Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение законов, функций, механизмов и эффектов микроэкономических рынков.
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение понятия рынок, его функций и видов;
- изучение законов и механизмов рынков;
- рассмотрение эффектов рынков.
ВВЕДЕНИЕ
1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Понятие рынка и его функции
1.2. Виды микроэкономических рынков
1.3. Рынок как система конкуренции
2. МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ
2.1. Механизм микроэкономического рынка
2.2. Законы микроэкономического рынка
2.3. Эффекты микроэкономического рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ
КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Понятие рынка и его функции
1.2. Виды микроэкономических рынков
1.3. Рынок как система конкуренции
2. МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ
2.1. Механизм микроэкономического рынка
2.2. Законы микроэкономического
рынка
2.3. Эффекты микроэкономического рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В экономической теории термин
«рынок» имеет несколько
Рыночные отношения, т.е. отношения между
покупателями и продавцами, начали складываться
ещё в глубокой древности, до возникновения
денег, которые и появились затем во многом
для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства
и развития производства товаров на продажу
менялось само представление о рынке.
Современный рынок, оставаясь
механизмом взаимодействия покупателей
и продавцов, превратился в систему
регулирования хозяйственной жизни.
Рынок обслуживает производство, обмен,
распределение и потребление. Для производства
рынок поставляет необходимые ресурсы
и реализует его продукцию, а также определяет
спрос на неё.
Для обмена рынок является
главным каналом сбыта и
Неотъемлемыми предпосылками рыночной
экономики являются общественное разделение
труда, рыночный обмен продуктами труда,
частная собственность, экономическая
свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая
и юридическая самостоятельность и ответственность,
правовая система, законодательно закрепляющая
«правила игры» на рынке.
Будучи общей экономической системой,
рыночная экономика развивается по единым
для всех стран законам. Их универсальность
обусловливает общую природу рыночной
экономики, проявляющуюся в общности не
только предпосылок, но и ее функций и
механизмов на всех этапах развития. Вместе
с тем в зависимости от конкретных исторических
условий каждой страны эти общие закономерности
реализуются в разнообразных страновых
моделях рыночной экономики.
Объектом исследования является рыночная
экономика.
Предметами исследования являются микроэкономические
рынки.
Цель курсовой работы – изучение законов,
функций, механизмов и эффектов микроэкономических
рынков.
Для реализации поставленной цели мы ставим
перед собой следующие задачи:
- изучение и анализ литературы
по теме курсовой работы;
- рассмотрение понятия рынок, его функций
и видов;
- изучение законов и механизмов рынков;
- рассмотрение эффектов рынков.
1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями.
1.1. Понятие рынка и его функции.
Ры́нок - совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.
Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Посредническая функция. Обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился. В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.
Стимулирующая функция. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния
Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому — структурная перестройка хозяйства в современной России.
Дифференцирующая функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).
1.2. Виды микроэкономических
Виды рынков можно классифицировать по различным признакам. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают:
Рынки средств производства. Рынок средств производства включает все материально-технические объекты, которые непосредственно участвуют в общественном производстве, в изготовленния продукции, выполнении работ, оказании услуг. Рынок средств производства состоит из двух частей:
-основные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование и пр.);
-оборотные средства (предметы
труда в виде сырья,
С переходом к рынку упраздняется централизация системы снабжения и сбыта, а также действующая система ценообразования.Дефицит средств производства и энергоресурсов приводит к резкому повышению цен на них.Возникают посреднические структуры — товарные биржи, реализующие по свободным ценам средства производства и другие материально-технические ресурсы.
Рынок средств производства является сферой потребления инвестиций, реализация которых означает возрождение экономики страны и привлечение в сферу производства огромного количества работников. Начало функционирования этого рынка означает приостановление спада производства и возрастание доходной части бюджета за счет налогообложения промышленных объектов
Предметов потребления и услуг. Рынок потребительских товаров и услуг являет собой сферу обращения, с помощью которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей разных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Услуга - это особенная потребительская стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности человека. Особенностью услуги как товару (в сравнении с обычным товаром, воплощенным в вещи) есть то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуги совпадает с процессом ее создания, с деятельностью, а их невозможно накапливать, транспортировать. Составными элементами рынка предметов потребления является производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники и тому подобное) и текущего потребления. Данный рынок наиболее склонен к колебанию спроса и предложения денежного оборота, инфляции. Этот рынок непосредственно влияет на благоустройство нации. Для функционирования рынка товаров и услуг нужная развитая гуртовая и розничная торговля. В пределах потребительских товаров и услуг нужно выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных или непродовольственных товаров. Каждый из них владеет собственной спецификой как разных сфер, которые выпускают товары и услуги, так и способами и формами их продвижения от производителей к потребителям
Информации. Это совокупность экономических отношений по поводу сбора, проработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения. Информация является редким благом, для получения которого нужны определенные расходы. Между производителем и потребителем на рынке информации есть посредники, основное задание которых - сбор и продажа информации. Эти рынки отличаются один от другого степенью осведомленности и возможности реальных действий таких посредников в реализации товаров и услуг. Важным элементом рынка информации является информация о конкурентах. Средством сбора соответствующей информации является пересмотр профессиональных журналов, встречи со специалистами, приглашение консультантов и тому подобное. Особенностью такого товара как информация есть то, что засекреченная, малоизвестная информация стоит дорого, ведь "кто владеет информацией - владеет миром" и "любая монополия начинается с монополии на информацию", а информация известна всем - не стоит ничего. Этот товар не имеет второй свежести".
Ценных бумаг. Это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночной экономики и главным ее финансовым рычагом.По характеру обращения ценных бумаг его можно рассматривать как первичный, т. е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ценных бумаг среди инвесторов на финансовом рынке, и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг. Кроме того, в соответствии с мировой практикой, рынок ценных бумаг делится на два в значительной мере независимых друг от друга рынка: организованный (биржевой) и свободный (внебиржевой). В общем виде понятие «организованный рынок» подразумевает сделки, заключенные на фондовой бирже, в то время как понятие «свободный рынок» предполагает сделки с ценными бумагами вне биржи, которые осуществляются между покупателем и продавцом через посредников.
Информация о работе Законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков