Законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение законов, функций, механизмов и эффектов микроэкономических рынков.
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение понятия рынок, его функций и видов;
- изучение законов и механизмов рынков;
- рассмотрение эффектов рынков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Понятие рынка и его функции
1.2. Виды микроэкономических рынков
1.3. Рынок как система конкуренции

2. МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ
2.1. Механизм микроэкономического рынка
2.2. Законы микроэкономического рынка
2.3. Эффекты микроэкономического рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

1_курсовая (законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков).docx

— 71.85 Кб (Скачать файл)

                                               Содержание:

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 
    1.1. Понятие рынка и его функции 
    1.2. Виды микроэкономических рынков 
    1.3. Рынок как система конкуренции

 
2. МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ  МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ 
    2.1. Механизм микроэкономического рынка

    2.2. Законы микроэкономического  рынка 
    2.3. Эффекты микроэкономического рынка

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

 

 

 

 

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок  – это механизм взаимодействия покупателей  и продавцов экономических благ. 
Рыночные отношения, т.е. отношения между покупателями и продавцами, начали складываться ещё в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения. 
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке.

Современный рынок, оставаясь  механизмом взаимодействия покупателей  и продавцов, превратился в систему  регулирования хозяйственной жизни. 
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на неё.

Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок  товаров и услуг. Для распределения  он является тем механизмом, который  определяет размеры доходов для  владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок  – это тот канал, через который  потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских  благ. На рынке определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики. 
Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке. 
Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам. Их универсальность обусловливает общую природу рыночной экономики, проявляющуюся в общности не только предпосылок, но и ее функций и механизмов на всех этапах развития. Вместе с тем в зависимости от конкретных исторических условий каждой страны эти общие закономерности реализуются в разнообразных страновых моделях рыночной экономики. 
Объектом исследования является рыночная экономика. 
Предметами исследования являются микроэкономические рынки. 
Цель курсовой работы – изучение законов, функций, механизмов и эффектов микроэкономических рынков. 
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:

 
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы; 
- рассмотрение понятия рынок, его функций и видов; 
- изучение законов и механизмов рынков; 
- рассмотрение эффектов рынков.

 

                           1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга: социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; система стимулов и мотиваций участников; экономические связи между предприятиями и организациями.

                               1.1. Понятие рынка и его функции.

Ры́нок - совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями — есть монополия. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — есть монопсония. Это крайности несовершенной конкуренции.

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

Регулирующая  функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства: падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

 

Информационная  функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

 

Посредническая  функция. Обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

 

Санирующая функция. Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился. В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса: многие не выдерживают конкуренции.

Стимулирующая функция. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния

Созидательно-разрушительная функция. Рынок обеспечивает динамичное изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Он как бы взрывает старую структуру хозяйства и на каждом новом этапе развития формирует новую структуру. Разумеется, этот процесс тяжелый, мучительный, болезненный, но он - реальность. Яркий и наглядный пример тому — структурная перестройка хозяйства в современной России.

Дифференцирующая  функция. Рынок расслаивает, дифференцирует товаропроизводителей, т. е. обогащает одних и разоряет других. Общеизвестно, что средний цикл жизни малого бизнеса не превышает шести лет, что, как правило, из каждых трех начинающих предпринимателей двое разоряются в сравнительно короткий период (1,5-2 года).

 

                               1.2. Виды микроэкономических рынков.

Виды рынков можно классифицировать по различным признакам. По экономическому назначению объектов рыночных отношений  различают:

Рынки средств производства. Рынок средств производства включает все материально-технические объекты, которые непосредственно участвуют в общественном производстве, в изготовленния продукции, выполнении работ, оказании услуг. Рынок средств производства состоит из двух частей:

-основные фонды (здания, сооружения, машины, оборудование и  пр.);

-оборотные средства (предметы  труда в виде сырья, материалов, полуфабрикатов, энергоресурсов и  пр.).

С переходом к рынку  упраздняется централизация системы  снабжения и сбыта, а также  действующая система ценообразования.Дефицит средств производства и энергоресурсов приводит к резкому повышению цен на них.Возникают посреднические структуры — товарные биржи, реализующие по свободным ценам средства производства и другие материально-технические ресурсы.

Рынок средств производства является сферой потребления инвестиций, реализация которых означает возрождение экономики страны и привлечение в сферу производства огромного количества работников. Начало функционирования этого рынка означает приостановление спада производства и возрастание доходной части бюджета за счет налогообложения промышленных объектов

Предметов потребления и услуг. Рынок потребительских товаров и услуг являет собой сферу обращения, с помощью которой реализуются товары народного потребления и услуги. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей разных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Услуга - это особенная потребительская стоимость, которая удовлетворяет определенные потребности человека. Особенностью услуги как товару (в сравнении с обычным товаром, воплощенным в вещи) есть то, что она полезна не как вещь, а как деятельность. Поэтому потребление услуги совпадает с процессом ее создания, с деятельностью, а их невозможно накапливать, транспортировать. Составными элементами рынка предметов потребления является производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники и тому подобное) и текущего потребления. Данный рынок наиболее склонен к колебанию спроса и предложения денежного оборота, инфляции. Этот рынок непосредственно влияет на благоустройство нации. Для функционирования рынка товаров и услуг нужная развитая гуртовая и розничная торговля. В пределах потребительских товаров и услуг нужно выделить рынок продовольственных товаров и рынок промышленных или непродовольственных товаров. Каждый из них владеет собственной спецификой как разных сфер, которые выпускают товары и услуги, так и способами и формами их продвижения от производителей к потребителям

Информации. Это совокупность экономических отношений по поводу сбора, проработки, систематизации информации и ее продажи конечному потребителю. От качества и объема информации зависит правильность принятого решения. Информация является редким благом, для получения которого нужны определенные расходы. Между производителем и потребителем на рынке информации есть посредники, основное задание которых - сбор и продажа информации. Эти рынки отличаются один от другого степенью осведомленности и возможности реальных действий таких посредников в реализации товаров и услуг. Важным элементом рынка информации является информация о конкурентах. Средством сбора соответствующей информации является пересмотр профессиональных журналов, встречи со специалистами, приглашение консультантов и тому подобное. Особенностью такого товара как информация есть то, что засекреченная, малоизвестная информация стоит дорого, ведь "кто владеет информацией - владеет миром" и "любая монополия начинается с монополии на информацию", а информация известна всем - не стоит ничего. Этот товар не имеет второй свежести".

Ценных бумаг. Это часть финансового рынка (другая его часть - рынок банковских ссуд), где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Он является одновременно и индикатором рыночной экономики и главным ее финансовым рычагом.По характеру обращения ценных бумаг его можно рассматривать как первичный, т. е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ценных бумаг среди инвесторов на финансовом рынке, и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг. Кроме того, в соответствии с мировой практикой, рынок ценных бумаг делится на два в значительной мере независимых друг от друга рынка: организованный (биржевой) и свободный (внебиржевой). В общем виде понятие «организованный рынок» подразумевает сделки, заключенные на фондовой бирже, в то время как понятие «свободный рынок» предполагает сделки с ценными бумагами вне биржи, которые осуществляются между покупателем и продавцом через посредников.

Информация о работе Законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков