Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение законов, функций, механизмов и эффектов микроэкономических рынков.
Для реализации поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме курсовой работы;
- рассмотрение понятия рынок, его функций и видов;
- изучение законов и механизмов рынков;
- рассмотрение эффектов рынков.
ВВЕДЕНИЕ
1. МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЫНКИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1.1. Понятие рынка и его функции
1.2. Виды микроэкономических рынков
1.3. Рынок как система конкуренции
2. МЕХАНИЗМЫ, ЗАКОНЫ И ЭФФЕКТЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РЫНКОВ
2.1. Механизм микроэкономического рынка
2.2. Законы микроэкономического рынка
2.3. Эффекты микроэкономического рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи
и взаимодействия основных элементов
рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции
и основных экономических законов рынка.
Рыночный механизм действует на основе
экономических законов: изменения спроса,
изменения предложения, равновесной цены,
конкуренции, стоимости, полезности и
прибыли. Главными действующими целями
на рынке являются спрос и предложение,
их взаимодействие определяет, что и в
каком количестве производить и по какой
цене реализовать. Цены являются важнейшим
инструментом рынка так как они обеспечивают
его участников необходимой информацией,
на основе которой принимается решение
об увеличении или сокращении производства
того или иного товара. В соответствии
с этой информацией происходит движение
потоков капиталов и труда из одной отрасли
в другую. Экономическое положение производителей
и потребителей, продавцов и покупателей
зависит от рыночной конъюнктуры, которая
изменяется под влиянием многочисленных
факторов.
Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в равновесии. И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.
Преимущества рыночного механизма. Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему: Эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов. Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках). Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия. Оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии). Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.
Недостатки рыночного механизма. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты). Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона). Не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных. Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке. Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, безработица и т.д.) Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.
Закон возвышения потребностей — это объективный закон, в соответствии с которым в мире происходит процесс увеличения видов (наименований), разновидностей, изменение структуры (в пользу качества) потребительских товаров и услуг и их качества. Количество видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе.
Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном уровне качества). Величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.
Неценовые факторы, влияющие на спрос: Уровень доходов в обществе; Размеры рынка; Мода, сезонность; Наличие товаров-субститутов (заменителей); Инфляционные ожидания.
Данная поправка обусловлена существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует. Закон спроса описывает поведение покупателей при изменении цены товара. Поведение продавцов (изготовителей) товара на рынке описывает закон предложения. Предложение — это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником. Закон предложения характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Если цены повышаются, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем продаж (объем производства). И наоборот, если цена на данный товар на рынке будет снижаться (под воздействием рыночных механизмов, а не продавцов), то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на таком рынке и его предложение будет сокращаться.
Механизм действия закона
зависимости между предложением
и спросом объясняется
Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Покупатель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже (при одинаковом уровне качества). Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных по обеим кривым цене и количестве товара. В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Этот закон действует в условиях совершенной, или чистой, конкуренции.
Закон возрастания дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами. Уровень богатства страны в целом определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения — в 4-6 раз меньше.
Закон убывающей доходности проявляется на микроуровне: он показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя. Например, при повышении силы конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыдущей такой же доли безотказности.
Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления отражает соотношение затрат в сферах производства (разработка, изготовление, хранение) и потребления (доставка, использование, восстановление, утилизация) объекта. При подготовке любых стратегических решений должны учитываться эти виды затрат. Существенное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных затрат в совокупных затратах. В этом случае оптимальный уровень качества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.
Закон эффекта масштаба проявляется в том, что с увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы (до оптимальной величины) условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общезаводские и общецеховые, на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно ее себестоимость. При этом качество продукции повышается. Исследования показывают, что программу выпуска можно увеличивать путем увеличения доли рынка за счет повышения конкурентоспособности продукции, выполнения комплекса работ по унификации и агрегатированию однородной продукции. За счет фактора масштаба себестоимость однородной продукции можно снизить до двух раз, а качество ее изготовления повысить до 40%.
Схема действия закона эффекта опыта выполнения работ или освоения новой продукции аналогична схеме действия закона масштаба. Очевидно, что если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения методов, приемов и навыков выполнения данной работы.
Закон экономии времени в авторской интерпретации гласит, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности аналогичных объектов, т. е. снижение суммы затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта (отдачи) по сравнению с предыдущей моделью объекта или лучшим мировым образцом. Категории «будущий труд» в экономической теории не было и нет, вследствие чего закон экономии времени в научной и учебной литературе рассматривался (в советские времена) и рассматривается сейчас как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции. Такой узкий статичный подход к главному закону эффективности общественного производства — закону экономии времени — исключает из сферы исследования эксплуатационные затраты и полезный эффект объекта, приводит в перспективе к неэффективному использованию ресурсов в народнохозяйственном масштабе.
Закон конкуренции — Под конкуренцией понимается соперничество предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, с целью привлечения потребителей именно к своей марке. Конкуренция является одной из важнейших концепций рыночной экономики, обосновывающей закономерности капиталистического способа производства. Цель конкуренции — обеспечить условия для получения максимальной прибыли и достижения экономической эффективности производства.
Сферой действия закона о конкуренции является все общественное производство, тогда как источником саморазвития выступает социальное противоречие между стремлением каждого человека максимально реализовать себя в борьбе за выживание и сопротивлением общественной среды. Интенсивность конкуренции на рынках товаров и услуг в условиях рыночной экономики постоянно возрастает, а виды конкуренции, точнее, конкурентной борьбы усложняются, становятся разнообразнее и принимают все более опосредованный характер. Результаты конкурентной борьбы зависят от субъектов конкуренции, а также конкретных финансово-экономических условий развития общества.
При анализе социальных отношений в сфере экономики и финансов полезно учитывать виды конкуренции: совершенная (или «чистая»), монополистическая, олигополистическая (конкуренция между немногими), чистая монополия. Наиболее тесное взаимодействие законов разделения и перемены труда обеспечивает совершенная конкуренция, предполагающая отсутствие контроля над ценой, эластичный спрос, отсутствие ограничения свободного предпринимательства и развития бизнеса. Есть и такой вид конкуренции, как конкуренция количествами — конкуренция на олигополистическом рынке, когда предприятия варьируют не цены, а объемы производства (количества). Впервые этот вид конкуренции был рассмотрен Антуаном Курно в 1838 г.
В связи с усилением
конкуренции на рынках труда и
товаров и в то же время высоким
уровнем бедности российского населения,
введением монетизации
Итак, с позиций социологического
подхода конкуренция — это
социальный процесс экономического
развития производителей товаров и
услуг, сопровождающийся столкновением
интересов субъектов
Важными социальными показателями процесса конкуренции являются: конкурентоспособность, проявляющаяся во взаимодействии конкурирующих сторон — субъектов экономической деятельности; добросовестность конкуренции, связанная с нормами этики и культуры конкурирующих субъектов.
Информация о работе Законы функции механизмы и эффекты микроэкономических рынков