Задачи и функции управления инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Состав рынка услуг – это набор переменных величин, которые могут быть творчески скомбинированы для решения задач организации на рынке. Если для рынка товаров традиционно характерны четыре составляющие – продукт, цена, место и стимулирование, то для рынка услуг добавляются еще три элемента:
• участники, в качестве которых рассматриваются все люди, вовлеченные в сферу услуг (продавцы услуг, клиенты, а также будущие клиенты);
• физические факторы, т.е. внешняя среда, в которой оказываются услуги и в которой взаимодействуют продавец и клиент (сюда включаются любые материальные элементы, которые помогают предоставлять услуги и служат связующим звеном между ними – одежда служащих, оборудование и др.);
• процесс, процедуры и деятельность, необходимые для предоставления услуги, т.е. технологический процесс, включающий этапы производства услуги, требуемые технические условия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
1.2 ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
1.3 СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.4 КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ ЗАВЕРШАЮЩАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ В ИННОВАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО "____"
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО "__"
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "___"
2.3 ФУНКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ОАО "___"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

2. задачи и функции управления инновациями.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

 

         совершенствование технологий (например, при демонстрации туристу условий проживания, содержание экскурсионных программ успешно используются не только буклеты, но и электронные носители, видеопродукция);

         освоение новшеств. Эта особая работа связана с неопределенностью получения положительных результатов (риском), необходимостью своевременного обеспечения различными ресурсами, проявлением «петель усиления», «петель ограничения»;

         управление социальными и психологическими аспектами нововведений.  Расширение масштабов и ускорение появления нововведений вызывает острые проблемы между старым и новым. Психологические аспекты «замены одного другим» выросли в сложную и порой неразрешимую проблему, т.к. любое нововведение представляет собой кризис. Причем его следует рассматривать как переломный момент в развитии системы, дающий простор новому. До настоящего времени в силу недостаточной развитости научной методологии предвидения на появление кризиса начинали реагировать только после его появления. Сейчас ведущие компании используют стратегию упреждения такого кризиса.

Менеджеров, которые могут предвидеть кризис, предложить систему мер по минимизации ущерба от него и претворить эти меры в жизнь, целесообразно считать инновационными менеджерами. Их поле действия – будущие или настоящие кризисные ситуации, они не должны уделять особого внимания обычным нововведениям: это дело традиционных менеджеров.

Менеджмент инноваций является стабилизатором переломных моментов, гасителем возмущений. Кризис для инновационного менеджмента – предмет изучения, а безопасность жизнедеятельности, в частности в предкризисных кризисных и посткризисных ситуациях – цель деятельности (пример 9).

Пример 9

Развитие кинотеатров

Первый дешевый кинотеатр, так называемый «Никельодеон», был открыт Гарри Дэвисом в 1905 г. в г.Питтсбурге (штат Пенсильвания). Хотя большинство американцев в начале ХХ века принадлежало к рабочему классу, театр предназначался для социальной элиты. Средняя семья получала всего $ 12, а средняя стоимость билета в оперу составляла $ 2.Большей части американцев развлечения оказывались недоступны. А вот билет в «Никельодеон» стоил  5 центов, т.к. весь театральный антураж был упрощен и оставлены только скамейки и экран. Размещались кинематографы в дешевых рабочих районах. Время сеансов было удобно и количество их достаточно – кинотеатры открывались в 8 утра и давали сеанс за сеансом до полуночи. Демонстрировались веселые, непритязательные комедии, понятные любому человеку, независимо от образования, языка или возраста. К 1914 году в США уже было 18 тыс. «Никельодеонов» с посещаемостью 7 млн. чел. в день.

В 1914 г. Самюэль Ротапфель, владелец множества «Никельодеонов» по всей стране, открыл первый в мире Палас-Театр, который представлял из себя изысканный кинозал с экстравагантными канделябрами, зеркальными холлами и огромными дверями. Служители, отгонявшие машины на стоянку, плюшевые диваны и длинные фильмы с театральными сюжетами – посетить такой кинотеатр не зазорно было и любителям театра и оперы. Кинотеатры-дворцы пользовались коммерческим успехом. В конце 1940-х годов, по мере того, как благосостояние нации стало расти, а американцы стали переезжать в пригороды, начали ощущаться факторы, ограничивающие концепцию Палас-Театров.

Однако отрасль вновь вернулась на территорию прибыльного роста благодаря Стэну Дюрвуду, который в 1963 г. создал в торговом центре Канзаса первый кинотеатр, в котором было несколько залов – «Мультиплекс».  С одной стороны, зрителю предлагался более широкий выбор фильмов, с другой – собрав в одном месте несколько кинозалов разного размера, владельцы могли оперировать ими в зависимости от размера спроса на те или иные фильмы, тем самым снижая риск и уменьшая издержки.

К 1980-м годам посещаемость кинотеатров снизилась вследствие распространения видеокассет, видеомагнитофонов, а также кабельного телевидения. Ситуация усугублялась еще и тем, что, пытаясь захватить все более крупную долю уменьшающегося рынка, владельцы разбивали свои кинотеатры на все более мелкие залы, чтобы предлагать посетителям как можно больше фильмов. Таким образом они разрушили одно из основных преимуществ отрасли: крупные экраны. В 1995 г. АМС вновь возродила кинотеатры, создав в США первый  Мегаплекс на 24 экрана. В отличие от зачастую тесных и непрезентабельных Мультиплексов, Мегаплекс отличался стадионным расположением легких удобных кресел, а также предлагал большой выбор фильмов и великолепную передачу изображения и звука. Несмотря на все эти улучшения операционные издержки Мегаплекса оказались ниже, чем у Мультиплекса, в связи с их расположением не в центре города.

Успех компании АМС  стал причиной того, что другие игроки отрасли занялись подражанием. Однако Мегаплексов стало чересчур много, и большинство из них закрылось к 2000 году вследствие экономического спада. Отрасль снова готова к появлению инновации.

Источник: У.Чан Ким, Рене Моборн. Стратегия голубого океана: Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2005.

 

 

 

 

5. Технологии производства продуктов и услуг

 

Современный подход  рассматривает технологию как характеристику  деятельности исполнителя и как способ ее организации и воспроизводства, т.е. совокупность знаний, умений и навыков (пример 10).

 

Пример 10

Технология различными авторами рассматривается как:

       форма взаимодействия между наукой и практикой; базовый элемент организации как социо-технической системы образующийся на стыке ее составляющих: «вещной» (машины, механизмы, оборудование, инструмент) и социальной (люди, социальные группы);

       сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях;

       использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере;

       общий метод ведения дел или решения задач компании.

 

 

Осуществляемый на предприятии процесс обслуживания клиентов предполагает наличие трех элементов:

      базовые технологии производства продукта и предоставления услуги, т.е. конкретные способы воздействия на предмет труда соответствующими орудиями производства. Сюда входят методы приготовления пищи в ресторане гостиницы, регистрации гостя администраторами службы приема и размещения, уборки номеров и т.д.;

      соединение базовых технологий с комплексами производственных машин, обеспечивающих получение продуктов и услуг с заданными параметрами, т.е. техническая реализация экономически эффективных условий функционирования (климатические установки и система безопасности гостиницы, аттракционы и др.);

      организация условий, обеспечивающих стабильность параметров деятельности и тем самым качества продуктов и услуг, т.е. различные виды контроля хода процесса обслуживания (бизнес-процесса).

Обеспечение сбалансированности этих трех составных частей технологии производства продуктов и услуг является главным условием эффективной работы предприятия социально-культурной сферы (пример 11).

 

Пример 11

Особенности технологических процессов и их эффективности в сфере услуг

Продавцы услуг разрабатывают сам процесс (технологию) предоставления услуг, чтобы через него управлять клиентом. В Диснейлэнде, например, очередь выстраивают змейкой, чтобы посетители плавно переходили к аттракциону и не чувствовали, что они ждали так долго.

Услуги оказываются не изолированно от заказчика. Например, услуга формирования имиджа предоставляется клиенту непосредственно, и он может стать частью процесса, изменяя его в любое время. В одно и то же время могут присутствовать несколько потребителей, и они прямо или косвенно оказывают влияние на процесс предоставления услуги. Жалобы посетителей на еду в ресторане отеля могут быть услышаны и повлиять на ожидания других клиентов относительно всего отеля, даже если они и сталкивались с хорошим обслуживанием. Посетители кинотеатров или концертных залов в процессе положительных эмоций от зрелища могут одновременно испытать и отрицательные, если они сидят рядом с плачущим ребенком или разговаривающим во время представления человеком.

 

Сфера услуг все больше использует сложную технологию для удовлетворения требований клиента, а технически оснащенная внешняя среда требует «человеческого прикосновения».  Предприятия все больше признают необходимость качественных разработок в области создания новых видов услуг. Поэтому организации будут развивать процесс разработки техники, что сведет в единое целое расширяющийся рынок, требования клиентов, нужды сотрудников со всеми разработками, нацеленными на качество.

Совершенно очевидно, что технологий огромное количество. Более того, каждое предприятие имеет свою технологию ведения дел, соответствующую уникальным характеристикам внешней и внутренней среды. Используемая технология и ее сопряженность с технологиями, которые применяются партнерами (например, взаимосвязь туроператоров и турагентов), является важнейшим фактором обеспечения эффективности деятельности организаций.

 

 

6. Виды технологий и их разнообразие

 

В конце XX века в государственных документах называются несколько классов технологий крупного масштаба, использование которых оказывает существенное влияние на мировое экономическое развитие. К ним относятся: макротехнологии; прорывные и критические технологии; технологии двойного назначения; информационные технологии; нанотехнологии; региональные технологии и др. Характеристика важнейших классов технологий представлена в таблице 9.

Таблица 9

Классы важнейших технологий ХХI века

Класс

Определение

Пример

Макротех-нология

Совокупность всех технологических процессов по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами, т.е. НИОКР, подготовку производства, производство, сбыт, сервисную поддержку и проч. Макротехнология  обеспечивает создание сложной конечной продукции и объединяет множество самостоятельных частных технологических процессов.

Это класс крупных комплексных технологий наукоемкого производства, составляющий основу современной мировой экономики

Признаками макротехнологий являются:

 большие объемы производства продукции и услуг,

 сложность продукции и услуг и, соответственно, технологии;

 наукоемкость продукции и услуг;

 присутствие на мировом рынке

В России возможно выделить 16–17 макротехнологий: авиация, космические и ядерные  технологии, судостроение, транспортное и  химическое Машино-строение, спецметаллургия, технологии нефте- и газодобычи, энергетическое машиностроение, станкостроение  и техно-логическое промышленное оборудование, микро- и радиоэлектроника, компью-терные информационные технологии, коммуникации, связь, биотехнологии. Но реально есть смысл говорить о  6–7, которые могут быть представлены на мировом рынке

Критические технологии

Технологии, в разработке которых необходимо осуществить прорыв на новый, более высокий научно-технический  уровень в целях обеспечения прогресса в развитии важнейших (приоритетных) направлений науки и техники для решения задач социально-экономической (а также научно-технической) политики. Критические технологии имеют межотраслевой характер и вносят главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений науки и техники

С учетом гражданских проблем и развития рыночной экономики к критическим следует относить технические проекты и технологии, создание которых может радикально повлиять на улучшение качества жизни населения, состояние  здоровья и решения социальных проблем, в конечном счете, содействующих стабилизации внутриполитической ситуации, повышению занятости населения, уровня и качества образования и т.д.

Интенсивные исследования в данной сфере способствуют развитию конгрессных услуг, образовательного туризма и т.п.

Технологии двойного назначения

Технологии, которые могут быть использованы при создании как вооружения и военной техники, так и продукции/услуг гражданского назначения

Многие разработки военной сферы эффективно используются в экстре-мальном туризме (парашюты, воздушные суда, акваланги, страховочные средства и т.п.)

Информации-онные технологии

Информационные технологии включают:

   сходящуюся совокупность технологий в микроэлектронике, создании вычислительной техники (машин и программного обеспечения), телекоммуникации/вещании и оптикоэлектронной промышленности;

     генную инженерию и расширяющееся множество ее дополнений и применений

Marriott International – крупная гостиничная сеть (США) - одна из первых компаний создавшая свою интерактивную веб–страницу, где можно получить исчерпывающую информацию о гостиницах. Интегрированная система карт дает доступ  более чем к 16 млн. организаций и достопримечательностей по всему миру. Стремление с помощью новых программ «привязать» клиента. Составление профиля клиентов. Создание в гостиницах бизнес-центров

Нанотехно-логии

Технологии включают атомную сборку молекул, новые методы записи и считывания информации, локальную стимуляцию химических реакций на молекулярном уровне и другие.

Нанотехнологии позволяют  создавать  новые материалы – композиты, мембраны для химической промышленности, сверхтвердые кристаллы, электронные схемы, тем самым подготавливается основа для производства принципиально новой продукции и услуг

Региональные   технологии

Для данных технологий технологическое пространство определяется значительной территорией, где расположены и действуют взаимосвязанные производственные объекты. 

К ним относятся различные виды транспорта, электроэнергетика и т.д.  Именно жесткая сопряженность различных субъектов и объектов и получаемый при этом синергический эффект определяет принципы управления данными технологиями

 

Особый интерес технология представляет как объект, на который воздействует система управления инновационными процессами. При этом ключевыми моментами являются оценка жизненного цикла  действующей технологии, определение пределов ее совершенствования, выбор момента смены существующей технологии новой, разработка новой технологии, маркетинг производимой с ее помощью продукта или услуги.

 

 

7. Жизненный цикл услуги

 

Создавая комплекс услуг, предприятие социально-культурной сферы и туризма имеет две альтернативы:

1.      Оно может выполнять свои задачи и добиваться своих целей в рамках уже сложившегося ассортимента услуг.

2.      Оно может изменить имеющийся комплекс услуг путем добавления новых их видов, меняя уже существующие или исключая те, которые больше не пользуются спросом (пример 12).

 

Пример 12

Развитие социальных технологий

В настоящее время идет поиск таких форм культурной деятельности, которые позволяли бы учреждениям культуры выходить из привычных рамок и активно внедряться в повседневную, бытовую среду.

В качестве примера можно рассмотреть Мороз-фестиваль в Олонце. Пробле­мы в этом карельском городе начались после того, как была постро­ена объездная дорога, и весь туристический поток из Центральной России в Карелию начал течь мимо. Встала задача, как завлечь туристов в город.

Отправной точкой для проектной идеи послужила легенда о карельском Морозце - Паккайне, родившемся в Олонце. Было решено в первых числах декабря проводить 3-дневный фести­валь Дедов Морозов, в котором участвуют Морозы из разных регио­нов. Во время фестиваля проводится масса шуточных конкурсов (типа метания валенка на дальность), гуляний, ярмарок, выставок (в том числе выставка старинных новогодних игрушек) и т.д. Одно из наиболее «обаятельных» и популярных мероприятий - выставка празднично оформленных окон, в которой может принять участие любой горожанин. Кто-то оформляет свои окна в расчете на вечернее время (огни, свечи, гирлянды), кто-то ориентируется на дневные часы - в этом случае за стеклом появляются целые компо­зиции из овощей, фруктов, цветов, бумажные и тряпичные коллажи. Победители конкурса награждаются призами, предоставленными мест­ными предприятиями.

Эффект участия является одним из важ­нейших принципов в продвижении любой инициативы. Людей уже давно не устраивает роль пассивного зрителя, они хотят не наблю­дать, а участвовать.

Существуют целые учреждения, построенные на принципе инте­рактивности. Одно из крупнейших - музей Немо в Амстердаме. Это музей естественнонаучных открытий,  которые демонстрируются в виде игр, опытов и голо­воломок. Есть совсем простые развлечения, рассчитанные на детей младшего возраста. Например, закон натяжения, принцип рычага или действие солнечных батарей.  Есть слож­ные, многоходовые тесты, адресованные взрослым интеллектуалам.  Все этажи здания представляют собой сплошную интерактивную зону, где каждый может опробовать действие различных при­родных явлений на собственном опыте. К слову, по посещаемости музей Немо конкури­рует с Рейксмузеумом, в котором хранятся такие шедевры,  как «Ночной дозор» Рембран­дта или «Молочница» Вермеера.

Информация о работе Задачи и функции управления инновации