Франк, знаменитый исследователь бразильской сельвы и изобретатель бионического декодера – прибора для расшифровки языка растений и животных. Идея использовать бионический декодер как «завлекалку» для посетителей была применена дизайнерами Regenwaldhaus еще при разработке концепции экспозиции. Для посетителей Regenwaldhaus начинается с раздачи персональных приемников (их потребовалось 500 шт.), которые напоминают изобретение Франка и которые переводят на человеческих язык (немецкий или английский) диалог ядовитых лягушек, обеспечивают звуковое сопровождение к видеоряду, дают описание тех экспонатов, которые находятся в поле зрения. В начале действия экспозиции действие приборов обеспечивалось инфракрасной системой, но в связи с тем, что через купол Regenwaldhaus проникает солнечный свет, ИК-сигнал прерывался несмотря на принимаемые меры, что очень раздражало посетителей и удручало устроителей экспозиции. Установка системы GuidePort, передача информации в которой осуществляется по РЧ-каналу в виде цифровых пакетов, стала панацеей. Новая технология гарантирует постоянное качество звучания независимо от уровня солнечного света или взаимного расположения излучателей и посетителей. Кроме того, установка новой системы дала устроителям Regenwaldhaus дополнительные преимущества – возможность передачи большего объема информации и гораздо более четкое, гибко перестраиваемое зонирование. Выиграли и спонсоры. Крупные американские и европейские компании считают участие в проекта престижным, а способ подачи рекламных сообщений, который обеспечивает система GuidePort, - весьма демократичным. Ведь посетитель может нажатием одной кнопки на приемнике просто выключить рекламное сообщение. Инициатива дизайнеров экспозиции по переходу на новую технологию эффективно сработала на расширение аудитории и заинтересованности посетителей, а косвенно - и на укрепление фундаментальных исследований музея. Источник: http://www.guideport.com |